Дело № 2-7630/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 декабря 2017 года город Уфа
Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Бикчуриной О.В., при секретаре Рашитовой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яникеева Константина Владимировича к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на жилой дом, Литер Б, расположенный по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Яникеев К.В. обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на жилой дом, Литер Б, расположенный по адресу: <адрес>.
В обоснование иска указал, что земельный участок, на котором расположено самовольное строение жилой дом, литер Б, принадлежит истцу на праве собственности на основании решения <данные изъяты> районного суда г.Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ.
В ДД.ММ.ГГГГ году истцом на земельном участке без соответствующих разрешений возведен спорный жилой дом, являющийся самовольной постройкой. Сохранение указанной самовольной постройки не нарушает прав и законных интересов других лиц, соответствует требованиям и правилам, сохранение самовольной постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан, в связи с чем, истец обращается в суд с настоящим иском.
Истец Яникеев К.В., извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители истца по доверенности Жаркова Т.М., по устному ходатайству Музыка Т.П. исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель ответчиков Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан по доверенностям Зотова Н.Н. исковые требования не признала, просила в удовлетворении отказать.
Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчиков, суд приходит к выводу о том, что они не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, по адресу: <адрес>, расположено домовладение, состоящее из жилого дома, Литер А, а, общей площадью 20 кв.м, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, и жилого дома, Литер Б, общей площадью 79,2 кв.м., ДД.ММ.ГГГГ года постройки, число этажей 2.
Жилой дом, Литер А, а, общей площадью 20 кв.м, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, принадлежит на праве собственности Яникееву Константину Владимировичу на основании Свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ.
Земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 1 863 кв.м., принадлежит на праве собственности Яникееву Константину Владимировичу на основании решения <данные изъяты> районного суда города Уфы Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ. Категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.
В обоснование своих требований истцом представлены суду: техническое заключение ООО «Партнер-Уфа» по результатам технического обследования основных несущих и ограждающих конструкций жилого дома (Литер Б), расположенного по адресу: <адрес>, в <адрес> на предмет оценки их технического состояния и эксплуатационной надежности; расчет пожарного риска в отношении двухэтажного деревянного одноквартирного дома по адресу: <адрес>, составленный ООО «<данные изъяты>».
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
На основании ч. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Согласно положениям статей 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, с обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности при наличии в установленном порядке составленной проектной документации разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.
В силу положений статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 3 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться, помимо правоустанавливающих документов на земельный участок, также градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации и иные предусмотренные статьей 51 названного Кодекса документы.
Согласно части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.
Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. (ч. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи. (ч. 2 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 3 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с п. п. 25, 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в силу п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее - правообладатель земельного участка).
Если самовольная постройка осуществлена на земельном участке, принадлежащем застройщику, однако на ее создание не были получены необходимые разрешения, ответчиком по иску застройщика о признании права собственности на самовольную постройку является орган местного самоуправления, на территории которого находится самовольная постройка (в городах федерального значения Москве или Санкт-Петербурге - уполномоченный государственный орган городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга).
Рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Как установлено судом, в рассматриваемом случае условия, предусмотренные ч. 3 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, при которых возможно признание права собственности на самовольное строение, отсутствуют. Доказательств их наличия суду истцом не представлено.
Спорный жилой дом, Литер Б, расположен на земельном участке, предоставленном для обслуживания уже имеющегося в домовладении другого индивидуального жилого дома, Литер А, а, и надворных построек. Строительство на данном земельном участке второго индивидуального жилого дома, Литер Б, не предусмотрено.
Кроме того, спорное самовольное строение – индивидуальный жилой дом, Литер Б, не соответствует противопожарным правилам и нормативам.
В обоснование своих доводов, истцом представлен расчет пожарного риска в отношении двухэтажного деревянного одноквартирного дома по адресу: <адрес>, составленный ООО «Центр пожарного аудита», согласно которому указанное здание, являющееся объектом 5 степени огнестойкости, соответствует требованиям пожарной безопасности. Указанный расчет пожарного риска не в полной мере отражает вопрос о соответствии самовольного строения противопожарным правилам и нормативам, поскольку предметом данного расчета является возможность безопасной эвакуации людей из данного дома запроектированными объемно-планировочными и конструктивными решениями здания. Однако вопрос о противопожарных разрывах между строениями данным расчетом пожарного риска не освещен.
Согласно п. 36 ст. 2 ФЗ от 22.07.208 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) - нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.
В соответствии с п. 4.3. СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» противопожарные расстояния между жилыми зданиями в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности принимаются в соответствии с таблицей 1, согласно которой минимальное расстояние между жилыми домами 5 степени огнестойкости, к которой относятся деревянные жилые дома и жилые дома с деревянными перекрытиями, составляет 15 метров.
Стороной истца, на которую согласно со ст. 56 ГПК РФ возлагается бремя доказывания соответствия самовольного строения противопожарным нормам и правилам, доказательств такого соответствия суду не представила.
Как усматривается из ситуационного плана технического паспорта домовладения по адресу: <адрес>, расстояние между жилым домом, Литер А.а, и жилым домом, Литер Б, составляет около 6 метров, что менее 15 метров.
При таких обстоятельствах, самовольное строение – жилой дом, Литер Б, не соответствует противопожарным требованиям, в силу чего, право собственности за истцом на данную самовольную постройку на основании ст. 222 ГК РФ признано быть не может, предусмотренных законом оснований для удовлетворения иска не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Яникеева Константина Владимировича к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на жилой дом, Литер Б, расположенный по адресу: <адрес>, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.
Судья: Бикчурина О.В.