Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-438/2021 ~ М-369/2021 от 05.04.2021

Дело №2-438/202183RS0001-01-2021-000569-30РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
19 мая 2021 года г. Нарьян-Мар

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Яровицыной Д.А.,

при секретаре Вокуевой И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента финансов и экономики Ненецкого автономного округа к Васильеву Денису Александровичу о взыскании суммы гранта,

установил:

Департамент финансов и экономики Ненецкого автономного округа (далее по тексту – Департамент) обратился в суд с иском к Васильеву Д.А. о взыскании суммы гранта в размере 500 000 руб.

В обоснование заявленных требований указав, что 18.12.2017 с ответчиком было заключено соглашение, по условиям которого последнему предоставлен грант в размере 500 000 руб. на создании собственного бизнеса в целях финансового возмещения затрат получателя, связанных с реализацией бизнес-проекта по выращиванию овощей закрытого грунта. При проверке предоставленных ответчиком отчетов о хозяйственной деятельности в 2018 году было выявлено ряд нарушений использования предоставленного гранта, в связи с чем в адрес ответчика направлены письма о необходимости устранения выявленных нарушений. Вместе с тем, Васильев Д.А. в нарушение условий соглашения от 18.12.2017 нарушения не устранил, денежные средства гранта не возвратил, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.

В судебном заседании представитель истца Евсюгина А.А. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что в настоящий момент на основании заявления Васильева Д.А. истцом решен вопрос о возможности предоставления ответчику отсрочки по возврату средств гранта.

Ответчик Васильев Д.А. с заявленными требованиями согласился. Факт получения средств гранта не оспаривал. Указал, что соглашение от 18.12.2017 от его имени подписано его отцом, действующим на основании доверенности. При предоставлении в Департамент отчетов полагал о правильности их составления. Необходимость возврата средств гранта не оспаривал. Сослался на тяжелое материальное положение, которое не позволяет ему единовременно возвратить сумму гранта.

Суд, заслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

В ст. ст. 28 и 38 Бюджетного кодекса РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу ч. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

На основании ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, в том числе гарантийную, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе наряду с установленными частью 1 настоящей статьи формами поддержки самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Порядок, условия и размер предоставления грантов начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса в соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса РФ и в целях реализации государственной программы Ненецкого автономного округа «Развитие предпринимательской деятельности в Ненецком автономном округе», утвержденной постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 26.06.2014 № 223-п в спорный период были определены Положением, утвержденным постановлением администрации НАО от 23.03.2016 № 82-п.

Согласно п.2 Положения целью предоставления грантов является финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъект МСП) на территории Ненецкого автономного округа на начальной стадии создания и развития бизнеса.

При этом под грантом понимается денежные средства, предоставляемые начинающим предпринимателям в форме субсидий на условиях софинансирования целевых расходов на создание собственного бизнеса в виде разового платежа; под начинающиим предпринимателем - юридические лица и индивидуальные предприниматели, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством Российской Федерации, с момента регистрации которых в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя до даты подачи заявки на участие в конкурсе прошло не более одного календарного года (п. 3 Положения).

Согласно п. 8 Положения гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в сумме, не превышающей 500 (пятьсот) тыс. рублей для одного соискателя.

На основании п. 9 грант предоставляется при условии софинансирования получателем гранта расходов на реализацию бизнес-плана в размере не менее 15% от размера получаемого гранта.

Под софинансированием расходов на реализацию бизнес-плана могут учитываться фактически понесенные расходы на реализацию бизнес-плана, которые были понесены соискателем до подачи заявления на участие в конкурсе. Данные расходы должны быть произведены только после регистрации соискателя в качестве субъекта МСП. В качестве подтверждения вышеуказанных расходов соискатель представляет заверенные соискателем копии документов, подтверждающих факт приобретения и получения товара.

В соответствии с п. 41 Положения между Департаментом и каждым из победителей конкурса заключается Соглашение.

Соглашением предусматриваются цели, условия и порядок предоставления гранта, согласие получателя гранта на осуществление Департаментом и органами государственной власти Ненецкого автономного округа, осуществляющими государственный финансовой контроль, обязательных проверок соблюдения им условий, целей и порядка предоставления гранта, а также порядок возврата гранта в случае нарушения условий, установленных при его предоставлении (п. 42).

В силу п. 44 Положения предоставление гранта победителям конкурса осуществляется на основании распоряжения Департамента о предоставлении гранта (далее - распоряжение).

Из материалов дела следует, что 18.12.2017 между Департаментом финансов и экономики НАО и ИП Васильевым Д.А. было заключено соглашение №01-08/52, предметом которого являлось предоставление из окружного бюджета в 2017 году гранта на создание собственного бизнеса в целях финансового обеспечения затрат, связанных с реализацией бизнес-проекта по выращиванию овощей закрытого грунта в <адрес> (п.1.1).

В соответствии с п. 2 соглашения срок запуска проекта, предусматривающего монтаж двух обогреваемых теплиц, установлен не позднее 31.12.2018.

Согласно п. 1.3 соглашения размер гранта составляет 500 000 руб.

На основании распоряжения Департамента финансов и экономики НАО от 20.12.2017 № 217 Васильеву Д.А. произведена выплата гранта в размере 500 000 руб. что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ .

На основании п. 48 Положения получатель гранта имеет право использовать собственные средства, заявленные на условиях софинансирования, и средства гранта только на расходы, указанные в плане использования гранта и собственных средств.

В силу п. 51 Положения получатель гранта должен использовать средства предоставленного гранта и собственные средства, заявленные на условиях софинансирования, в течение 1 (одного) года со дня фактического перечисления средств гранта Департаментом получателю гранта.

Не допускается производить расчеты за счет средств гранта и собственных средств, заявленных на условиях софинансирования, наличными деньгами, а также расчеты с физическими лицами (п. 52).

В соответствии с п. 53 Положения получатель гранта ежеквартально, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Департамент: 1) отчет об использовании средств гранта и собственных средств, заявленных на условиях софинансирования (с нарастающим итогом), составленный по форме согласно Приложению 9 к настоящему Положению (далее - ежеквартальный отчет); 2) выписку кредитной организации о состоянии расчетного счета с даты перечисления гранта на расчетный счет до отчетной даты (индивидуальный предприниматель, не имеющий расчетного счета, представляет выписку из лицевого счета); 3) документы, подтверждающие расходы, осуществленные в соответствии с бизнес-планом; 4) информацию о стадии реализации бизнес-проекта в свободной форме, в том числе сведения об общем объеме расходов, понесенных при реализации проекта.

На основании п. 53.1 Положения, в случае если средства гранта не использованы полностью в отчетном году, получатель гранта представляет в Департамент вместе с отчетом за четвертый квартал отчетного года об использовании средств гранта и собственных средств, заявленных на условиях софинансирования, заявление о согласовании дальнейшего использования средств.

Департамент до 30 января года, следующего за отчетным годом, принимает решение в форме распоряжения о наличии (отсутствии) потребности у получателя гранта в неиспользованных средствах. Копия решения (или выписка из решения) направляется получателю гранта в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.

В случае принятия решения об отсутствии потребности у получателя гранта в неиспользованных средствах дополнительно к копии решения (выписки из решения) получателю гранта направляется требование о возврате неиспользованных средств.

На основании п. 55 Положения ежеквартальные отчеты представляются получателем гранта до полного использования средств гранта и собственных средств, заявленных на условиях софинансирования.

Ежегодные отчеты представляются получателем гранта в течение 3 лет с момента получения гранта.

Аналогичные условия содержаться в соглашении №01-08/52 от 18.12.2017.

Таким образом, Васильев Д.А., заключив с Департаментом указанное соглашение, обязался соблюдать как его условия, так и Положение о порядке и условиях предоставления грантов начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса.

Из материалов дела следует, что 10.04.2018 Васильевым Д.А. предоставлен отчет об использовании гранта за 1 квартал 2018 года, согласно которому последним было израсходовано 263 000 руб. на приобретение 2-х    теплиц.

По результатам проверки предоставленного ответчиком отчета и приложенных к нему документов, Департаментом были выявлены факты расчетов, с использованием наличных средств, в связи с чем в адрес ответчика направлено требование от 03.05.2018 об устранении замечаний, а также указано на невозможность зачета данных расходов в качестве использования гранта и собственных средств, заявленных на условиях софинансирования.

20 июля 2018 года ответчиком был предоставлен отчет об использовании гранта за 2 квартал 2018 года, согласно которому было израсходовано 26 814 руб. 50 коп. на приобретение строительных материалов.

