РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 февраля 2019 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Недбаевской О.В., при секретаре Комине А.А.,
с участием представителя истца Трифонова А.В. – Кузнецова А.С.,
представителя ответчика Министерства имущественных отношений Иркутской области Перерешко М.Н.,
представителя третьего лица СНТ «Луговое» Крикуна Г.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-855/2019 по иску Трифонов А.В. к Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Истец Трифонов А.В. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Иркутской области, в котором с учетом уточнений просит признать за ним право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: ...., площадью 1193,35 кв.м., имеющий обозначение характерных точек границ в следующих координатах:
№ |
X |
Y |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что **/**/**** им в Министерство имущественных отношений Иркутской области было подано заявление (вх. №) о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: .....
При подаче заявления в Министерство имущественных отношений Иркутской области, указывает истец, все условия были соблюдены. Однако в ходе рассмотрения его заявления Министерством имущественных отношений было выявлено, что земельный участок, расположенный по адресу: .... расположен за границами земельного участка, предоставленного СНТ «Луговое», составляющего территорию садоводческого объединения и не является образованным из данного участка. В связи с этим Министерством имущественных отношений от имени Правительства Иркутской области отказано в предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: .....
Истец указывает, что с **/**/**** в соответствии со ст. 18, 19 Федерального закона от **/**/**** № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» он является членом садоводческого некоммерческого товарищества «Луговое», открыто, добросовестно и непрерывно пользуется и владеет данным земельным участком, обрабатывает его, ежегодно вносит членские взносы, а также периодические расходы, связанные с нуждами СНТ «Луговое».
**/**/**** им было подано заявление на имя председателя СНТ «Луговое» о включении земельного участка № в границы садоводства или возмещении рыночной стоимости участка и построек, а также суммы уплаченных членских взносов полном объеме. Его заявление председателем было проигнорировано, ни письменного, ни устного пояснения председатель не давал, **/**/****, после многочисленных звонков, им был получен письменный ответ, в котором указывалось, что правление СНТ «Луговое» оценивает сложившуюся ситуацию как «реестровую ошибку», ссылаясь на п. 3 ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Также в своем письме председатель указал, что подтверждает факт его членства в СНТ «Луговое», а, соответственно, и земельного участка, расположенного по адресу: ...., которым он владею в составе СНТ «Луговое». Однако действий к исправлению «реестровой ошибки» и установлению новых границ участка, не предпринял.
Земельный участок, расположенный по адресу: ...., указывает истец, фактически находится на территории СНТ «Луговое», а она, как его владелец является членом данного СНТ.
По мнению истца, СНТ «Луговое» при уточнении границ земельного участка с кадастровым номером № ошибочно исключили земельный участок из границ садоводства, оценивают сложившуюся ситуацию как «реестровую ошибку».
Согласно части 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что до 31 декабря 2020 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Сведений о том, что спорный земельный участок изъят из оборота, ограничен в обороте и в отношении него принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд, указывает истец, Министерством имущественных отношений Иркутской области не предоставлено.
В судебное заседание истец Трифонов А.В. не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие. Интересы истца в судебном заседании представляет представитель по доверенности.
Представитель истца Трифонов А.В. – Кузнецов А.С. в судебном заседании заявленные требования поддержал, подтвердив как доводы, изложенные в исковом заявлении, так и в редакции уточненного искового заявления. Полагал, что имеются все предусмотренные законом основания для их удовлетворения.
Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Иркутской области Перерешко М.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истца, изложив свою позицию в письменном виде. Полагала, что истец в обход положений действующего законодательства пытается решить вопрос о признании за ним права собственности на спорный земельный участок в судебном порядке, тогда как он не лишен возможности решить вопрос о предоставлении ему испрашиваемого земельного участка в административном порядке после решения вопроса об исправлении реестровой ошибки.
Представитель третьего лица СНТ «Луговое» Крикун Г.И. в судебном заседании разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда, подтвердил, что Трифонов А.В. является членом СНТ «Луговое», надлежащим образом исполняет свои обязанности члена Товарищества.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, исходя из следующего.
Согласно ст. 11 ГПК РФ осуществляется судебная защита нарушенного или оспариваемого права.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, самостоятельно определив способы их судебной защиты, соответствующие ст. 12 Гражданского кодекса РФ.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
На основании п. 3 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ» полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Стать 3 Закона Иркутской области от 18.12.2014 № 162-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и Правительством Иркутской области» предусматривает, что Правительство Иркутской области осуществляет следующие полномочия органов местного самоуправления Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством.
В соответствии с подп. 29 п. 7 Положения о министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденного постановлением министерства имущественных отношений Иркутской области от 30 сентября 2009 года № 264/43-пп, министерство имущественных отношений Иркутской области в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет от имени Правительства Иркутской области в соответствии с законодательством необходимых действий, связанных с предоставлением земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с п. 2.7 и 2.8 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право до 31 декабря 2020 года независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует установленным законам условиям, на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления.
К обозначенным условиям отнесены следующие: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение; по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 2.8 Закона № 137-ФЗ предусмотрено, что в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости; протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.
Как следует из материалов дела, Трифонов А.В. является членом СНТ «Луговое», что подтверждается членской книжкой от **/**/****. В его пользовании в СНТ «Луговое» находится земельный участок № по ...., площадью 1001 кв.м., что подтверждается выпиской из заключения правления. Данный земельный участок был закреплен за Трифонов А.В. решением общего собрания № от **/**/****, что подтверждается соответствующей выпиской.
Желая реализовать свое право по предоставлению данного земельного участка в собственность бесплатно, Трифонов А.В. **/**/**** обратился с соответствующим заявлением в Министерство имущественных отношений Иркутской области. Министерство имущественных отношений Иркутской области, рассмотрев заявление Трифонов А.В., отказало ему в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность бесплатно, ссылаясь на то, что данный земельный участок расположен за границами земельного участка, предоставленного СНТ «Луговое», составляющего территорию садоводческого объединения, и не является образованным из данного земельного участка, что следует из письма Министерства имущественных отношений Иркутской области от **/**/****.
С целью установления юридически значимых обстоятельств по делу, в том числе установления местонахождения спорного земельного участка относительно границ СНТ «Луговое», по ходатайству стороны истца в рамках рассмотрения настоящего гражданского дела была назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой было поручено эксперту АО «ВСГП» Пизанову Н.А..
Из заключения судебной землеустроительной экспертизы №, проведенной экспертом АО «ВСГП» Пизановым Н.А., следует, что в результате выполненного аналитического исследования экспертом определены границы земельного участка СНТ «Луговое», кадастровый номер № на дату **/**/**** года. Проведя анализ полевых экспертных исследований фактической границы земельного участка с данными аналитического исследования, эксперт определил, что земельный участок, расположенный по адресу: .... входил в границы земельного участка с кадастровым номером № на основании кадастрового учета **/**/**** года.
Эксперт установил, что фактические границы исследуемого участка ....) находятся за пределами кадастровой границы земельного участка с кадастровым номером №.
Причиной того, что земельный участок №.... не был включен в границы отвода СНТ «Луговое», по мнению эксперта, явилась то, что при формировании земельного участка с кадастровым номером № земельный участок № ошибочно не вошел в общую границу СНТ «Луговое», хотя на момент проведения работ по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером № земельный участок № имел ограду и в границах участка строение - дом.
Исследовав материалы дела, эксперт установил, что в отношении земельного участка по адресу: .... отсутствует реестровая ошибка, а имеет место - ошибочное исключение существующего земельного участка из границ СНТ «Луговое».
Также эксперт указал, что земельный участок с кадастровым номером № был сформирован и предоставлен СНТ «Селекционер» **/**/**** постановлением № площадью 13,6 га., а в **/**/**** году постановлением от **/**/**** № было прекращено право бессрочного постоянного пользования СНТ «Селекционер» и земельный участок с кадастровым номером № был предоставлен в аренду СНТ «Луговое» в тех же границах и с той же площадью. Это видно при сравнении кадастровых планов земельных участков.
Границы земельного участка с кадастровым номером № были уточнены в **/**/**** году, а до этого земельные участки формировались из неуточненных границ СНТ «Луговое» с измененной площадью.
В связи с этим на основании проведенных исследований эксперт установил, что на отсутствие спорного участка № в границах СНТ «Луговое», повлияло ошибочное исключение спорного земельного участка из границ отвода, при выполнении работ по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером №.
Эксперт считает, что устранение разночтений в виде не включения спорного земельного участка в границы СНТ «Луговое» возможно путем признания материалов межевания по уточнению границ земельного участка с
кадастровым номером № недействительными, исключении из ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровыми номером № в части описания местоположения границ земельных участков.
Оценивая заключение эксперта, суд полагает возможным использовать его в качестве доказательства по делу, исходя из того, что заключение выполнено квалифицированным специалистом, имеющим специальные познания и опыт работы в области землеустройства. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Стороной заключение судебной экспертизы в ходе рассмотрения дела не оспорили, возражений по нему не представили.
Поскольку заключение землеустроительной экспертизы соответствует предъявляемым к экспертному заключению требованиям ст. 86 ГПК РФ, суд полагает возможным признать его допустимым доказательством по делу.
Факт нахождения спорного земельного участка за пределами границ СНТ «Луговое» подтверждается и представленным в материалы дела ответом СНТ «Луговое» от **/**/****. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Таким образом, поскольку факт вхождения испрашиваемого истцом земельного участка в пределы границ СНТ «Луговое» в ходе рассмотрения по существу не нашел своего подтверждения, напротив, имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается факт нахождения данного земельного участка за пределами юридических границ садоводческого товарищества, оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
По мнению суда, истец не будет лишен возможности реализации своего права на бесплатное предоставление спорного земельного участка в собственность после устранения реестровой ошибки, допущенной при уточнении границ земельного участка СНТ «Луговое». Выводы эксперта, данные в заключении судебной экспертизы, в части отсутствия реестровой ошибки, опровергаются выводами этого же эксперта, который в качестве решения возникшей ситуации рассматривает возможность оспаривания результатов межевания границ земельного участка Товарищества.
При установленных обстоятельствах истец, владеющий участком, не лишен возможности оспорить границы земельного участка СНТ, со ссылкой на их несоответствие фактически сложившимся длительное время границам, а также претендовать на испрашиваемый земельный участок для ведения садоводства в общем порядке, предусмотренном статьей 39.18 Земельного кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Трифонов А.В. к Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: .... площадью 1193,35 кв.м. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 18 марта 2019 года.
Судья: О.В. Недбаевская