РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 сентября 2012 года город Минеральные Воды.
Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Чебанной О.М.,
при секретаре Михайленко Е.И.,
с участием: старшего помощника Минераловодской межрайонной прокуратуры Гожих И.А., представителя истца Министерства финансов Российской Федерации по доверенности Гришина А.В., ответчика Старостиной О.А., представителя ответчика Назаренко М.М., третьего лица директора ГКУ «Центр занятости населения Минераловодского района» Бережного А.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Минеральные Воды гражданское дело по иску Минераловодского межрайонного прокурора, действующего в интересах государства Российской Федерации в лице Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ к Старостиной О.А. о возврате субсидии и взыскании процентов,
УСТАНОВИЛ:
Минераловодский межрайонный прокурор, действующий в интересах государства - Российской Федерации в лице Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ обратился в суд с иском к Старостиной О.А. о возврате субсидии и взыскании процентов, указывая, что в целях снижения напряженности на рынке труда Ставропольского края и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 г. № 1089 «О предоставлении субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» Правительством Ставропольского края, разработана и утверждена краевая целевая программа «Снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края в 2010 году» (Постановление Правительства СК от 20.01.2010 г. № 18-п), которая представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, указанных по ресурсам, исполнителя, срокам реализации и направленных на поддержание занятости населения и снижение социальной напряженности на рынке труда Ставропольского края.
Основной целью Программы является снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края и сохранение имеющегося кадрового потенциала организаций края.
Задачи Программы: повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций края в случае угрозы массового увольнения; сохранение и создание дополнительных рабочих мест в организациях края.
Достижение основной цели и решение задач Программы осуществляется путем реализации системы программных различных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края, в том числе содействие развитию малого предпринимательства в Ставропольском крае и самозанятости безработных граждан.
Финансовое обеспечение мероприятий по содействию развитию малого предпринимательства в Ставропольском крае и самозанятости безработных граждан в 2009 году осуществлялось за счет субсидий из федерального бюджета путем предоставления безработным гражданам субсидий на развитие малого предпринимательства в Ставропольском крае и самозанятости безработных граждан (далее - субсидии). Субсидии предоставлялись гражданам, достигшим 18-летнего возраста и зарегистрированным в качестве безработных в учреждениях занятости населения, с правом на получение пособия по безработице (далее - получатели) при условии: заключения договора о предоставлении субсидии между учреждением занятости населения и получателем; представления получателем бизнес-плана по выбранному виду деятельности; регистрации в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, юридического лица, учредителем которого является получатель, крестьянского (фермерского) хозяйства.
Получатели, претендующие на выделение субсидии, представляли в учреждения занятости населения следующие документы: заявление на получение субсидий по форме, устанавливаемой управлением государственной службы занятости населения Ставропольского края (далее - управление); бизнес-план по выбранному виду деятельности; свидетельство о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Выделение субсидии осуществлялось при условии получения безработным гражданином положительного заключения учреждения занятости населения о бизнес-плане по выбранному виду деятельности.
В ходе реализации программы были выявлены нарушения при предоставлении субсидии Старостиной О.А., повлекшие причинение материального ущерба РФ, что послужило основанием для обращения прокурора в суд в защиту интересов Российской Федерации.
... Старостина О.А. была зарегистрирована ГУ ЦЗН Минераловодского района безработным с правом получения пособия по безработице.
... Старостина О.А. обратилась в ГУ «ЦЗН Минераловодского района» с заявлением о выдаче субсидии на организацию деятельности в сфере разведения сельхозптицы и предоставила технико-экономическое обоснование (бизнес-план) по организации индивидуальной трудовой деятельности.
... ГУ «ЦЗН Минераловодского района» и Старостина О.А.. заключили договор .............. о содействии в организации развития малого предпринимательства и самозанятости. Приказом ГУ ЦЗН Минераловодского района от ... .............. Старостиной О.А. была выделена субсидия и оказана финансовая помощь за счет средств федерального бюджета в сумме 58 800 рублей, которая перечислена платежным поручением .............. от ... на счет Старостиной О.А. в Северо-Кавказском Банке СБ РФ.
Во исполнение п............... договора .............. Старостина О.А. ... зарегистрировалась индивидуальным предпринимателем.
В соответствии с условиями договора Старостина О.А. обязана была: осуществлять расходование выделенной субсидии в соответствии с разработанными бизнес-планом (п............... договора);
-осуществлять предпринимательскую деятельность не менее одного года со дня перечисления субсидии на банковский счет гражданина ( п. ..............);
- представить в Центр занятости копию налоговой декларации за ... г.г. в срок до ... и до ... (п. ..............).
В нарушение названных условий договора Старостина О.А. отчеты об осуществлении деятельности, подтверждающие систематическое ведение предпринимательской деятельности в течение одного года со дня получении субсидии, не представляла.
... Старостина О.А. предоставила информацию о расходовании субсидии, предоставленной ГУ ЦЗН в рамках дополнительных мероприятий по содействию развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, согласно которой все средства предоставленной субсидии были израсходованы на приобретение морозильной камеры, кур-несушек, цыплят-бройлеров, витаминов и комбикорма.
До ... г. Старостина О.А. занималась предпринимательской деятельностью и предоставляла ежеквартальные отчеты в Центр занятости.
Затем Старостина О.А. прекратила ведении предпринимательской деятельности, копии налоговых деклараций за ... г. в Центр занятости не сдала, по месту нахождения и ведением предпринимательской деятельности с ... г. по настоящее время Центр занятости не располагает.
... Старостина О.А. прекратила свою предпринимательскую деятельность. В налоговую службу сдала нулевые декларации за ...
В связи с неосуществлением предпринимательской деятельности и непредставлением отчетов о предпринимательской деятельности и деклараций за ... г. Старостиной О.А. предложено возвратить полученную субсидию в добровольном порядке на основании п.п. ..............
До настоящего времени Старостина О.А., полученную субсидию добровольно не вернула.
Таким образом социальный эффект от реализации краевой целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края в 2010 году», в частности, создание дополнительных рабочих мест в Ставропольском крае, не был достигнут.
Кроме того, в соответствии со ст.ст.15, 395, 1102, 1107 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания подлежат уплате проценты. Размер процентов определяется по ставке рефинансирования ЦБ РФ на день предъявления искового заявления. На основании Указания ЦБ РФ № 2758-У от 23.12.2011 года ставка рефинансирования установлена в размере 8% с ... по настоящее время, в связи с чем ответчик должна уплатить проценты: за период с ... по ... за 700 дн. Из расчета суммы субсидии 58800 руб. в размере: 58800 / 100 х 8 / 360х 700 дн. = 9 147 рублей.
Просит взыскать со Старостиной О.А. в пользу Российской Федерации - 58800 руб. в счет возврата полученной субсидии и проценты в сумме 9147 руб., всего 67947 руб.
В судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, были поддержаны старшим помощником Минераловодского межрайонного прокурора Гожих И.А., которая просит взыскать со Старостиной О.А. в пользу Российской Федерации - 58800 руб. в счет возврата полученной субсидии и проценты в сумме 9147 руб., всего 67947 руб., мотивируя тем, что в целях снижения напряженности на рынке труда Ставропольского края и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 г. № 1089 «О предоставлении субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» Правительством Ставропольского края разработана и утверждена краевая целевая программа «Снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края в 2010 году» (Постановление Правительства СК от 20.01.2010 г. № 18-п), которая представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, указанных по ресурсам, исполнителя, срокам реализации и направленных на поддержание занятости населения и снижение социальной напряженности на рынке труда Ставропольского края.
Данная Программа является добровольной, а именно до граждан доводятся сведения об условиях Программы и последствиях невыполнения её условий.
Для предоставления субсидии необходимо в качестве начального этапа представить необходимые документы, предусмотренные Программой, а также разработка бизнес-плана.
Для реализации принятой Программы из Федерального бюджета РФ было выделено 12000000 рублей, которые были переданы в бюджет субъекта Ставропольского края.
По условиям данной Программы предусмотрено и вложение собственных денежных средств, так как выделяемые изначально денежные суммы, имеют своей целью поддержать предпринимателя на начальном этапе его деятельности.
Ответчик Старостина О.А. подала все необходимые документы в ГУ «ЦЗН Минераловодского района» с заявлением для получения субсидии, убедила сотрудников центра занятости населения в необходимости предоставления ей субсидии для организации предпринимательской деятельности а именно на разведение сельхозптицы, что подтверждается заявлением Старостиной О.А. в ГУ «ЦНЗ Минераловодского района от ... Предпринимательская деятельность направлена для постоянного получения прибыли. Первые полгода после получения субсидии ответчик отчитывалась о результатах своей предпринимательской деятельности, приобрела цыплят, кур и морозильную камеру. По истечении полугода Старостина О.А. прекратила заниматься предпринимательской деятельностью, в налоговый орган сдала нулевые декларации.
Сотрудники Центра занятости населения не смогли её найти, на телефонные звонки Старостина О.А. не отвечала, в результате длительных поисков ответчица была найдена и на вопросы сотрудников Центра занятости о занятии предпринимательской деятельностью сообщила, что прекратила свою предпринимательскую деятельность так как куры погибли от птичьего гриппа, однако, никаких доказательств не представила. Добровольно вернуть денежные средства, выданные ей по Программе, отказалась.
Ранее при проведении проверки на занятие ответчиком предпринимательской деятельностью, у неё было в хозяйстве около 500 кур, при проведении проверки позднее оказалось в наличии только 50 кур, о чем центром занятости населения были составлены акты, подписанные лично ответчиком.
Поскольку Старостина О.А. не выполнила условия Программы она должна вернуть выданные ей денежные средства.
В ходе слушания дела ... ответчиком были даны показания, что куры погибли у неё в результате птичьего гриппа, однако, согласно запроса прокуратуры в «Минераловодскую районную станцию по борьбе с болезнями животных» поступил ответ, что факта падежа птицы в ... г. не выявлено.
Считает, что ответчик должна вернуть субсидию, поскольку Старостиной О.А. не представлено доказательств либо продолжения занятия предпринимательской деятельностью либо причин падения кур. Возможно куры содержались не надлежащим образом, может быть куриц зарезали и реализовали, это неизвестно, отчетов ответчиком не представлено. В дальнейшем ответчик не предпринимала никаких мер по продолжению своей предпринимательской деятельности, кур или цыплят в ... г. не закупала.
Как было установлено ранее сотрудниками центра занятости населения, у Старостиной О.А. в морозильной камере находилось около 100 кур, также ей были закуплены цыплята по цене 26 руб. за одного цыпленка, однако, ответчик никаких учетов своей предпринимательской деятельности не вела.
Ответчик не представила доказательств добросовестного исполнения обязательств по договору о предоставлении ей субсидии в рамках Программы направленной на поддержание занятости населения и снижение социальной напряженности на рынке труда Ставропольского края.
Действительно, ответчик Старостина в период обращения в Центр занятости населения за предоставлением субсидии имела основания на её получение, однако, в ... г. согласно акта, составленного в ходе проверки, проведенной сотрудникам Центра занятости населения, в хозяйства ответчика насчитывалось только 400 кур, тогда как со слов Старостиной О.А. ею было закуплено по имеющимся сведениям 1500 кур. Цель предпринимательской деятельности Старостиной О.А. - получение прибыли, однако, никаких отчетов о реализации кур ей не представлено.
Лицами заинтересованным в реализации краевой целевой Программы «Снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края в 2010 году» являются государство Российской Федерации в лице Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ и сам предприниматель, так как государство заинтересовано, прежде всего, иметь работающего гражданина (предпринимателя), и гражданин, соответственно, получает от государства материальную поддержку для реализации своего бизнес-плана. При этом указанная программа не должна быть направлена на иные цели, и в случае невыполнения условий предоставления субсидии, деньги должны быть возвращены государству.
Просила исковые требования удовлетворить и взыскать со Старостиной О.А. в счет возврата, полученной субсидии в размере 58800 руб., проценты в сумме 9147 руб.
Представитель истца Министерства финансов Российской Федерации по доверенности Гришин А.В. в судебном заседании поддержал исковые требовании, просил удовлетворить. Пояснил, что указанные денежные средства в виде субсидий непосредственно выделялись из Федерального бюджета РФ в бюджеты субъектов РФ. Данные денежные средства не могли быть использованы на какие-то иные цели, являлись целевыми и выдавались уже бюджетами субъектов РФ в рамках целевой Программы «Снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края в 2010 году». Своих денежных средств бюджет Ставропольского края на указанные мероприятия в 2010 году не выделял.
Ответчик Старостина О.А. в судебном заседании ... исковые требования не признала, просила отказать. Подтвердила, что в ... году она обратилась в Центр занятости с заявлением о предоставлении ей субсидии на организацию самозанятости, и представила бизнес-план по разведению сельхозптицы. После получения субсидии она закупила кур, цыплят, морозильную камеру и открыла предпринимательскую деятельность. Сначала все шло хорошо и она отчитывалась в центр занятости о ведении своей деятельности. Однако, бизнес у неё не получился, так как примерно в ... года все куры погибли от птичьего гриппа, в связи с чем она обратилась в центр занятости и ей пояснили, что необходимо продержаться год, и попытаться принять меры к реализации её бизнес плана. После чего она перестала выходить на связь с сотрудниками центра занятости, а в налоговой инспекции ей посоветовали сдать нулевые декларации а потом закрыть предпринимательскую деятельность, что она и сделала. Полагала, что её вины нет в том, что куры погибли, поэтому иск не признала.
В судебном заседании ... Старостина О.А. свои показания изменила, пояснила, что в период времени с ... по ... никто из сотрудников центра занятости к ней с проверкой на факт осуществления предпринимательской деятельности не приходил. Директор Центра занятости населения приехал только в ... году. Деньги она возвращать не намерена, так как она выполнила все условия договора и занималась предпринимательской деятельностью в течение года.
Кур она покупала у гражданки Шемет И.А., однако пояснить где она живет, не смогла, так как сказала, что её лично не знает.
В дальнейшем пояснила, что Шемет И.А. – это её мать, у которой она приобретала кур, затем кур покупала на рынке, однако, квитанций подтверждающих приобретение кур, представить не может. Также не смогла пояснить, сколько кур у неё было, так как она их не считала, никаких учетов расходов и доходов своей деятельности не вела.
Также пояснила, что показания о том, что куры погибли, она давала, так как сильно волновалась. Пояснила, что предприниматель считается прекратившим свою предпринимательскую деятельность, согласно Налогового кодекса РФ, только после снятия с регистрационного учета. Считает, что утверждение истца о прекращении ею предпринимательской деятельности надуманными. Предпринимательской деятельностью перестала заниматься, так как разведение кур стало нерентабельным. Почему перестала отчитываться в центр занятости о своей предпринимательской деятельности, ответить не смогла.
Представитель ответчика Назаренко М.М. в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что в ходе судебного заседания выяснено, что истец признает ведение ответчиком предпринимательской деятельности. По существу, заявленных истцом требований, имеется договор, заключенный Старостиной О.А. с центром занятости населения о предоставлении субсидии. Указанный в договоре досудебный порядок не соблюден истцом, и Старостиной О.А. не предложили возвратить субсидию добровольно.
Согласно судебной практики судебные взыскания производятся в пользу краевого бюджета, а не в федеральный бюджет, так как деньги выделялись из краевого бюджета, причем, возврат денежных средств возможен только в случае государственной регистрации о прекращении предпринимательской деятельности до истечения одного года с момента выдачи субсидии. Старостина О.А. прекратила свою предпринимательскую деятельность только в ... году, а значит успешно занималась предпринимательской деятельностью в течении всего года, по договору.
Считает, что в отношении предоставленной субсидии Старостиной О.А. цель Программы была достигнута - она научилась заполнять налоговую декларацию, научилась заниматься бизнесом и научилась его вести. Её вины нет в том, что нет прибыли. Старостина О.А. потратила деньги в целях разработанной программы.
Третье лицо директор ГКУ «Центр занятости населения Минераловодского района» Бережной А.В.,поддержал иск заявленный прокурором, пояснил в судебном заседании, что ГКУ «Центр занятости населения Минераловодского района» в соответствии с постановлением Правительства РФ от ... «О предоставлении в ... г.г. субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ» и краевой целевой Программы «Снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края в 2010 году» предоставляет безработным, состоящим на учете в Центре занятости населения, субсидию на организацию самозанятости.
Так в ... году к ним обратилась Старостина О.А., по вопросу получения субсидии, представила все необходимые документы, в том числе и бизнес-план. Старостиной О.А. подробно разъяснялся порядок предоставления субсидии, и её обязанности по исполнению условий договора.
Ответчик действительно, изначально занималась предпринимательской деятельностью, были куплены куры, однако, через 7 месяцев Старостина О.А. перестала отвечать на телефонные звонки, не предоставляла отчеты о ходе осуществления предпринимательской деятельности, на связь с сотрудниками центра не выходила.
Сотрудники ГКУ «Центр занятости населения Минераловодского района» пытались найти ответчика по всем адресам, неоднократно выезжали к ней, однако, смогли найти Старостину О.А. только в ... году.
Согласно условиям заключенного договора между ответчиком и ГКУ «Центр занятости населения Минераловодского района», Старостина О.А, была обязана в течение года отчитываться перед ними за свою предпринимательскую деятельность.
Всем, кто обращался за получением субсидий разъяснялось, что ведение своего дела требует и дополнительных затрат, и в случае если у кого-то возникнут проблемы, необходимо обращаться в Центр занятости, представлять документы, всегда имеется возможность внести коррективы в бизнес-план, принять все меры, чтобы сохранить начатое дело. Однако Старостина О.А. вообще не принимала никаких мер для развития своего бизнеса, о каких-либо трудностях не сообщала.
Пояснил, что ответчику субсидия выдавались из денежных средств, выделенных на реализацию Программы из федерального бюджета РФ, так как в 2010 году на эти мероприятия денежные средства из бюджета края не выделялись. В рамках данной программы 2010 года, имеется еще ряд мероприятий, направленных на снижение уровня безработицы, которые финансировались одновременно и бюджетом края и федеральным бюджетом.
Так как индивидуальный предприниматель Старостина О.А. фактически прекратила свою деятельность, указанную в бизнес-плане и не отчитывалась в течение года о своей деятельности, следовательно, не достигнута цель предоставления субсидии, нарушены права общества по договору о предоставлении субсидии и денежные средства подлежат возвращению в федеральный бюджет РФ.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, пришел к выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2009 г. N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" утверждены Правила предоставления указанных субсидий.
В целях снижения напряженности на рынке труда Ставропольского края и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" Постановлением Правительства Ставропольского края от 28.09.2009 N 253-п была утверждена краевая целевая программа "Снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края в 2010 году".
Основной целью Программы является снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края и сохранение имеющегося кадрового потенциала организаций края.
Задачей Программы является повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций края в случае угрозы массового увольнения; сохранение и создание дополнительных рабочих мест в организациях края.
Достижение основной цели и решение задач Программы осуществляется путем реализации системы программных различных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края, в том числе содействие развитию малого предпринимательства в Ставропольском крае и самозанятости безработных граждан.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.01.2010 N 18-п, утвержден порядок расходования субсидий из федерального бюджета и средств бюджета Ставропольского края в рамках реализации краевой целевой программы "Снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края в 2010 году".
Согласно п. 6 Постановления Правительства Ставропольского края от 20.01.2010 N 18-п "Об утверждении порядка расходования субсидий из федерального бюджета и средств бюджета Ставропольского края в рамках реализации краевой целевой программы "Снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края в 2010 году" финансовое обеспечение мероприятий по содействию самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан осуществляется за счет субсидии.
Субсидия предоставляется гражданам, достигшим 18-летнего возраста и зарегистрированным в качестве безработных в учреждениях занятости населения с правом на получение пособия по безработице (далее - получатели), при условии:
заключения договора о предоставлении субсидии между учреждением занятости населения и получателем;
представления получателем бизнес-плана по выбранному виду деятельности;
регистрации в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, юридического лица, учредителем которого является получатель, крестьянского (фермерского) хозяйства.
Получатели, претендующие на предоставление субсидии, представляют в учреждения занятости населения следующие документы:
заявление на получение субсидии по форме, устанавливаемой управлением государственной службы занятости населения Ставропольского края;
бизнес-план по выбранному виду деятельности;
свидетельство о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Предоставление субсидии осуществляется при условии получения безработным гражданином положительного заключения комиссии по рассмотрению заявлений на получение субсидии и бизнес-планов безработных граждан по выбранному виду деятельности, создаваемой при учреждении занятости населения.
Перечисление субсидии осуществляется учреждениями занятости населения на расчетные (лицевые) счета получателей, открытые в российских кредитных организациях, в соответствии с договором о предоставлении субсидии между учреждением занятости населения и получателем в сумме 12-кратной максимальной величины пособия по безработице.
Средства на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан направляются получателям субсидии при условии включения данных расходов в бизнес-план по выбранному виду деятельности в сумме 12-кратной максимальной величины пособия по безработице на каждого трудоустроенного безработного гражданина.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что Старостина О.А. получила субсидию в размере 58800 рублей в рамках реализации программы "Снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края в 2010 году".
Так, ... Старостина О.А. обратилась в ГУ «Центр занятости населения Минераловодского района» с целью регистрации в качестве безработной. ... Старостина О.А. была зарегистрирована ГУ ЦЗН Минераловодского района безработным с правом получения пособия по безработице.
... Старостина О.А. обратилась в ГУ «ЦЗН Минераловодского района» с заявлением о выдаче субсидии на организацию деятельности в сфере организации торговой деятельности по реализации кур – несушек, цыплят-бройлеров в течение года и предоставила технико-экономическое обоснование (бизнес-план) по организации индивидуальной трудовой деятельности, копия заявления и бизнес-план приобщены к материалам дела.
Как усматривается из протокола .............. заседания Комиссии по рассмотрению заявлений на получение субсидий и бизнес-планов безработных граждан по выбранному виду деятельности от ... было принято решение о выделении Старостиной О.А. субсидии из средств федерального бюджета в размере 58800 руб., копия протокола приобщена к материалам дела.
На заседание Комиссии по рассмотрению заявлений на получение субсидии и бизнес- планов безработных граждан, Старостиной О.А. был представлен бизнес-план на реализацию куриного яйца и куриного мяса в Минераловодском районе Ставропольского края в рамках программы по поддержке сельхозпроизводителей и развития малого бизнеса по разведению сельскохозяйственной птицы, разведению сельскохозяйственной птицы, производство куриных яиц и мяса, розничная торговля вне магазинов.
... ГУ «ЦЗН Минераловодского района» и Старостина О.А.. заключили договор .............. о содействии в организации развития малого предпринимательства и самозанятости.
Во исполнение п............... договора .............. Старостина О.А. ... зарегистрировалась индивидуальным предпринимателем.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей .............. от ... Старостина О.А. была поставлена на учет и зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя ... вид деятельности разведение сельскохозяйственной птицы, производство мяса, субпродуктов сельскохозяйственной птицы и кроликов, розничная торговля мясом и мясом птицы, включая субпродукты, розничная торговля яйцами, приобщенной к материалам дела.
Согласно платежному поручению .............. от ... в Пятигорское ОСБ № 30 филиала .............. на счет .............. ГУ «ЦЗН Минераловодского района» была перечислена сумма 58800 рублей, назначение платежа финансовая помощь безработным на организацию самозанятости Старостиной О.В. Данная сумма была переведена на лицевой счет .............. Старостиной О.А., что подтверждается платежным поручением .............. от ..., копия которого приобщена к материалам дела.
В соответствии с условиями договора Старостина О.А. была обязана: осуществлять расходование выделенной субсидии в соответствии с разработанными бизнес-планом (п............... договора);
- осуществлять предпринимательскую деятельность не менее одного года со дня перечисления субсидии на банковский счет гражданина (п. .............. договора);
- предоставлять в Центр занятости копии налоговых декларации за ... г.г. в срок до ... и до ... (п. ..............).
Однако, условия договора Старостина О.А. не выполнила, уклонившись в одностороннем порядке от его исполнения.
В судебном заседании достоверно установлено, что Старостина О.А. первые полгода с момента получения субсидии действительно, занималась предпринимательской деятельностью, что нашло подтверждение в представленных отчетах о сельскохозяйственной деятельности предпринимателя Старостиной О.А. за период ... а также подтверждено отчетом выполнения обязательств по договору о содействии самозанятости (создании дополнительных рабочих мест для безработных граждан) от ..., из которого следует, что Старостина О.А. приобрела морозильную камеру стоимостью 12 600 рублей, кур-несушек на сумму 29750 рублей (квитанция .............. от ...), цыплят-бройлеров на сумму 7800 рублей, о чем приобщен закупочный акт от ..., витамины на сумму 576 рублей (квитанции серии МВ .............. от ..., .............. от ..., комбикорма на сумму 20920 рублей.
... комиссия Центра занятости выезжала на проверку, в ходе которой был составлен акт .............. выполнения обязательств по договору о содействии самозанятости безработного гражданина .............. от ... и установлено, что предприниматель осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, на момент проверки в наличии у Старостиной О.А. было обнаружено 400 кур-несушек, 150 бройлеров, в холодильном оборудовании хранятся еще 150 тушек бройлеров. Отчисления во внебюджетные фонды будут уплачены в конце ... г.
... комиссия Центра занятости снова выезжала на проверку выполнения договорных обязательств Старостиной О.А., в связи с чем был составлен акт .............. выполнения обязательств по договору о содействии самозанятости безработного гражданина .............. от ... и, установлено, что предприниматель Старостина О.А. продолжает осуществлять предпринимательскую деятельность, во время проведения проверки обнаружено 50 кур-несушек, остальные куры-несушки и бройлеры были реализованы за период ... планирует приобрести еще 500 цыплят для выращивания, оплата отчислений во внебюджетные фонды будет производиться в ...
После чего Старостина О.А. в Центр занятости никаких сведений не предоставляла.
Сотрудники Центра занятости неоднократно пытались связаться со Старостиной О.А., выезжали по месту осуществления предпринимательской деятельности, однако, Старостиной О.А. дома не находили, соседи о её местонахождении ничего не знали, о чем составлен акт .............. от ..., согласно которого в Центре занятости Старостина О.А. не появляется, на телефонные звонки не отвечает, ежеквартальные отчеты и квитанции по уплате налогов не предоставляет.
... комиссия Центра занятости повторно выезжала по месту жительства Старостиной О.А., которой снова дома не оказалось, о чем составлен акт .............. от ..., в почтовый ящик была вложена претензия с требованием представить документы, подтверждающие целевое использование субсидии и осуществление предпринимательской деятельности или вернуть в добровольном порядке всю сумму, полученной субсидии в размере 58800 руб.
Таким образом, Старостина О.А. с ... г. прекратила предоставлять в Центр занятости отчеты, подтверждающие систематическое ведение предпринимательской деятельности в течение одного года со дня получении субсидии. Копии налоговых деклараций за ... г. в Центр занятости не сдала. При этом изначально ответчица данные факты не оспаривала, поясняя, что все куры погибли от птичьего гриппа в ... года, после чего она, указанной деятельностью больше не занималась. В дальнейшем ответчица показания изменила, пояснив, что предпринимательской деятельностью успешно занималась в течении всего года, установленного договором, однако доказательств этому представить не смогла, пояснив, что никаких учетов своей деятельности документально не вела, а прекратила свою деятельность в связи с нерентабельностью бизнеса по разведению кур.
В материалах дела имеются сведения межрайонной ИФНС России .............. по СК от ..., о том, что Старостиной О.А. ... года представлены нулевые единые упрощенные декларации, что подтверждает обоснованность доводов истца о фактическом прекращении предпринимательской деятельности ответчика с ... года, т.е. раньше срока установленного договором.
В соответствии с п. .............. договора финансовые средства подлежат возврату: 1) использование субсидии не в соответствии с направлениями расходования, указанными в бизнес-плане, 2) непредставления гражданином без уважительных причин документов, подтверждающих произведенные в соответствии с бизнес-планом целевые расходы на осуществление предпринимательской деятельности, в соответствии с п. .............. договора в срок не позднее пяти рабочих дней по истечении двух месяцев со дня перечисления субсидии на банковский счет гражданина, 3) ликвидация юридического лица, государственной регистрации прекращения гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, без уважительных причин ранее 12 месяцев со дня перечисления субсидии на банковский счет гражданина.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей .............. от ... Старостина О.А. прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 04.07.2012 г., выписка приобщена к материалам дела.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Старостина О.А., получив от ГУ «Центр занятости населения» субсидию в рамках дополнительных мероприятий по содействию развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, не выполнила условия договора .............. от ..., своевременно не отчиталась о ведении своей деятельности, фактически прекратила реализацию своего бизнес-плана, и свою предпринимательскую деятельность.
Следовательно, социальный эффект от реализации краевой целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края в 2010 году», в частности, создание дополнительных рабочих мест в Ставропольском крае, не был достигнут.
Согласно п. 10 Постановления Правительства Ставропольского края от 20.01.2010 N 18-п "Об утверждении порядка расходования субсидий из федерального бюджета и средств бюджета Ставропольского края в рамках реализации краевой целевой программы "Снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края в 2010 году". Возврат необоснованно полученных и использованных не по целевому назначению финансовых средств производится в установленном порядке их получателем добровольно по согласованию с учреждением занятости населения либо по решению суда.
Таким образом, требование истца подлежит удовлетворению и с ответчика подлежит взысканию сумма 58800 руб. в счет возврата полученной субсидии.
Первоначальные доводы ответчицы Старостиной О.А. о том, что бизнес-план не был реализован по причине массовой гибели кур от эпидемии птичьего гриппа, были опровергнуты в судебном заседании.
Согласно сообщению администрации Левокумского сельсовета Минераловодского муниципального района Ставропольского края .............. от ... на запрос Межрайонного прокурора в период с ... г. массового заболевания кур- куриный грипп на территории поселения не зафиксировано, содержание кур в количестве 1000 шт. по адресу: ... не представляется возможным, так как данный земельный участок площадью ....м., находится в центре села Левокумка, застроен постройками, примыкает в МОУ СОШ .............., также по данным похозяйственным книгам по вышеуказанному адресу подсобного хозяйства не значится.
На запрос Межрайонного прокурора из «Минераловодской районной станции по борьбе с болезнями животных» поступил ответ от ... г., из которого усматривается, что в период с ... г. Старостина О.А. на данный период занимающаяся разведением кур по адресу: ... на ветеринарном учете в ГБУ СК «Минераловодская райСББЖ» не состояла и за ветеринарной помощью в отношении гибели птицы не обращалась, информации о падеже кур в подсобном хозяйстве Старостиной О.А. не имеется.
Суд относится критически к новым доводам Старостиной О.А. и её представителя Назаренко М.М. о том, что ответчица в течении года, с момента получения субсидии, успешно занималась предпринимательской деятельностью, следовательно, исполнила условия договора, так как официальная регистрация прекращения предпринимательской деятельности ответчика была осуществлена налоговыми органами только ....
В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, регистрация граждан в налоговых органах в качестве индивидуальных предпринимателей, с одной стороны позволяет гражданам заниматься такой деятельностью, а с другой, имеет своей целью, прежде всего, осуществлять контроль государства за доходами таких граждан. При этом факт регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, не означает безусловного занятия предпринимательской деятельностью, а предполагает только право на осуществление такой деятельности.
В данном случае, Старостина О.А. получила от государства субсидию именно с целью поддержки осуществления ей предпринимательской деятельности, которая предполагала получение прибыли в дальнейшем, решение вопроса с безработным статусом Старостиной О.А., уплату налогов от прибыли предпринимательской деятельности.
Согласно представленному бизнес-плану, доход от предпринимательской деятельности Старостиной О.А. по итогам года должен был составить 279100, 00 рублей, при сроке окупаемости 5 месяцев, при этом точка безубыточности наступает на 4 месяце работы при реализации продукции на сумму 11760,00 рублей.
Однако, как установлено в судебном заседании Старостина О.А. не представила никаких доказательств своей предпринимательской деятельности (сведения о реализации своей продукции, о доходах, расходах), пояснив, что никаких учетов своей деятельности не вела, т.е. не приняла никаких мер по предупреждению риска своей деятельности. Кроме того, Старостина О.А. изначально не отрицала, что свою деятельность, предусмотренную бизнес-планом фактически перестала осуществлять с ... года, а в налоговый орган сдала нулевые декларации.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что официальный факт регистрации прекращения Старостиной О.А. предпринимательской деятельности в налоговом органе ..., в данном случае правового значения не имеет, так как цели и задачи программы по содействию развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, направлены на организованную и реальную деятельность указанных граждан, связанную с получением прибыли и возможностью дальнейшего развития такой деятельности, однако, никаких доказательств реального ведения своей предпринимательской деятельности с июня 2011 года ответчица не представила.
Доводы представителя ответчицы Назаренко М.М. о том, что указанные денежные средства подлежат взысканию в бюджет Ставропольского края, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: 1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; 2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; 3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
Как усматривается из материалов дела, денежные средства в виде субсидии в размере 58800 рублей, были предоставлены Старостиной О.А. ..., на основании договора от ..., т.е. в рамках программы "Снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края в 2010 году", утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 28.09.2009 N 253-п.
Согласно п.5 приложения 1 Программы «Мероприятия, прогнозируемые объемы и источники финансирования краевой целевой программы "Снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края в 2010 году", финансирование мероприятия Содействие самозанятости безработных граждан в Ставропольском крае и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в размере 176400,0 тыс. руб. произведено исключительно из средств федерального бюджета, в отличие от других мероприятий, предусмотренных данной программой, где имело место софинансирование с краевым бюджетом Ставропольского края.
В соответствии с п. 15 Постановления Правительства РФ от 31.12.2008 N 1089 "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" при нецелевом расходовании средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, указанные средства подлежат возврату в Федеральный бюджет в соответствии с Бюджетным законодательством РФ.
Аналогичное требование содержится и в п. 16 Постановления Правительства РФ от 14 декабря 2009 г. N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации", из которого следует, что субсидия в случае ее нецелевого использования подлежит взысканию в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, учитывая, что целевая программа 2010 года, в рамках которой Старостиной О.А. выдавалась субсидия, уже прекращена, суд приходит к выводу о том, что указанные денежные средства подлежат взысканию в доход федерального бюджета РФ.
Также несостоятельны доводы Назаренко М.М. о том, что истцом несоблюден досудебный порядок урегулирования спора и Старостиной О.А. не предложено вернуть субсидию добровольно, так как, в судебном заседании показаниями сторон было установлено, что Старостина О.А. добровольно возвращать полученную субсидию не намерена, а все попытки сотрудников Центра занятости разыскать ответчицу до обращения в органы прокуратуры и в суд, не дали результатов.
Требование истца о взыскании с ответчика процентов подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно статье 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В соответствии с указанием Центрального Банка Российской Федерации № 2758-У от 23.12.2011 г.ставка рефинансирования составляет 8% годовых.
58800 рублей – сумма субсидии, подлежащая возврату.
Так как Старостина О.А. не выполнила условия заключенного с ней договора, и не достигла целей, на который брала субсидию, проценты подлежат начислению с момента получения указанных денежных средств, т.е. с ..., по день вынесения решения, т.е. по .... Указанный период составил 1 год 10 месяцев 10 дней (680 дней).
58800 / 100 х 8% / 360 х 680 дн. = 8885 рублей – проценты за пользование чужими денежными средствами.
Таким образом, требование истца о взыскании с ответчика Старостиной О.А. процентов за пользование денежными средствами подлежит удовлетворению, в размере 8885 рублей, так как истцом расчет процентов в сумме 9147 руб. за пользование чужими средствами произведен из расчета 700 дней, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении суммы в размере 262 рубля.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика в Минераловодский районный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в порядке ст. 61.1 БК РФ, в связи с чем, с ответчика следует взыскать госпошлину в доход федерального бюджета РФ в сумме 2 230 рублей 55 копеек.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Минераловодского межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, удовлетворить.
Взыскать с ответчика Старостиной О.А. в пользу Российской Федерации в счет возмещения возврата субсидии 58 800 рублей (пятьдесят восемь тысяч восемьсот рублей) и проценты за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания в сумме 8 885 рублей (восемь тысяч восемьсот восемьдесят пять рублей 00 копеек), а всего 67 685 рублей (шестьдесят семь тысяч шестьсот восемьдесят пять рублей 00 копеек).
В удовлетворении требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания в сумме 262 рубля (двести шестьдесят два рубля) – отказать.
Взыскать со Старостиной О.А. государственную пошлину в доход федерального бюджета Российской Федерации в сумме 2 230 рублей 55 копеек (две тысячи двести тридцать рублей 55 копеек).
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи через Минераловодский городской суд апелляционной жалобы в течение месяца, с момента изготовления мотивированного решения в окончательной форме (17 сентября 2012 года).
Председательствующий