Вместе с тем, по результатам проверки указанного отчета истцом были выявлены нарушения, а именно: установлены факты расчетов, произведенных Васильевым Д.А. с использованием наличных средств; не представлена выписка кредитной организации о состоянии расчетного (лицевого) счета с даты перечисления гранта на расчетный счет до отчетной даты; документы, подтверждающие расходы, осуществленные в соответствии с бизнес-планом, представленные к отчету за II квартал не содержат идентифицирующей плательщика информации (на чеках не указан плательщик), в связи с чем необходимо предоставить информацию о плательщике; отчет представлен не в соответствии с планом использования гранта и собственных средств, являющимся приложением к соглашению; не представлена информация о стадии реализации бизнес-проекта в свободной форме, в том числе сведения об общем объеме расходов, понесенных при реализации проекта.

При этом ответчику письмом от 07.08.2018 предложено устранить выявленные нарушении в кратчайшие сроки.

10 октября 2018 г. Васильевым Д.А. был предоставлен отчет об использовании гранта за 3 квартал 2018 года, согласно которому было израсходовано 55 495 руб. на приобретение удобрения, а также электрики и сантехники.

Письмом Департамента от 11.12.2018 Васильеву Д.А. указаны замечания на предоставленный отчет, а именно на содержание аналогичных ошибок, что и в ранее представленных отчетах, в связи с чем, ответчику указано на устранение предыдущих нарушений. Кроме того, данным письмом обращено внимание Васильева Д.А на необходимость использования средств гранта и собственных средств, заявленных на условиях софинансирования в течении 1 года со дня фактического перечисления средств гранта, тогда как остаток неизрасходованных средств составлял 657 032 руб. 50 коп., с истечением срока их использования до 22.12.2018. При этом ответчику предложено в срок до 22.12.2018 устранить изложенные ранее замечания, а также обеспечить полное использование остатков.

Как следует из материалов дела, анализ расходов гранта свидетельствует о наличии нарушении со стороны ответчика условий заключенного между сторонами соглашения, а также действующего в указанный период Положения, доказательств обратного в нарушение ст. 56 ГПК РФ со стороны ответчика не представлено

Поскольку, Васильев Д.А. замечания, изложенные в письмах Департамента не устранил, в связи с чем истец 14.01.2019, 18.01.20201 направил в адрес ответчика претензии с требованием возврата в окружной бюджет средств гранта в размере 500 000 руб.

Поскольку до настоящего времени денежные средства ответчиком не были возращены, более того Васильев Д.А. согласно выписке ЕГРИП утратил статус индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ прекратив свою деятельность, то указанное послужило основание для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.

В соответствии с ч. 3.1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно п. 58 Положения средства гранта подлежат возврату в том числе случае ненадлежащего исполнения получателем гранта условий предоставления гранта, требований настоящего Положения и заключенного Соглашения, в том числе требований по представлению отчетности; отсутствия ведения получателем гранта хозяйственной деятельности в течение заявленного срока реализации бизнес-плана (принятия решения о прекращении ведения хозяйственной деятельности, начала процедуры банкротства).

Получатель гранта обязан возвратить фактически полученный грант в течение 30 календарных дней со дня получения соответствующего требования от Департамента по реквизитам, указанным в требовании (п. 59).

На основании п. 60 Положения в случае если получатель гранта по истечении указанного срока не осуществил возврат бюджетных средств, их взыскание производится в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, учитывая, что при заключении соглашения №01-08/52 от 18.12.2017 ответчик был ознакомлен с его условиями, согласился с ними и обязался их исполнять и соответственно был предупрежден об ответственности за их неисполнения, тогда как факт нарушения условий соглашения нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, то суд приходит к выводу, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с чем, с ответчика в доход местного бюджета подлежит ко взысканию государственная пошлина в размере 8 200 руб.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление Департамента финансов и экономики Ненецкого автономного округа к Васильеву Денису Александровичу о взыскании суммы гранта удовлетворить.

Взыскать с Васильева Дениса Александровича в доход бюджета Ненецкого автономного округа средства гранта в размере 500 000 руб.

Взыскать с Васильева Дениса Александровича государственную пошлину в размере 8 200 руб. в доход бюджета муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

Решение суда может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд.

    Председательствующий                                                       Д.А.Яровицына

    Мотивированное решение изготовлено 24 мая 2021 года

2-438/2021 ~ М-369/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Департамент финансов и экономики Ненецкого автономного округа
Ответчики
Васильев Денис Александрович
Суд
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа
Судья
Яровицына Дарья Андреевна
Дело на сайте суда
nariyanmarsky--nao.sudrf.ru
05.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.04.2021Передача материалов судье
09.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.05.2021Судебное заседание
24.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.06.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее