УИД 28RS0008-01-2019-001203-70
Дело № 2-780/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 августа 2019 года г. Зея Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Куприяновой С.Н.,
при секретаре Гришиной В.В.,
с участием истца помощника прокурора Зейского района Евдокимова И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зейского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению Береговая средняя общеобразовательная школа Зейского района и администрации Зейского района о возложении обязанности по устранению нарушения требований к антитеррористической защищенности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Зейского района в порядке ст.45 ГПК РФ, действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим иском к МАОУ Береговая СОШ и администрации Зейского района, просит обязать МАОУ Береговая СОШ устранить нарушения требований к антитеррористической защищенности, а именно: оборудовать объект (территорию) учреждения по адресу: <адрес> системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации; обязать администрацию Зейского района профинансировать расходы, связанные с устранением нарушений требований к антитеррористической защищенности МАОУ Береговая СОШ указав, что прокуратурой Зейского района проведена проверка исполнения законодательства о несовершеннолетних, противодействии терроризму и повышения уровня антитеррористической защищенности образовательных учреждений. В результате проведенного обследования и категорирования МАОУ Береговая СОШ присвоена 3 категория. В ходе проверки МАОУ Береговая СОШ выявлены следующие нарушения требований законодательства: объект (территория) системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации не оборудован. В соответствии с действующим законодательством исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укреплённости и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. Несоблюдение органом местного самоуправления и образовательным учреждением норм действующего законодательства создает непосредственную угрозу совершению террористического акта, что может в свою очередь повлечь негативные последствия для жизни и здоровья граждан.
Определением суда от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены – отдел образования администрации Зейского района, финансовое управление администрации Зейского района.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Зейского района Евдокимов И.Н. на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, указанным в иске, кроме того, пояснил, что считает возможным предоставить срок для выполнения указанных мероприятий до <Дата обезличена>.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. Представитель администрации Зейского района просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражений по иску не имеет.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – финансового управления администрации Зейского района в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, в отзыве на иск указал, что доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено № 174-ФЗ (ч. 8 ст. 2). Учреждение самостоятельно распоряжается своими доходами, в том числе субсидией от учредителя (п.14 ч.1 ст.251 НК РФ прямо указывает, что субсидии автономному учреждению трактуются как один из видов доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль). В соответствии со ст.120 ГК РФ и ч.4-5 ст.2 174-ФЗ автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – отдела образования администрации Зейского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, согласно поступившей телефонограммы просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, из представленного отзыва на иск следует, что во исполнение требований к антитеррористической защищенности объектов образовательных учреждений Зейского района, отделом образования Зейского района в организации, осуществляющих установку и обслуживание средств охранной сигнализации (ООО «Технический центр КОМЭН»; Амурское областное отделение «Всероссийского добровольного пожарного общества»; индивидуальный предприниматель Кузнецов В.А., ООО ППА «Рубеж»; ФГУП «Охрана» Росгвардии по Амурской области) направлены запросы коммерческих предложений на оборудование образовательных учреждений Зейского района системами экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации. <Дата обезличена> состоялось совещание при главе Зейского района по вопросу исполнения требования прокуратуры Зейского района, были определены первоначальные мероприятия по оборудованию общеобразовательных учреждений системами экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации. Учитывая необходимость получения сведений от возможных подрядных организаций о стоимости выполнения работ по установке системы экстренного оповещения, решения вопроса о финансировании данных работ, а также учитывая отдаленность и труднодоступность образовательных учреждений, просит суд предоставить время до <Дата обезличена> для оборудования учреждения системой экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе и путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с п. 2 ст.4 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах защиты их прав, ответственности должностных лиц за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
В соответствии с п. 2,15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами. Создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации
Согласно п. 2 ч.6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации
В соответствии с п.п. 1,7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта (п.6 ст. 3 Закона).
Согласно п.3.1 ст.5 указанного Федерального закона юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 года №1235 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Указанные Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации
В соответствии с п.п. «л» п. 22, 28 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляется, в том числе, оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Система оповещения и управления эвакуацией на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), об угрозе совершения или о совершении террористического акта. Система оповещения является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами. Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на объекте (территории) (пункт 28 Требований).
Согласно п. 15 Требований в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории). Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).
Согласно Уставу МАОУ Береговая СОШ является образовательным учреждением, основным видом деятельности учреждения является образовательная деятельность (п. 2.4).
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Зейского района проведена проверка исполнения законодательства о несовершеннолетних, противодействии терроризму и повышения уровня антитеррористической защищенности образовательных учреждений, в ходе которой установлено, что в МАОУ Береговая СОШ отсутствует система экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, что нарушает права и законные интересы, детей, педагогического и технического персонала дошкольного образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение.
В соответствии с актом обследования и категорирования объекта (территории), утвержденным заместителем главы администрации Зейского района <Дата обезличена>, МАОУ Береговая СОШ присвоена 3 категория опасности, комиссией даны рекомендации оснастить объект (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны и поддержание их в исправном состоянии; оборудовать объект (территорию) системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации; разместить на объекте (территории) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номера телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов, территориальных органов МВД РФ и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
<Дата обезличена> утвержден паспорт безопасности МАОУ Береговая СОШ.
Согласно указанным документам учреждению рекомендовано проведение мероприятий по антитеррористической защищенности, в том числе, по оборудованию объекта системой экстренного оповещения.
<Дата обезличена> прокурором Зейского района в отношении директора МАОУ Береговая СОШ вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере терроризма, о несовершеннолетних.
В ответ на представление <Дата обезличена> директор МАОУ Береговая СОШ направил в адрес прокурора Зейского района сообщение, из которого следует, что с целью устранения отмеченных нарушений, для получения информации о стоимости оборудования системой экстренного оповещения, МАОУ Береговая СОШ направлен запрос в ООО «Стелс» о предоставлении коммерческого предложения. Вместе с тем, в связи с отсутствием плановых финансовых ассигнований, предусмотренных на оборудование образовательных учреждений системой экстренного оповещения, отделом образования администрации Зейского района в адрес главы Зейского района готовится ходатайство о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на оборудование образовательных учреждений Зейского района системой экстренного оповещения для рассмотрения на бюджетной комиссии Зейского района.
Таким образом, в судебном заседании сторонами не оспаривалось, что системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, МАОУ Береговая СОШ не оборудовано до настоящего времени.
Поскольку акт обследования и категорирования объекта МАОУ Береговая СОШ был утвержден <Дата обезличена>, следовательно, мероприятия, направленные на антитеррористическую защищенность, должны быть выполнены не позднее <Дата обезличена>.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что в указанный срок данные мероприятия не были выполнены в связи с отсутствием финансирования.
В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального района отнесено к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии с п.5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ч.1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Как следует из Устава МАОУ Береговая СОШ учредителем образовательного учреждения и собственником имущества учреждения является муниципальное образование Зейский район Амурской области.
Свидетельствами о государственной регистрации права от <Дата обезличена> подтверждается закрепление муниципального имущества за МАОУ Береговая СОШ на праве оперативного управления.
Исходя из вышеперечисленных положений нормативных правовых актов, возложение обязанности на администрацию Зейского района по обеспечению финансирования мероприятий, связанных с оборудованием МАОУ Береговая СОШ системой экстренного оповещения за счёт средств бюджета муниципального образования Зейского района, не противоречит закону и соответствует содержанию компетенции органа местного самоуправления.
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации <Дата обезличена>, предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания малолетних в дошкольных образовательных организациях и работников этих дошкольных образовательных организаций.
Отсутствие системы экстренного оповещения в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, не позволяет обеспечить предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся.
Для установки системы экстренного оповещения образовательное учреждение необходимыми денежными средствами не располагает, из бюджета муниципального образования финансирование на указанные цели не производилось, что подтверждено протоколом совещания по вопросу исполнения требования прокурора от <Дата обезличена>.
Учитывая соблюдение в образовательном учреждении минимальных обязательных требований по безопасности, осуществление деятельности образовательного учреждения при отсутствии системы экстренного оповещения могут повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан.
Таким образом, суд находит заявленные исковые требования основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст.206 ГПК РФ, в случае, если действия, к совершению которых ответчик обязан решением суда, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Поскольку в судебном заседании установлено, что для исполнения обязанности по оборудованию МАОУ Береговая СОШ системой экстренного оповещения требуется проведение дополнительных мероприятий, в том числе, заключение договора с подрядной организацией, решение вопроса о финансировании данных работ, учитывая отдаленность и труднодоступность местонахождения образовательного учреждения, мнение прокурора, суд считает возможным возложить на ответчиков обязанность по финансированию и оборудованию МАОУ Береговая СОШ системой экстренного оповещения в срок до <Дата обезличена>.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Зейского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Береговая средняя общеобразовательная школа Зейского района в срок до <Дата обезличена> оборудовать объект (территорию) учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Обязать администрацию Зейского района Амурской области в срок до <Дата обезличена> обеспечить за счет средств бюджета муниципального образования Зейский район Амурской области финансирование расходов на выполнение мероприятий по оборудованию объекта (территории) муниципального автономного общеобразовательного учреждения Береговая средняя общеобразовательная школа Зейского района, расположенного по адресу: <адрес>, системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд Амурской области в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Куприянова С.Н.
Мотивированное решение составлено 27 августа 2019 года.
Судья