Дело № 2-907/2017г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 апреля 2017 года г. Лесосибирск
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Пупковой Е.С.,
при секретаре Шабалиной О.В.,
с участием помощника прокурора г. Лесосибирска Нечаевой С.В.,
истца Дмитриева Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Лесосибирска в интересах Дмитриева Д.А. к Администрации г. Лесосибирска о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора г. Лесосибирска обратилась в суд с иском в интересах Дмитриева Д.А. о возложении обязанности на Администрацию г. Лесосибирска предоставить по договору найма специализированного жилого помещения изолированное, благоустроенное, применительно к условиям г. Лесосибирска, жилое помещение специализированного жилищного фонда размером не ниже 33 кв.м. Свои требования мотивирует тем, что Дмитриев Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, отец Дмитриева Д.А. – ФИО2. умер ДД.ММ.ГГГГ, мать Дмитриева Д.А. – ФИО1 решением Лесосибирского городского суда от 14 сентября 2004 года лишена родительских прав. Распоряжением Администрации г. Лесосибирска №533-р от 19 мая 2009 года Дмитриев Д.А. передан под опеку ФИО8, с закреплением за ним права пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. Распоряжением Администрации г. Лесосибирска №260-р от 11 марта 2013 года пункт 3 указанного выше распоряжения отменен, поскольку семье ФИО10 с учетом несовершеннолетнего Дмитриева Д.А. предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, взамен аварийного, что также подтверждается договором социального найма жилого помещения №135 от 21 марта 2012 года. Распоряжением Администрации установлен факт невозможности проживания Дмитриева Д.А. в указанном жилом помещении, в связи с тем, что на одного проживающего приходится менее 12 кв.м. общей площади. В настоящее время Дмитриев Д.А. в собственности жилья не имеет, жилое помещение специализированного жилищного фонда ему не предоставлено, какие-либо накопления отсутствуют. Решением комиссии Министерства образования и науки Красноярского края Дмитриев Д.А. поставлен на учет, как нуждающийся в жилом помещении по г. Лесосибирску.
В судебном заседании помощник прокурора г. Лесосибирска Нечаева С.В., истец Дмитриев Д.А. на исковых требованиях настаивают, доводы, изложенные в исковом заявлении, подтвердили.
Представитель Администрации г. Лесосибирска Журова М.С., действующая на основании доверенности №5 от 10 января 2017 года, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в её отсутствие, в письменных возражениях просит в удовлетворении требований отказать, указывая, что Дмитриев Д.А. на учете в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации города Лесосибирска, не состоит, малоимущим не признавался, соответственно не утратил право на предоставление ему жилого помещения по договору найма специализированного жилого фонда в порядке общей очереди, в администрацию города с заявлениями о нуждаемости в улучшении жилищных условий не обращался. С 16 декабря 2015 года Дмитриев Д.А. состоит на учете на предоставление субсидии для приобретения жилого помещения в Министерстве науки и образования Красноярского края (л.д. 22-23).
Представитель Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, предоставил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав помощника прокурора г. Лесосибирска Нечаеву С.В., Дмитриева Д.А., исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 109.1. Жилищного Кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон), дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившего в законную силу с 1 января 2013 года, действие положений ст. 8 Закона и Жилищного кодекса РФ в редакции настоящего закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети - сироты и дети оставшиеся без попечения родителей,.. . не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу статьи 1 Закона Красноярского края от 24 декабря 2009 года № 9-4225 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей " органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно статьи 2 вышеназванного закона государственные полномочия, передаваемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, включают в себя: прием, регистрацию ходатайств, заявлений и документов, необходимых для предоставления жилых помещений, формирование учетных дел, и их направление в уполномоченный орган исполнительной власти края в области образования; направление с использованием межведомственного информационного взаимодействия запросов о предоставлении документов в органы, предоставляющие государственные или муниципальные услуги, иные государственные органы, органы местного самоуправления, в случаях, если необходимые документы не представлены законными представителями, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по собственной инициативе; приобретение в муниципальную собственность или строительство жилых помещений в целях их предоставления по договорам найма специализированных жилых помещений путем размещения муниципального заказа на приобретение жилых помещений на территории соответствующего муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; приобретение в муниципальную собственность, строительство жилых помещений и предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, на основании решений судебных органов; заключение договоров найма специализированных жилых помещений и однократное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решений о предоставлении жилых помещений уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования.
Обязанность по обеспечению истца жилым помещением в силу положений ч. 2 ст. 15.1, главы 4 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 1 Закона Красноярского края от 24 декабря 2009 года N 9-4225 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей " должна быть возложена на администрацию муниципального образования г. Лесосибирск.
В соответствии с Законом Красноярского края от 24 декабря 2009 года № 9-4225 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей " органы местного самоуправления наделены государственным полномочием по обеспечению однократно благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а органы государственной власти Красноярского края обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления данного государственного полномочия, и осуществлять контроль за его исполнением.
В соответствии со статьей 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» от 02 ноября 2000 г. № 12-961, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению, поданному в письменной форме в уполномоченный орган местного самоуправления лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, достигшими возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, прохождения военной службы по призыву, отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - список), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования.
В список включаются лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, достигшие возраста 14 лет, имеющие постоянное место жительства на территории края, которым ранее не предоставлялось жилое помещение в соответствии с настоящей статьей.
Уполномоченные органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отдельным законом края.
Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.
Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления).
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров.
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 5 квадратных метров.
Уполномоченный орган местного самоуправления заключает с лицом, указанным в пункте 1 настоящей статьи, договор найма специализированного жилого помещения на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования о предоставлении лицу, указанному в пункте 1 настоящей статьи, включенному в список, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу требований пунктов 1, 4, 9 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г., детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В судебном заседании установлено, родителями Дмитриева Д.А. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения являются ФИО1 и ФИО2.
Согласно свидетельству о смерти II-БА № ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).
Решением Лесосибирского городского суда Красноярского края от 14 сентября 2004 года мать ФИО1 лишена родительских прав в отношении сына Дмитриева Д.А. (л.д. 7).
На основании распоряжения Администрации города Лесосибирска Красноярского края №533-р от 19 мая 2009 года несовершеннолетнему Дмитриеву Д.А. назначена опекун ФИО8, с сохранением право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> (л.д. 9).
Согласно договору социального найма жилого помещения №135 от 21 марта 2012 года в связи с выселением из аварийного <адрес>, ФИО9 и членам её семьи, в том числе и брату Дмитриеву Д.А., предоставлено в бессрочное владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из двух комнат, общей площадью 52,0 кв.м. по адресу: <адрес> (л.д. 11).
Распоряжением Администрации г. Лесосибирска №260-р от 11 марта 2013 года, в связи с предоставлением семье ФИО10 с учетом несовершеннолетнего Дмитриева предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, взамен аварийного жилого помещении по адресу: <адрес>, право пользования которым сохранено за несовершеннолетним Дмитриевым, отмене пункт 3 распоряжения Администрации №533-р от 19 мая 2009 года (л.д. 10).
Распоряжением Администрации г. Лесосибирска №814-р от 29 июля 2015 года установлен факт невозможности проживания Дмитриева Д.А. в указанном жилом помещении по адресу: <адрес> в связи с тем, что в указанном жилом помещении на одного проживающего приходится менее 12 кв.м. общей площади (л.д. 13).
В суде установлено, с 16 декабря 2015 года Дмитриев Д.А. состоит на учете на предоставление субсидии для приобретения жилого помещения в Министерстве науки и образования Красноярского края, включен в список детей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю, в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о правах Дмитриева Д.А., и его родителей ФИО1, ФИО2 на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества отсутствуют (л.д. 15-16).
В соответствии со справкой Лесосибирского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» право собственности за Дмитриевым Д.А., его родителями ФИО1, ФИО2 не регистрировалось (л.д. 17).
В судебном заседании, установлено, что Дмитриев Д.А. в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей, какого-либо закрепленного за ним жилья не имеет, объекты недвижимого имущества на праве собственности и ином вещном праве за Дмитриевым Д.А. не зарегистрированы, жилое помещение на условиях найма ему не предоставлялось.
Таким образом, исходя из установленных фактических обстоятельств дела и изложенных законодательных норм, регламентирующих социальные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также норм жилищного законодательства, усматривается, Дмитриев Д.А., являющийся лицом из числа-детей, оставшихся без попечения родителей, достиг совершеннолетия, решением от 16 декабря 2015 года краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, Министерства образования и науки края включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилым помещением. Вместе с тем ни глава 10 Жилищного кодекса РФ, регламентирующая порядок и условия предоставления специализированных жилых помещений, ни статья 8 Федерального закона № 159-ФЗ не предусматривают предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке очередности. Предоставление Дмитриеву Д.А. жилого помещения при соблюдении условий, предусмотренных федеральным законом, не может быть поставлено в зависимость от даты включения его в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, и наличия других лиц, включенных в соответствующий список ранее истца, поскольку иное нарушало бы реализацию права Дмитриева Д.А. на получение предусмотренных законом дополнительных гарантий, в связи с чем, суд считает заявленные требования к данному ответчику законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора г. Лесосибирска в интересах Дмитриева Д.А. к Администрации г. Лесосибирска о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда, удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Лесосибирска предоставить Дмитриеву Д.А. по договору найма специализированного жилого помещения изолированное, благоустроенное, применительно к условиям г. Лесосибирска, жилое помещение специализированного жилищного фонда, исходя из общей площади 33 кв.м, с допусками установленными пунктом 14 статьи 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 "О защите прав ребенка".
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, подачей жалобы через Лесосибирский городской суд.
Председательствующий Е.С. Пупкова