Дело № 2-299/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Усть-Кокса 31 октября 2017 года
Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Плотниковой М.В.,
при секретаре Иродовой Н.Н.,
с участием помощника прокурора Тойдоновой Э.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Коксинского района Республики Алтай в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации МО «Усть-Коксинский район» о возложении обязанности привести скотомогильник в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов,
установил:
Прокурор Усть-Коксинского района Республики Алтай обратился в суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации МО «Усть-Коксинский район» о возложении обязанности привести скотомогильник, расположенный в 2 км от с. Амур Усть-Коксинского района Республики Алтай, в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 г., а именно пристроить рядом со скотомогильником помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов, оборудовать скотомогильник навесом, установить замки на воротах и крышке ямы, провести утилизацию трупов животных, находящихся на территории скотомогильника.
В обоснование требований истец указал, что по заданию Генеральной прокуратуры РФ проведена проверка исполнения законодательства в области обращения с отходами животноводства (биологическими отходами), в ходе которой установлено, что с 01.01.2015 г. МО «Усть-Коксинский район» наделен отдельными государственными полномочиями Республики Алтай по обустройству и содержанию мест утилизации биологических отходов (скотомогильников, биотермических ям) на территории Усть-Коксинского района. Скотомогильник, расположенный в 2 км от с. Амур в северо-западном направлении, не соответствует ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 г.: отсутствуют специальные помещения и столы для вскрытия трупов павших животных, замки на воротах и крышках ям, частично разрушено помещение для хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов, обрушен навес. Территория скотомогильника захламлена трупами животных. 27.04.2017 г. по результатам плановой проверки скотомогильника государственным региональным ветеринарным инспектором выдано предписание об устранении нарушений в срок до 14.06.2017 г. Вместе с тем, нарушения ветеринарно-санитарного законодательства не устранены.
Помощник прокурора Тойдонова Э.Л. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика администрации МО «Усть-Коксинский район» Трубачева Е.Ю. в судебном заседании не возражала удовлетворению требований, выразила согласие с предложенными прокурором сроками исполнения решения суда.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 27, п. 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в развитие названного положения Конституции Российской Федерации определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Частью 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Минсельхозпродом Российской Федерации 04.12.1995 г. N 13-7-2/469, закреплены требования к сбору, утилизации и уничтожению биологических отходов.
Согласно п. 5.8 Правил над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.
Ворота скотомогильника и крышки биотермических ям запирают на замки, ключи от которых хранят у специально назначенных лиц или ветеринарного специалиста хозяйства (отделения), на территории которого находится объект (п. 6.2 Правил).
В судебном заседании установлено, что на земельном участке с кадастровым номером №, расположен в 2 км от с. Амур Усть-Коксинского района Республик Алтай, расположен скотомогильник.
Из ветеринарно-санитарной карточки на выше указанный скотомогильник № 7 следует, что в нарушение требований Ветеринарно-санитарных правил, на скотомогильнике навес над ямой разрушен, помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов отсутствует. Территория скотомогильника загорожена, однако на въездных воротах отсутствует замок. Также отсутствует замок на крышке биотермической ямы. Территория скотомогильника захламлена трупами животных.
В связи с выявленными нарушениями 27.04.2017 г. на имя и.о. главы администрации МО «Усть-Коксинский район» выдано предписание об устранении нарушений в срок до 15.06.2017 г.
22.08.2017 г. прокурором Усть-Коксинского района Республики Алтай внесено представление об устранении нарушений ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
Вместе с тем, требования предписания и представления не исполнены ответчиком до настоящего времени, что не оспорено представителем ответчика в судебном заседании.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что ненадлежащее состояние скотомогильника создает угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для человека, угрозу опасных последствий для природы в целом.
Согласно ст. ст. 5, 6 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации. Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 1 Закона Республики Алтай от 19.12.2014 г. N 92-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями Республики Алтай по обустройству и содержанию мест утилизации биологических отходов (скотомогильников, биотермических ям) на территории Республики Алтай" органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями Республики Алтай в области организации проведения на территории Республики Алтай мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части обустройства и содержания мест утилизации биологических отходов (скотомогильников, биотермических ям).
Под обустройством мест утилизации биологических отходов (скотомогильников, биотермических ям) в целях настоящего Закона понимается проведение работ по приведению мест утилизации биологических отходов в соответствие с ветеринарно-санитарными требованиями, в том числе проведение капитального ремонта, реконструкции, возведение отсутствующих элементов. Под содержанием мест утилизации биологических отходов в целях настоящего Закона понимается комплекс мероприятий по обеспечению специалистов необходимым инвентарем и специализированной одеждой, мероприятия по дезинфекции, эксплуатация и обслуживание мест утилизации биологических отходов (текущий ремонт, уборка территории, расчистка подъездных путей).
Перечень скотомогильников, биотермических ям, в отношении которых органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями, утверждается Правительством Республики Алтай.
Распоряжением Правительства Республики Алтай от 25.01.2017 г. № 30-р утвержден перечень скотомогильников (биотермических ям), в отношении которых органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Алтай наделяются отдельными государственными полномочиями, в числе которого поименован спорный скотомогильник, расположенный в 2 км от с. Амур.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Учитывая необходимость проведения строительных работ, сезонность и длительность проведения таких работ, суд соглашается с предложенными прокурором сроками исполнения решения суда, полагая их достаточными и разумными для исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Усть-Коксинского района Республики Алтай в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации МО «Усть-Коксинский район» о возложении обязанности привести скотомогильник в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, удовлетворить.
Возложить на администрацию МО «Усть-Коксинский район» обязанность привести скотомогильник, расположенный в 2 км от с. Амур Усть-Коксинского района Республики Алтай, на земельном участке с кадастровым номером № в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Минсельхозпродом Российской Федерации 04.12.1995 г. N 13-7-2/469, а именно:
в срок до 01.05.2018 г. пристроить рядом со скотомогильником помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов; оборудовать скотомогильник навесом; установить замки на воротах и крышке ямы,
в срок в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу провести утилизацию трупов животных, находящихся на территории данного скотомогильника.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Коксинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий М.В. Плотникова