Дело <Номер обезличен>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Зея, Амурской области 14 сентября 2017 года
Зейский районный суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Клаус Н.В.,
при секретаре Аршинюк О.А.,
с участием помощника прокурора Зейского района О.,
представителя заинтересованного лица - федерального казенного учреждения "Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области" Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Зейского района, действующего в интересах Российской Федерации, к администрации Умлеканского сельсовета Зейского района Амурской области о признании незаконным отказа в предоставлении Мольченко А.П. места для отбывания наказания в виде исправительных работ, возложении обязанности по предоставлению рабочего места для отбывания наказания,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Зейского района в интересах Российской Федерации обратился в суд с административным иском к администрации Умлеканского сельсовета Зейского района Амурской области о признании незаконным отказа в предоставления места для отбывания наказания в виде исправительных работ осужденному Мольченко А.П. и возложении на административного ответчика обязанности предоставить осужденному Мольченко А.П. рабочее место для отбывания наказания, в обоснование требований указав, что прокуратурой Зейского района проведена проверка исполнения уголовно-исполнительного законодательства РФ в части исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества на территории Умлеканского сельсовета Зейского района, по результатам которой установлено, что главой Умлеканского сельсовета <Дата обезличена> принято постановление <Номер обезличен> об утверждении списка объектов для отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ на территории Умлеканского сельсовета, согласно которого в список объектов для отбывания наказания в виде исправительных работ входит администрация Умлеканского сельсовета. Указанный объект для отбывания наказания в виде исправительных работ согласован с органом, осуществляющим исполнение наказания. При этом, согласно предписания <Номер обезличен> от <Дата обезличена> для отбывания наказания в виде исправительных работ в администрацию Умлеканского сельсовета направлен Мольченко А.П., которому постановлением Купинского районного суда <адрес> от <Дата обезличена> наказание в виде лишения свободы заменено на исправительные работы сроком на 1 год 3 месяца 29 дней с удержанием 10% из заработной платы в доход государства. Главой Умлеканского сельсовета <Дата обезличена> отказано в приеме Мольченко А.П. на работу в связи с отсутствием вакансий в администрации сельсовета.
Определением суда от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Мольченко А.П.
Определением суда от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФКУ УФСИН России по Амурской области.
В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Зеского района О. на удовлетворении требований настаивал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика администрации Умлеканского сельсовета Зейского района Амурской области в судебное заседание не явился, ходатайствовав о рассмотрении дела в его отсутствие. Из пояснений представителя административного ответчика, данных в судебном заседании ранее, следует, что с требованиями он не согласен, в администрации Умлеканского сельсовета отсутствуют подходящие Мольченко вакансии, свободна только ставка водителя легкового автомобиля, однако Мольченко права на управление транспортными средствами не имеет.
Заинтересованное лицо Мольченко А.П. в судебное заседание не явился, согласно поступившей телефонограммы просит дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица ФКУ УИИ УФСИН России по Амурской области Т. в судебном заседании требования поддержал.
В силу ст.150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований по следующим основанием:
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратится в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Обращаясь с настоящим иском, обосновывая его нарушением интересов Российской Федерации, государственных и общественных интересов, закрепленных в законодательстве в части установления порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных, порядка участия органов местного самоуправления в системе исполнения наказания, прокурор, обладая правом на обращение в суд, в том числе в защиту интересов Российской Федерации, просит признать незаконным отказ администрации Умлеканского сельсовета в предоставления осужденному Мольченко А.П. места для отбывания наказания в виде исправительных работ и обязать предоставить указанному лицу рабочее место для отбывания наказания.
Согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ, уголовное, уголовно-исполнительное законодательство находится в ведении Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 43 УК РФ, наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.
Статьей 44 УК РФ предусмотрены соответствующие виды наказаний, одним из которых являются исправительные работы.
Из содержания ч. 1 ст. 50 УК РФ следует, что исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
Положениями ст. 39 УИК РФ также установлено, что исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
В соответствии с ч. 1-3 ст. 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Российской Федерацией органам местного самоуправления переданы отдельные государственные полномочия в сфере уголовного и уголовно-исполнительного законодательства путем прямого указания в ст. 50 УК РФ и ст. 39 УИК РФ.
Как следует из материалов дела, <Дата обезличена> главой Умлеканского сельсовета Зейского района Амурской области было принято постановление <Номер обезличен> «Об утверждении списка объектов для отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ на территории Умлеканского сельсовета». Из приложения к данному постановлению следует, что единственным объектом для отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ на территории Умлеканского сельсовета утверждена администрация Умлеканского сельсовета, указанный объект согласован с начальником филиала по г. Зея и Зейскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Амурской области, о чем свидетельствует гриф согласования в указанном приложении.
Также судом установлено, что согласно предписания филиала ФКУ УИИ УФСИН России по Амурской области от <Дата обезличена>, для отбывания наказания в виде исправительных работ в администрацию Умлеканского сельсовета был направлен Мольченко А.П., которому постановлением Купинского районного суда <адрес> от <Дата обезличена> неотбытая часть наказания по приговору Зейского районного суда <адрес> от <Дата обезличена> в виде лишения свободы заменена на исправительные работы сроком на 01 год 03 месяца 29 дней с удержанием 10 % из заработной платы в доход государства.
Из отрывного талона к данному предписанию следует, что осужденный к исправительным работам Мольченко А.П. прибыл к месту отбывания наказания <Дата обезличена>, при этом главой Умлеканского сельсовета принято решение об отказе осужденному в приеме на работу в связи с отсутствием вакансий в администрации сельсовета.
Как указано выше, в соответствии со ст.39 УИК РФ, ст.50 УК РФ, исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией, в районе места жительства осужденного. Осужденные к исправительным работам направляются уголовно-исполнительными инспекциями для отбывания наказания не позднее 30 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).
Вместе с тем, заключение, либо не заключение трудового договора с осужденным, имеющим направление уголовно-исполнительной инспекции к конкретному работодателю, решается на основе общих норм главы 11 ТК РФ. Поскольку, в силу ст.40 УИК Р осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы, то, следовательно, не заключение трудового договора возможно только в случае отсутствия вакансии, либо отказа работодателя от заключения договора.
Из представленного в материалы дела штатного расписания администрации Умлеканского сельсовета по состоянию на <Дата обезличена>, приказов о приеме работников на работу, переводе, копий трудовых книжек, следует, что в штате администрации Умлеканского сельсовета по состоянию на <Дата обезличена> и в настоящее время имеется единственная вакантная должность - должность водителя (0,5 ставки).
При этом, из положений Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ следует, что к управлению транспортными средствами допускаются лица, имеющие право на управление такими транспортными средствами.
Кроме того, приказом Министерства транспорта РФ № 287 от 28 сентября 2015 года утверждены профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным транспортом, которые устанавливают необходимые уровень знаний, умений, профессионального образования, стаж (опыт) работы по специальности работников.
Как следует из пояснений представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица ФКУ УИИ УФСИН России по Амурской области и не опровергнуто стороной административного истца, Мольченко А.П. правом на управление транспортными средствами не обладает, водительского удостоверения не имеет.
Из указанного следует, что Мольченко А.П. при направлении его в место для отбывания наказания в виде исправительных работ - в администрацию Умлеканского сельсовета, не подходил по квалификационным требованиям для работы в должности водителя, являющейся единственной вакантной должностью в штате администрации Умлеканского сельсовета, следовательно ему на момент обращения не могло быть предоставлено место для отбывания наказания в виде исправительных работ в связи с отсутствием иных вакантных штатных единиц.
В связи с вышеизложенным, отказ администрации Умлеканского сельсовета в предоставлении Мольченко А.П. места для отбывания наказания в виде исправительных работ являлся законным, следовательно требования прокурора Зейского района подлежат отказу в удовлетворении.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░░░ 2017 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░