Решение по делу № 2-409/2020 ~ М-249/2020 от 23.03.2020

Мотивированное решение составлено 08 июня 2020 года

66RS0020-01-2020-000353-80

Дело № 2-409/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 июня 2020 года                             пгт. Белоярский

Белоярский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Пархоменко Т.А.,

при секретаре судебного заседания Лялиной М.А.,

с участием представителя истца Цан И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тарасова П. В. к Администрации Белоярского городского округа, главе Белоярского городского округа о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду,

установил:

Тарасов П.В. первоначально обратился в суд с административным исковым к заявлением к Администрации Белоярского городского округа, в котором просил признать незаконным решение Администрации Белоярского городского округа № 01-16/654 от 03 февраля 2020 года об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью 595 кв.м; возложить на Администрацию Белоярского городского округа обязанность заключить с Тарасовым П.В. договор аренды земельного участка с кадастровым номером <номер> сроком на 3 года без проведения торгов.

В обоснование требований указано, что 11 сентября 2019 года Тарасов П.В. обратился в Администрацию Белоярского городского округа с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка общей площадью 662 кв.м, предполагаемого местоположения: <адрес>, <адрес> в аренду на основании подпункта 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

На основании постановления главы Белоярского городского округа № 1875 от 22 октября 2019 года утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 89 557 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, территориальная зона – СХУ-РТ, вид разрешенного использования – сельскохозяйственное использование. Тарасову П.В. предложено обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета испрашиваемого земельного участка.

В соответствии с указанным постановлением истец выполнил кадастровые работы в части подготовки межевого плана земельного участка в пределах границ земельного участка с кадастровым номером <номер>, в результате чего образован испрашиваемый земельный участок и поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера <номер>, вид разрешенного использования – сельскохозяйственное использование, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения.

24 декабря 2019 года истец обратился в Администрацию Белоярского городского округа с заявлением о предоставлении указанного испрашиваемого земельного участка на праве аренды.

03 февраля 2020 года им получено решение, изложенное в письме за <номер> об отказе в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, в связи с отсутствием в представленном пакете документов, сведений подтверждающих участие Тарасова П.В. в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства.

С указанным решением истец не согласен, считает его незаконным, нарушающим его права, поскольку им изначально было подано заявление о предварительном согласовании в аренду земельного участка для сельскохозяйственного использования в соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, которое было рассмотрено ответчиком и предварительно согласовано предоставление в аренду испрашиваемого земельного участка. При обращении в Администрацию Белоярского городского округа истец не являлся членом крестьянского (фермерского) хозяйства, а исходя из толкования статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, не следует, что гражданин до обращения с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду обязан создать фермерское хозяйство.

Определением суда от 18 марта 2020 года суд перешел к рассмотрению заявленных Тарасовым П.В. требований в порядке гражданского судопроизводства.

Определением суда, изложенным в протоколе судебного заседания от 20 мая 2020 года к участию в деле в качестве ответчика привлечен глава Белоярского городского округа Горбов А.А., в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Белоярского городского округа.

Представитель истца Цан И.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования искового заявления поддержала, просила их удовлетворить. Указала, что оспариваемое решение является незаконным, поскольку испрашиваемый земельный участок отвечает всем условиям, он прилегает к земельному участку, принадлежащему Тарасову П.В. На основании постановления главы Администрации Белоярского городского округа истцом была подготовлена схема, и предварительно согласовано предоставление в аренду испрашиваемого земельного участка.

Представитель административного ответчика Администрации Белоярского городского округа, ответчик глава Белоярского городского округа, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Белоярского городского округа не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом – электронной почтой, в том числе посредством размещения информации на официальном интернет-сайте Белоярского районного суда Свердловской области.

От представителя ответчика Администрации Белоярского городского округа поступил отзыв на исковое заявление, в котором просит в удовлетворении заявленных исковых требований отказать, указывая, что в ходе правовой экспертизы представленных истцом документов было установлено, что испрашиваемый земельный участок относится к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, а не к землям населенных пунктов, в связи с чем в постановление главы Белоярского городского округа от 22 октября 2019 года № 1875 были внесены изменения в части указания категории земельного участка. При обращении 25 декабря 2019 года с заявлением о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка истец не указал, для каких целей ему необходим земельный участок (не указала сенокошение). Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется частью 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, и в силу подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации. Однако при обращении с заявлением истцом в нарушение требований земельного законодательства не был представлен документ, подтверждающий его участие в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, в связи с чем оспариваемое решение об отказе является законным и обоснованным. Также представитель просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Поскольку указанные лица, участвующие в деле были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел дело в их отсутствие.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Перечень случаев предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов содержится в статье 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункту 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.

Порядок предоставления, в том числе в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регулируется статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.

Так, порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов включает в себя:

1) подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора, в том числе аренды земельного участка.

Как следует из материалов дела, 11 сентября 2019 года Тарасов П.В. обратился к главе Белоярского городского округа с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 662 кв.м. в аренду сроком на три года на основании подпункта 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации; предполагаемое местоположение земельного участка: <адрес>, <адрес>; для использования в качестве сельскохозяйственного угодья – выращивание сельскохозяйственных культур, а также сенокошения.

Постановлением главы Белоярского городского округа от 22 октября 2019 года № 1875 утверждена схема расположения земельного участка площадью 662 кв.м на кадастровом плане территории путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 89 557 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>; категория земель – земли населенных пунктов, территориальная зона – СХУ-РТ, с видом разрешенного использования – сельскохозяйственное использование, в целях сенокошения. Тарасову П.В. предложено обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета испрашиваемого земельного участка. Тарасову П.В. предварительно согласовано предоставление в аренду сроком на три года земельного участка площадью 662 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - «сельскохозяйственное использование», в целях сенокошения.

В соответствии с указанным постановлением истец Тарасов П.В. выполнил кадастровые работы в части подготовки межевого плана испрашиваемого земельного участка и обратился в Управление Росреестра по Свердловской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета.

19 декабря 2019 года испрашиваемый земельный участок площадью 662 кв.м был поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер <номер>, местоположение: <адрес>, <адрес>; категория земель – земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование – сельскохозяйственное использование.

24 декабря 2019 года Тарасов П.В. обратился в Администрацию Белоярского городского округа с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в аренду.

Решением главы Белоярского городского округа, изложенным в письме № 01-16/654 от 03 февраля 2020 года, в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка Тарасову П.В. отказано в соответствии с пунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Вместе с тем, суд не может согласиться с выводами, изложенными в оспариваемом решении в силу следующего.

Требования к заявлению о предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности без проведения торгов, а также документам, которые должны быть к нему приложены, содержатся в статье 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из действий, перечисленных в указанном пункте.

Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Как следует из оспариваемого решения Администрации Белоярского городского округа, изложенного в письме № 01-16/654 от 03 февраля 2020 года, Тарасову П.В. отказано в предоставлении земельного участка в аренду на основании пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку в силу пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предоставление земельного участка из категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, в аренду осуществляется крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, однако таких документов Тарасовым П.В. представлено не было.

Действительно Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ) регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

Участниками отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (часть 1 статьи 2 указанного Федерального закона).

В силу части 3 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до сорока девяти лет, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Для сенокошения и выпаса скота договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до трех лет.

Согласно положениям части 1 статьи 10 указанного Федерального закона земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

Кроме того, в силу части 5 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться, в том числе гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

Исходя из положений пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления:

- земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса (подпункт 15);

- земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства (подпункт 19).

Из представленных документов, а именно из заявления истца о предоставлении земельного участка в аренду следует, что земельный участок испрашивается Тарасовым П.В. на основании подпункта 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть заявление подано гражданином, а не главой крестьянского (фермерского) хозяйства.

При таких обстоятельствах, из анализа указанных правовых норм Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ, Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности могут передаваться гражданам.

При этом ни Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ, ни Земельный кодекс Российской Федерации не содержат требований о предоставлении гражданином документов, подтверждающих участие в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства в случае подачи последним заявления о предоставления ему в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения.

Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что оспариваемого решение ответчика, не содержит сведений, по каким основаниям, указанным в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (ссылка на которые имеется в подпункте 3 пункта 5 статьи 39.17 указанного Кодекса), испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен заявителю.

Таким образом, оценив все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение органа местного самоуправления не соответствует вышеуказанным положениям Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы истца, следовательно, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Ответчиком доказательств законности решения об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду не представлено, иных оснований для отказа в оспариваемом решении не приведено.

Принимая во внимание, что оспариваемое решение не соответствуют требованиям законодательства и нарушает права истца, имеются основания для признания такого решения незаконным с возложением на ответчика обязанности по устранению допущенного нарушения прав Тарасова П.В.

При этом требование истца о возложении обязанности на ответчика заключить договор аренды земельного участка удовлетворению не подлежит, поскольку суд не вправе совершать действия, которые входят в предмет компетенцию другого государственного (муниципального) органа и тем самым исполнять его функции.

Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Тарасова П. В. к Администрации Белоярского городского округа, главе Белоярского городского округа о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду - удовлетворить.

Признать незаконным решение главы Белоярского городского округа, изложенное в письме от 03 февраля 2020 года № 01-16/654 об отказе в предоставлении в аренду Тарасову П. В. земельного участка с кадастровым номером <номер>.

Возложить на Администрацию Белоярского городского округа обязанность устранить допущенные нарушения прав истца Тарасова П. В..

Об исполнении решения уведомить Тарасова П. В. и Белоярский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Белоярский районный суд Свердловской области.

Судья                     /подпись/             Т.А. Пархоменко

2-409/2020 ~ М-249/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Тарасов Павел Валерьевич
Ответчики
Администрация Белоярского городского округа Свердловской области (Администрация Белоярского ГО СО)
Глава Белоярского городского округа Горбов А.А.
Другие
Комитет по управлению Муниципальным имуществом Белоярского городского округа
Суд
Белоярский районный суд Свердловской области
Судья
Пархоменко Татьяна Александровна
Дело на странице суда
beloyarsky--svd.sudrf.ru
23.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.03.2020Передача материалов судье
23.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2020Судебное заседание
20.05.2020Судебное заседание
02.06.2020Судебное заседание
08.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.02.2021Дело оформлено
01.02.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее