Дело № 12-552/17
РЕШЕНИЕ
21 июля 2017 года г. Благовещенск
Судья Благовещенского городского суда Амурской области Коршунова Т.А.,
при секретаре Базылевой О.В.,
с участием Майоровой И.В., старшего дознавателя отдела дознания и административной практики УНД - государственного инспектора Амурской области по пожарному надзору Панасюгина А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Майоровой И.В. на постановление заместителя главного государственного инспектора г. Благовещенска по пожарному надзору № 108 от 17 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Благовещенска по пожарному надзору № 108 от 17 марта 2017 года Майорова И.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ, подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Майорова И.В. обратилась в Благовещенский городской суд Амурской области с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить, она является старшей медицинской сестрой неврологического отделения для лечения больных с ОНМК РСЦ ГАУЗ АО «АОКБ», с учетом положений 2.4 КоАП РФ не является должностным лицом, не имеет полномочий на осуществление организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в сфере противопожарной безопасности, могла бы быть привлечена только как физическое лицо. Кроме того, заявителю вменен пункт 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, однако нарушение какого именно подпункта вменяется заявителю ни в постановлении, ни в протоколе не указано. В ходе административного расследования инспектором не изучалась инструкция завода изготовителя на принтер, который стал источником возгорания, и утверждение о том, что данный принтер необходимо постоянно отключать из сети и запрещается оставлять его включенным без присмотра, считает необоснованным и надуманным.
Срок подачи жалобы не пропущен.
В ходе рассмотрения дела Майорова И.В. на доводах жалобы настаивала в полном объеме.
В судебном заседании представитель отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Благовещенску УНДПР ГУ МЧС по Амурской области Панасюгин А.С. пояснил, что в неврологическом отделении имеется инструкция пожарной безопасности. Майорова И.В. знала о неисправности принтера, но допустила возгорание.
Выслушав участвовавших в судебном заседании лиц, изучив материалы дела, а также доводы, изложенные в жалобе, судья приходит к следующим выводам.
Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее Федеральный закон "О пожарной безопасности") определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане).
В ст. 1 указанного Закона определено, что требования пожарной безопасности – это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности определены в с. 34 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Исходя из положений ст. 38 Федерального закона "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности и за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее – Правила), содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно п. 42 Правил запрещается: а) эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции; б) пользоваться розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями; в) обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; г) пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, а также при отсутствии или неисправности терморегуляторов, предусмотренных конструкцией; д) применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы; е) оставлять без присмотра включенными в электрическую сеть электронагревательные приборы, а также другие бытовые электроприборы, в том числе находящиеся в режиме ожидания, за исключением электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя; ж) размещать (складировать) в электрощитовых (у электрощитов), у электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы; з) при проведении аварийных и других строительно-монтажных и реставрационных работ использовать временную электропроводку, включая удлинители, сетевые фильтры, не предназначенные по своим характеристикам для питания применяемых электроприборов.
В соответствии с ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Из протокола об административном правонарушении № 95 от 14.03.2017г. следует, что 10 февраля 2017 года в 01 час 43 минуты в кабинете медицинской сестры неврологического отделения ГАУЗ Амурской области «Амурская областная клиническая больница», расположенном на пятом этаже девятиэтажного главного корпуса блока «А» по адресу: г. Благовещенск, ул. Воронкова, 26, Майорова И.В. нарушила требования пожарной безопасности, а именно в нарушение п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, оставила без присмотра включенным в электрическую сеть копировальный аппарат, который согласно техническому заключению от 20.02.2017г. № 042-17 находился в неисправном состоянии, что привело к возникновению пожара, уничтожению и повреждению имущества, принадлежащего ГАУЗ Амурской области «Амурская областная клиническая больница».
По данному факту постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Благовещенска по пожарному надзору № 108 от 17 марта 2017 года Майорова И.В. как должностное лицо признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ.
В соответствии ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а так же иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ).
Согласно примечанию к указанной статье под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно п. 4 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, руководитель организации назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте.
Как следует из акта служебного расследования по факту возгорания в неврологическом отделении РСЦ 10.02.2017 года, ответственным за противопожарную безопасность отделения РСЦ является АА
Одно лишь обстоятельство о наличие в должностной инструкции старшей медицинской сестры неврологического отделения для лечения больных с ОНМК РСЦ пункта 7 об обязанности соблюдения требования охраны труда, техники безопасности при эксплуатации оборудования, противопожарной безопасности, не свидетельствует о том, что старшая медицинская сестра Майорова И.В. является должностным лицом по смыслу ст. 2.4 КоАП РФ и не является безусловным и единственным основанием для привлечения её к административной ответственности как должностного лица.
Кроме того, в соответствии с пп. «е» п. 42 вышеуказанных Правил запрещается оставлять без присмотра включенными в электрическую сеть электронагревательные приборы, а также другие бытовые электроприборы, в том числе находящиеся в режиме ожидания, за исключением электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.
Между тем, как следует из материалов дела, техническая документация завода изготовителя на копировальный аппарат вообще не запрашивалась и не исследовалась в ходе производства по делу.
Согласно акту о пожаре от 10.02.2017 года, техническому заключению № 042-17 от 20.02.2017г. причиной пожара явилось замыкание электропроводки копировального аппарата. При этом Майорова И.В. в объяснении от 10.02.2017г. указала о шумной работе принтера при печатании и прогреве.
Таким образом, достоверных данных о том, что Майоровой И.В. было известно о неисправном состоянии электропроводки принтера материалы дела не содержат, как и не содержат данных о том, что копировальный аппарат не мог находиться в круглосуточном режиме работы.
Кроме того, объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч.6 ст. 20.4 КоАП РФ, является нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества, между тем, согласно справке об ущербе ГАУЗ АО «АОКБ» от 17.02.2017г. № 09-684 в результате возгорания, произошедшего 10.02.2017г. в кабинете старшей медицинской сестры неврологического отделения ГАУЗ АО «АОКБ», материальные ценности, стоящие на балансе учреждения не повреждены. Данных о повреждении иного имущества, не принадлежащего учреждению, материалы дела не содержат.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление судьи отменяет постановление и прекращает производство по делу.
Учитывая изложенное, судья, пересматривающий дело по жалобе, считает возможным прекратить производство по делу в отношении Майоровой И.В., отменив постановление заместителя главного государственного инспектора г. Благовещенска по пожарному надзору отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Благовещенску УНДПР ГУ МЧС по Амурской области № 108 от 17 марта 2017 года, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 108 ░░ 17 ░░░░░ 2017 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 6 ░░. 20.4 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 3 ░. 1 ░░. 30.7 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░