Дело **
Р Е Ш Е Н И Е
23 июня 2017 года ***
Судья Железнодорожного районного суда *** Лыкова Т.В., при секретаре Бесединой Д.М., рассмотрев в судебном заседании жалобу ООО «АльянсСтрой», место нахождения: ***, на постановление мирового судьи 3-го судебного участка Железнодорожного судебного района *** от **** по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи 3-го судебного участка Железнодорожного судебного района *** от **** ООО «АльянсСтрой» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник ООО «АльянсСтрой» Т представил жалобу, в которой просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указано, что в действиях ООО «АльянсСтрой» отсутствует состав административного правонарушения. ООО «АльянсСтрой» не обеспечило проведение проверки соблюдения градостроительного законодательства при строительстве объекта капитального строительства по *** по причине отсутствия уведомления о проведении проверки. Копия приказа о проведении проверки, а также программа проверки от Инспекции государственного строительного надзора *** получена представителем ООО «АльянсСтрой» Т ****. Приказом Инспекции государственного строительного надзора *** **-п от **** в соответствии с программой проверок назначена проверка выполненных работ при строительстве объекта капитального строительства по адресу: ***, в отношении ООО «АльянсСтрой» и назначен срок проведения проверки с **** по ****. Копия приказа о проведении проверки направлена в адрес ООО «АльянсСтрой» и получена **** бухгалтером Горбачевой. На основании имеющейся информации, полученной на сайте «Почта России», Инспекция государственного строительного надзора *** посчитала, что **** ООО «АльянсСтрой» получило копию приказа и программу о проведении проверки. Представители Инспекции государственного строительного надзора *** прибыли на строительный объект ООО «АльянсСтрой» ****, но охранник отказал в доступе на строительный объект при этом пояснив, что строительный объект законсервирован, что никаких указаний о допуске лиц на строительный объект он не получал. **** представителю ООО «АльянсСтрой» Т поступил телефонный звонок от старшего государственного инспектора Инспекции государственного строительного надзора *** М, который сообщил, что в этот же день **** будет осуществлена выездная проверка на строительный объект, находящийся по адресу: ***. В этот же день представителем ООО «АльянсСтрой» Т были получены копии документов о проведении проверки и обеспечен допуск на строительную площадку ООО «АльянсСтрой». Также **** представителем ООО «АльянсСтрой» Т на территории строительной площадки ООО «АльянсСтрой» было сообщено старшему государственному инспектору Инспекции государственного строительного надзора *** М, что строительный объект по адресу: ***, законсервирован, строительство объекта не ведется. В судебном заседании представлены копии документов: приказ от **** ** «Об утверждении штатного расписания», штатное расписание на период с ****, которые свидетельствуют об отсутствии в штате ООО «АльянсСтрой» бухгалтера Горбачевой, которая никогда не работала в ООО «АльянсСтрой». В соответствии с вышеуказанными документами в штате ООО «АльянсСтрой» в принципе отсутствует должность «бухгалтер». Также к материалам дела приобщена копия договора ** аренды нежилого помещения от ****, в соответствии с которым ООО «АльянсСтрой» арендует у физического лица М помещения площадью 5 кв.м по адресу: ***. В течении 7 дней с момента получения копий документов о проведении проверки, ООО «АльянсСтрой» представлены все запрашиваемые документы, что подтверждается описью с отметкой старшего государственного инспектора Инспекции государственного строительного надзора *** М от **** «О получении документов». В постановлении неверно указано, что по состоянию на **** объемы работ на строительном объекте, указанные в разрешении на строительство от 2016 года, отличаются от разрешения на строительство от 2014 года, и что ООО «АльянсСтрой» необходимо было представить новый проект, а также заключение экспертизы о том, что строительство объекта ведется официально. При этом никаких доказательств относительно изменения объемов работ на строительном объекте по адресу: ***, Инспекцией государственного строительного надзора *** не представлено.
В судебном заседании защитник лица, привлекаемого к административной ответственности, Т доводы жалобы поддержал, дополнительно указав, что умысла на воспрепятствование проведению проверки не имелось.
Выслушав объяснения защитника лица, привлекаемого к ответственности, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Частью 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса.
Частью 2 указанной нормы предусмотрена ответственность за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки.
Для квалификации действий лица по ст. 19.4.1 КоАП РФ необходимо установить умышленное воспрепятствование юридическим лицом проведению проверки.
Согласно ст. 54 Градостроительного кодекса РФ государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора (ч. 4). Предметом государственного строительного надзора является проверка: соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; наличия разрешения на строительство; выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 настоящего Кодекса (п.п. 1-3 ч. 2).
Согласно ст. 52 Градостроительного кодекса РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами (ч. 2). Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц (ч. 3). Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов (ч. 6).
В соответствии с п. 1 Положения об инспекции государственного строительного надзора ***, утвержденного Постановлением *** от **** N 342-п Инспекция государственного строительного надзора *** является областным исполнительным органом государственной власти ***, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральным законами.
Согласно пп. 4 п. 7 Положения Инспекция при осуществлении государственного строительного надзора проводит проверки соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; наличия разрешения на строительство; выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 8 Положения Инспекция для реализации своих полномочий имеет право требовать от заказчика, застройщика или подрядчика представления результатов выполненных работ, исполнительной документации, общего и (или) специального журналов, актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, образцов (проб) применяемых строительных материалов; запрашивать и получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовой формы документы и информацию, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию инспекции.
Установлено, что ООО «АльянсСтрой»» является застройщиком объекта капитального строительства: «Здание со спортивным залом для муниципального образовательного учреждения лицея ** «Надежда Сибири» и двухуровневой подземной автостоянкой», расположенного по адресу: ***.
Приказом **-п от **** в соответствии с программой проверок назначена проверка выполненных работ при строительстве объекта капитального строительства: «Здание со спортивным залом для муниципального образовательного учреждения лицея ** «Надежда Сибири» и двухуровневой подземной автостоянкой», расположенного по адресу: ***, задачами которой являлись предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, проектной документации. Срок проведения проверки - с **** по **** (л.д. 8-9).
Согласно приказу о проведении проверки выполненных работ в соответствии с программой проверок **-п от **** ООО «АльянсСтрой» предоставлен срок до **** для представления в Инспекцию государственного строительного надзора *** для представления документов, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки.
Инспекцией государственного строительного надзора *** по месту нахождения ООО «АльянсСтрой» (***) направлена копия приказа о проведении проверки выполненных работ в соответствии с программой проверок **-п от **** и программа проведения проверок.
Из акта проверки ** от **** следует, что **** доступ сотрудникам Инспекции государственного строительного надзора *** на объект капитального строительства не обеспечен (сотрудник охраны не обеспечил допуск сотрудников Инспекции государственного строительного надзора *** на территорию строительной площадки, объяснив, что представитель застройщика ООО «АльянсСтрой» на территории строительного объекта отсутствует, никаких указаний в отношении проверки он не получал), следовательно, выездная часть проверки не могла быть проведена. **** в ходе проведения проверки представитель застройщика ООО «АльянсСтрой» обеспечил доступ на строительную площадку, но провести проверку объекта капитального строительства не удалось, так как он был закрыт, ключи у представителя ООО «АльянсСтрой» отсутствовали, следовательно, выездная часть проверки не могла быть проведена в полном объеме. Также не представлены и не в полном объеме документы, затребованные приказом.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении и в жалобе защитник юридического лица отрицает факт получения **** копии приказа о проведении проверки и программы ее проведения.
Согласно уведомлению и отслеживанию почтового отправления, копия приказа о проведении проверки и программа проверки получены ООО «АльянсСтрой» **** (л.д. 14, 15). При этом в уведомлении в качестве получателя указана Г - бухгалтер.
Вместе с тем согласно штатному расписанию (за период с 2015 по 2016 гг.) ООО «АльянсСтрой» не имеет в штате бухгалтера, в штате состоят: директор и производитель работ (прораб) (л.д. 44-46), которые в соответствии с требованиями законодательства застрахованы (л.д. 47-53).
Участником (учредителем) юридического лица - ООО «АльянсСтрой» Г не является.
Согласно Правилам оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от **** N 234, почтовые отправления доставляются в соответствии с указанными на них адресами, вручаются адресатам (уполномоченным представителям) при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
С учетом изложенного, прихожу к выводу о том, что Г не является лицом, имеющим право действовать от имени ООО «АльянсСтрой», в связи с чем вручение ей копии приказа и программы проведения проверки не свидетельствует о получении данных документов юридическим лицом, следовательно, на дату **** ООО «АльянсСтрой» не было извещено о проверке и необходимости представить документы, необходимые для ее проведения.
ООО «АльянсСтрой» является арендатором помещения, расположенного по адресу места нахождения юридического лица – ***, собственником которого является М (л.д. 33-34, 55).
Об этих обстоятельствах мировому судье было известно, однако должной оценки указанным обстоятельствам не дано.
При этом ссылка мирового судьи на положения ч. 3 ст. 54 ГК РФ несостоятельна, с учетом установленных обстоятельств.
Как утверждает защитник и не отрицало должностное лицо – старший государственный инспектор при рассмотрении дела (л.д. 66 об), уполномоченный представитель ООО «АльянсСтрой» Т был уведомлен о проверке и необходимости представления документов ****.
В этот же **** обеспечен доступ на строительную площадку по адресу: ***, однако на объект капитального строительства доступ не обеспечен в связи с отсутствием ключей, которые находились у прораба.
С учетом времени уведомления уполномоченного представителя юридического лица о проведении проверки, полагаю, что юридическое лицо было лишено возможности обеспечить доступ на объект капитального строительства в этот же день, а также представить документы в установленный в приказе срок.
Документы представлены в Инспекцию **** (л.д. 41-43), то есть по истечении 7 дней с момента уведомления о необходимости предоставления документов. При этом доказательств того, что объемы работ на строительном объекте отличаются от работ, указанных в разрешении, административным органом не представлено (с учетом того, что объект капитального строительства инспектором в ходе проверки не осмотрен), в связи с чем безосновательно полагать, что указанные документы должны быть представлены.
Совокупность доказательств по делу не представляет возможности с достоверностью установить событие административного правонарушения, а также ставит под сомнение наличие в действиях ООО «АльянсСтрой» вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание необходимость в силу ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ толкования сомнений в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, в пользу этого лица, а также учитывая положения ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, прихожу к выводу об отсутствии в действиях ООО «АльянсСтрой» состава административного правонарушения.
С учетом положений ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности истек.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, постановление по делу об административном правонарушении является незаконным, оно подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи 3-го судебного участка Железнодорожного судебного района *** от **** о привлечении ООО «АльянсСтрой» к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Жалобу защитника ООО «АльянсСтрой» - Т удовлетворить.
Судья Т. В. Лыкова