.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Спасск
Пензенской области «19» ноября 2012 года
Спасский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Артамоновой Г.А.,
при секретаре Синотовой Т.П.,
с участием помощника прокурора Савёлова М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
в зале районного суда
гражданское дело по заявлению прокурора Спасского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Рузановского сельсовета <адрес>, выразившееся в неразмещении на своем официальном сайте проектов нормативных правовых актов администрации и понуждении к совершению определенных действий,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Спасского района Пензенской области обратился в суд с вышеуказанным заявлением, мотивируя тем, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства администрацией Рузановского сельсовета в сфере противодействия коррупции, выявлены нарушения, затрагивающие права неопределенного круга лиц. Так, в соответствии со ст.2 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» правовую основу противодействия коррупции составляют, в том числе, муниципальные правовые акты. Согласно п.3 ст.3 того же закона противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципе публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. В соответствии с п.3 ч.1 ст.3, ч.1 ст.5 Федерального закона от 17.07.2009г. №172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством РФ. Институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) за счет собственных средств. В соответствии с п.21 Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в администрации Рузановского сельсовета <адрес>, утвержденного постановлением администрации Рузановского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ, институты гражданского общества и граждане могут в порядке, определенном постановлением Правительства РФ от 26.02.2010г. №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», проводить независимую антикоррупционную экспертизу проектов администрации сельсовета. В этих целях проекты размещаются на официальном сайте администрации Рузановского сельсовета в сети Интернет в течение рабочего дня, соответствующего дню их внесению в администрацию сельсовета, с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой экспертизы. Указанный срок не может быть менее 5 рабочих дней. Сайт администрации Рузановского сельсовета находится по адресу www.ruzanovsky.spassk.pnzreg.ru. В ходе проверки установлено, что на указанном сайте проекты нормативных правовых актов для проведения независимой антикоррупционной экспертизы не размещаются. В результате такого бездействия администрации Рузановского сельсовета неопределенный круг лиц - институты гражданского общества и граждане - лишены возможности проведения такой экспертизы и дачи по ним своих заключений в установленном законом порядке. На основании ст.ст.45, 254 ГПК РФ прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации Рузановского сельсовета и обязать размещать на своём официальном сайте проекты нормативных правовых актов администрации Рузановского сельсовета.
В судебном заседании помощник прокурора Савёлов М.А. заявление поддержал по изложенным в нём основаниям. Дополнил, что на протяжении полутора лет администрация сельсовета не размещала проекты своих нормативных правовых актов. Размещение на сайте лишь одного документа после прокурорской проверки нельзя расценивать как исполнение требований законодательства. Поэтому просит заявление прокурора признать обоснованным и удовлетворить.
И.о. главы администрации Рузановского сельсовета ФИО2 с заявлением прокурора согласна, суду объяснила, что администрация сельсовета имеет свой официальный сайт, где имеется раздел «Антикоррупционная экспертиза». До прокурорской проверки проекты нормативных правовых актов на сайте не размещались. Лишь ДД.ММ.ГГГГ в данном разделе размещен проект решения Комитета местного самоуправления Рузановского сельсовета «О бюджете на ДД.ММ.ГГГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ.».
Выслушав объяснения, изучив материалы дела, суд находит заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
Правовую основу противодействия коррупции в соответствии со статьей 2 указанного Закона составляют, в том числе муниципальные правовые акты, а к числу принципов противодействия коррупции статьей 3 п.3 отнесены публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
Согласно ст.2 указанного Закона одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" предусмотрено, что профилактика коррупции осуществляется, в том числе, путем применения основной меры - антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.
Согласно положениям пункта 1 статьи 2 и пункта 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009г. №172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством РФ.
В соответствии с указанным Федеральным законом Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96 утверждены Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, которые распространяют свое действие в том числе и на нормативные правовые акты (проекты) органов местного самоуправления.
Согласно пункту 6 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, проекты нормативных правовых актов размещаются на официальных сайтах в сети Интернет с целью обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам экспертизы.
В соответствии сч.1 ст. 5 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Порядок и условия аккредитации экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.
В соответствии с п.21 Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в администрации Рузановского сельсовета <адрес>, утвержденного постановлением администрации Рузановского сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, институты гражданского общества и граждане могут в порядке, определенном постановлением Правительства РФ от 26.02.2010г. №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», проводить независимую антикоррупционную экспертизу проектов администрации сельсовета. В этих целях проекты размещаются на официальном сайте администрации Рузановского сельсовета в сети Интернет в течение рабочего дня, соответствующего дню их внесению в администрацию сельсовета, с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой экспертизы. Указанный срок не может быть менее 5 рабочих дней.
Официальный сайт администрации Рузановского сельсовета находится по адресу www.ruzanovsky.spassk.pnzreg.ru.
Судом установлено, что на официальном сайте администрации сельсовета проекты нормативных правовых актов для проведения независимой антикоррупционной экспертизы не размещаются на протяжении около полутора лет, то есть с момента вступления в законную силу вышеуказанного Порядка (с июля 2011 года) и до настоящего времени.
Как следует из информации, полученной с официального сайта администрации Рузановского сельсовета, в разделе «Антикоррупционная экспертиза» ДД.ММ.ГГГГ был размещен проект решения Комитета местного самоуправления Рузановского сельсовета <адрес> «О бюджете Рузановского сельсовета <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ».
Суд считает, что размещение одного лишь проекта документа нельзя считать исполнением действующего законодательства, которое предусматривает их систематическое размещение на сайте.
Исходя из изложенного, суд считает, что вышеуказанные бездействия администрации Рузановского сельсовета нарушают права неопределенного круга лиц, а именно институты гражданского общества и граждане в установленном законом порядке лишены возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов администрации сельсовета и дачи по ним заключений, что может способствовать коррупционным проявлениям.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Таким образом, заявление прокурора направлено на защиту и восстановление прав неопределенного круга лиц.
Доводы прокурора, изложенные в заявленном требовании, являются законными и обоснованными, подтверждены материалами дела, а потому являются подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, органы местного самоуправления освобождены.
В связи с чем госпошлина с администрации сельсовета взысканию не подлежит.
Исходя из изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-198, 254 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление прокурора Спасского района Пензенской области признать обоснованным и удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Рузановского сельсовета <адрес>, выразившееся в неразмещении на своем официальном сайте проектов нормативных правовых актов администрации Рузановского сельсовета.
Обязать администрацию Рузановского сельсовета <адрес> размещать на своём официальном сайте: www.ruzanovsky.spassk.pnzreg.ru проекты нормативных правовых актов администрации Рузановского сельсовета.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца в Пензенский областной суд через районный суд.
Судья - П/П - Г.А.Артамонова