Решение по делу № 2-36/2021 ~ М-26/2021 от 10.02.2021

<иные данные>

ГД № 2-36/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 апреля 2021 года г. Балтийск

Балтийский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда, в составе председательствующего Коробенко Д.Э., при секретаре судебного заседания Макаровой Н.А., с участием помощника военного прокурора 306 военной прокуратуры гарнизона – <иные данные> Нечаева В.И, рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению заместителя военного прокурора 306 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов Российской Федерации в лице войсковой части ХХХ о взыскании с бывшего военнослужащего указанной воинской части <иные данные> Стильника Виталия Александровича денежных средств в счет возмещения материального ущерба, причиненного государству,

установил:

заместитель военного прокурора 306 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и просил взыскать со Стильника в пользу войсковой части ХХХ сумму причиненного государству материального ущерба путем перечисления денежных средств в размере 17526 руб. 79 коп. на расчетный счет Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Калининградской области».

Данные исковые требования обосновываются тем, что при проверке в сфере соблюдения военнослужащими войсковой части ХХХ законодательства в сфере сохранности федеральной собственности 306 военной прокуратурой гарнизона было установлено, что Стильник был исключен из списков личного состава указанной воинской части по увольнению в связи с невыполнением условий контракта, при этом ранее выданное инвентарное вещевое имущество и вещевое имущество личного пользования на склад воинской части Стильник не сдал, остаточную стоимость выданного вещевого имущества государству добровольно не возместил.

Ссылаясь на положения статьи 5 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих», заместитель военного прокурора делает вывод о том, что Стильник несет материальную ответственность в полном размере в случае, когда ущерб причинен военнослужащим, которому имущество передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей.

Помощник военного прокурора 306 военной прокуратуры гарнизона Нечаев в судебном заседании поддержал заявленные требования, ссылаясь на то, что о материальном ущербе стало известно ХХХ года из ответа начальника Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Калининградской области».

Истец – командир войсковой части ХХХ, и ответчик Стильник, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли, что в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ не является препятствием к рассмотрению дела в их отсутствие.

Вместе с тем, от Стильника поступило заявление о пропуске истцом срока исковой давности, что является основанием для отказа в удовлетворении иска.

Исследовав материалы гражданского дела и представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно приказу командира войсковой части ХХХ от ХХ ХХ ХХ года Стильник зачислен в списки личного состава указанной воинской части и поставлен на все виды обеспечения с ХХ ХХ ХХ года.

Как следует из приказа командира войсковой части ХХХ от ХХ ХХ ХХ года Стильник досрочно уволен с военной службы и исключен из списков личного состава части с зачислением в запас в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта.

Исходя из ответа от ХХ ХХ ХХ года № ХХХ начальника Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Калининградской области» у Стильника имеются остатки вещевого имущества личного пользования, срок носки которого не истек.

Согласно справке-расчету у бывшего военнослужащего войсковой части ХХХ сержанта запаса Стильника по состоянию на ХХ ХХ ХХ года, т.е. на дату исключения из списков войсковой части, находится инвентарное имущество и вещевое имущество личного пользования срок носки которого не истек, остаточной стоимостью 17526 руб. 79 коп.

В соответствии с п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 этого кодекса.

Исковая давность в силу п. 2 ст. 199 ГК РФ применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения, а истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе виске.

Согласно п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

В соответствии с частью 4 ст. 3 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих», военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в течение трех лет со дня обнаружения ущерба.

Днем обнаружения ущерба следует считать день, когда командир (начальник) узнал или должен был узнать о наличии материального ущерба, причиненного военнослужащим.

Аналогичные положения содержатся в разъяснениях, данных в абз. 4 пункта 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. №8 "О практике применения военными судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" о том, что днем обнаружения ущерба следует считать день, когда командиру воинской части, а в отдельных случаях - вышестоящим в порядке подчиненности органам военного управления и воинским должностным лицам стало известно о наличии материального ущерба, причиненного военнослужащим.

При этом Закон не регулирует вопросы восстановления, приостановления либо продления срока привлечения военнослужащих к материальной ответственности, а нормы ГК РФ, регулирующие правила применения сроков исковой давности, в силу действия специального закона применению не подлежат.

Таким образом, установленный п. 4 ст. 3 Закона срок является пресекательным, в связи с чем привлечение военнослужащего к материальной ответственности за пределами данного срока не допускается.

В соответствии со ст. 75, 82 и 93 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, утвержденного указом Президента РФ от 10 ноября 2007 года № 1495, командир в мирное и военное время отвечает, в том числе, за сохранность вооружения, военной техники и другого военного имущества и в этой части обязан знать действительное состояние воинской части (подразделения), постоянно иметь точные сведения о наличии и состоянии вооружения, военной техники и другого военного имущества.

Командир обязан поддерживать в исправном состоянии и сохранности вооружение, военную технику и другое военное имущество, предотвращать утрату, недостачу, порчу и хищение военного имущества; привлекать виновных лиц к ответственности; организовывать войсковое хозяйство и руководить им лично, а также через штаб, своих заместителей, начальников родов войск и служб.

Кроме того, согласно п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237, военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

На основании п. 2 ст. 14 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обеспечиваются вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения военной службы по нормам и в сроки, которые устанавливаются правительством, в порядке, определяемом Министром обороны РФ.

Согласно п. 25 «Правил владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом, а также банно-прачечного обслуживания в мирное время», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 июня 2006 года № 390, вещевое имущество личного пользования, срок носки которого не истек, выданное военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а также инвентарное имущество, за исключением предметов, предусмотренных нормами снабжения, в случае их увольнения с военной службы подлежит возврату.

Изложенные нормы законодательства в их совокупности свидетельствуют о том, что на военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, перед увольнением с военной службы возлагается обязанность по сдаче на склад воинской части соответствующего имеющегося у него имущества. В свою очередь общая организация этого процесса, контроль за его проведением и принятие установленных законом мер в случае установления факта несдачи имущества и причинения тем самым воинской части материального ущерба возложены на командира воинской части и подчиненных ему должностных лиц.

Таким образом, по смыслу закона, процесс по сдаче военнослужащим вещевого имущества должен быть организован командиром воинской части непосредственно до увольнения такого военнослужащего с военной службы и его исключения из списков личного состава части, поскольку именно при данных условиях у названного должностного лица сохраняется возможность своевременно выявить недостачу вещевого имущества и предпринять исчерпывающие меры, направленные на установление причин ущерба, его размера и виновных в его причинении лиц.

Факт же несдачи военнослужащим на день исключения из списков личного состава части вещевого имущества при наличии определенных оснований свидетельствует о причинении им ущерба государству, и именно с этого дня командиру воинской части становится известно о наличии такого ущерба, поскольку, как было отмечено выше, обязанность по контролю за этим процессом напрямую возложена на него и подчиненных ему должностных лиц вышеприведенными положениями нормативных правовых актов.

Таким образом, об обнаружении предполагаемого ущерба со стороны Стильника ввиду несдачи им при увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава части инвентарного вещевого имущества командиру войсковой части ХХХ должно было быть достоверно известно со дня исключения ответчика из списков личного состава воинской части, то есть с ХХ ХХ ХХ года, следовательно, срок привлечения Стильника к материальной ответственности истекал ХХ ХХ ХХ года.

Вместе с тем, исковое заявление было направлено лишь ХХ ХХ ХХ г., (исх. № <иные данные>) и поступило в суд ХХ ХХ ХХ года, то есть по истечении трех лет со дня обнаружения ущерба.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных исковых требований в связи с истечением срока привлечения Стильника к материальной ответственности, а ходатайство ответчика о применении срока исковой давности подлежит удовлетворению.

При этом доводы помощника военного прокурора 306 военной прокуратуры гарнизона Нечаева о том, что о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску стало известно ХХ ХХ ХХ года из ответа начальника Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Калининградской области» суд считает несостоятельным и свидетельствующими о бездействии лиц, связанным с обращением с исковым заявлением в суд, поскольку данный ответ был получен в пределах трехлетнего срока исковой давности.

Вместе с тем, ст. 45 ГПК РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации и пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

Таким образом, право заместителя военного прокурора 306 военной прокуратуры гарнизона на привлечение Стильника к материальной ответственности является производным от права истца – командира войсковой части ХХХ, в связи с чем не может являться основанием для изменения срока привлечения ответчика к материальной ответственности проведение 306 военной прокуратурой гарнизона проверки в сфере соблюдения военнослужащими войсковой части ХХХ законодательства в сфере сохранности федеральной собственности, поскольку это не опровергает вывод суда об обнаружении предполагаемого ущерба командиром войсковой части.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, военный суд

решил:

в удовлетворении искового заявления заместителя военного прокурора 306 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов Российской Федерации в лице войсковой части ХХХ о взыскании с бывшего военнослужащего указанной воинской части <иные данные> Стильника Виталия Александровича денежных средств в счет возмещения материального ущерба, причиненного государству – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Балтийский флотский военный суд через Балтийский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Д.Э. Коробенко

2-36/2021 ~ М-26/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Заместитель военного прокурора 306 военной прокуратуры гарнизона
Ответчики
Стильник Виталий Александрович
Суд
Балтийский гарнизонный военный суд (Калининградская область)
Судья
Коробенко Дмитрий Эдуардович
Дело на сайте суда
baltyiskygvs--kln.sudrf.ru
10.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.02.2021Передача материалов судье
11.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.03.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
03.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2021Подготовка дела (собеседование)
15.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.03.2021Судебное заседание
09.04.2021Судебное заседание
13.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее