Дело № 2а-4743/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 сентября 2019 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Оробинской О.В.,
при секретаре Шаповаловой Ю.А.,
с участием административного истца Шакина А.А.,
представителя административного ответчика Управления Росреестра по Воронежской области по доверенности Хаустова А.В.,
представителя заинтересованных лиц Зотовой Т.В., Мальцевой И.А. по доверенностям Агафонова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Шакина А.А. к Управлению Росреестра по <адрес> о возложении обязанности пересмотреть регистрацию и выписку из ЕГРН Зотовой Т.В. и ее дочери Мальцевой И.А.,
у с т а н о в и л :
Шакин А.А. обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Воронежской области, в котором указал, что он обращался к административному ответчику для оформления права собственности на два земельных участка, для уточнения местоположение границ и их площади. Ему было отказано, хотя он имеет все документы. Отказ мотивирован тем, что по его адресу в ЕГРН содержатся сведения на его земельный участок за иным лицом, поэтому с заявлением о государственной регистрации обратилось ненадлежащее лицо. Административный ответчик без документов зарегистрировал права на его земельный участок соседке Зотовой Т.В. с кадастровым номером (№) по <адрес>, хотя по данному адресу земельный участок отсутствует, имеется только земля под домом. Согласно выписки из ЕГРН Зотовой Т.В. от 03.08.2017г. земельный участок с кадастровым номером (№) граничит не с его земельным участком, а с земельным участком с кадастровым номером (№). В рассмотрении его апелляционной жалобы Управлением Росреестра по Воронежской области 15.01.2019г. было необоснованно отказано, административный ответчик не рассматривал апелляционную жалобу по существу. При этом Зотова Т.В. ввела в заблуждение Управление Росреестра и кадастрового инженера, которым совершены грубейшие нарушения земельного законодательства в части определения поворотных точек и границы земельного участка Зотовой Т.В. В связи с чем просит обязать Управление Росреестра по Воронежской области пересмотреть регистрацию и выписку из ЕГРН Зотовой Т.В. и ее дочери Мальцевой И.А. по адресу: <адрес>, <адрес> кадастровыми номерами (№) и (№) (т. 1, л.д. 5-11).
Определением суда от 16.07.2019г., занесенным в протокол судебного заседания к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Зотова Т.В., Мальцева И.А. (т. 1, л.д. 151).
Административный истец Шакин А.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, представил письменные пояснения (т. 1, л.д. 172-174, 183-187).
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Воронежской области по доверенности Хаустов А.В. в судебном заседании административные исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, поддержал письменные возражения на иск (т. 1, л.д. 175-177).
Заинтересованные лица Зотова Т.В., Мальцева И.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель заинтересованных лиц Зотовой Т.В., Мальцевой И.А. по доверенностям Агафонов В.В., в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, поддержал письменные возражения (т. 1, л.д. 179-180, 181-182).
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, обозрев материалы гражданского дела № 2-323/2018г., суд приходит к следующему.
Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что за административным истцом Шакиным А.А. 14.08.2009г. зарегистрировано право собственности на земельный участок (№) по <адрес>, площадью 1300 кв.м., 13.10.2009г. зарегистрировано право собственности на земельный участок (№) по <адрес>, площадью 1300 кв.м.
Из существа заявленных административных требований следует, что Шакин А.А. считает незаконными действия Управления Росреестра по Воронежской области, выразившихся в регистрации права собственности на земельные участки смежных землепользователей по <адрес> Зотовой Т.В. и Мальцевой И.А.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав предусмотрены ст. 14 указанного Федерального закона.
В силу ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Согласно ч.1 ст. 29 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя:
1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;
3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Из материалов дела следует, что решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 18.06.2018г. по делу № 2-323/2018г., вступившим в законную силу 26.07.2018г. (т. 2, л.д. 4-11) установлено, что 30.06.2016 года между Зотовой Т.В. и Мальцевой И.А. было заключено соглашение о реальном разделе земельного участка, согласно которому стороны прекратили общую долевую собственность на земельный участок с кадастровым номером (№), произвели его реальный раздел, в результате которого в собственность Зотовой Т.В. перешел земельный участок с кадастровым номером (№), площадью 460 кв.м., а в собственность Мальцевой И.А. перешел земельный участок с кадастровым номером (№), площадью 307 кв.м. (т. 2, л.д. 4-11).
23.06.2017 года между Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области и Зотовой Т.В. было заключено соглашение о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности, в результате которого образовался один земельный участок с кадастровым номером (№), из категории земель населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью 545 кв.м., с разрешенным использованием: индивидуальное жилищное строительство (т. 1, л.д. 215-216).
23.06.2017 года между Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области и Мальцевой И.А. было заключено соглашение о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности, в результате которого образовался один земельный участок с кадастровым номером (№), из категории земель населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью 369 кв.м., с разрешенным использованием: индивидуальное жилищное строительство (т. 1, л.д. 227-228).
Из представленных в суд дел правоустанавливающих документов установлено, что постановка на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером (№) по адресу <адрес>, <адрес> осуществлялась на основании заявления Мальцевой И.А. от 21.01.2017г., соглашения о реальном разделе земельного участка от 30.06.2016г., договора дарения от 16.10.2015г., соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности от 23.06.2017г. № 21/17 спз;
постановка на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером (№) по адресу <адрес> осуществлялась на основании заявления Зотовой Т.В. от 21.01.2017г., соглашения о реальном разделе земельного участка от 30.06.2016г., договора дарения от 16.10.2015г., соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности от 23.06.2017г. № 21/17 спз.
В силу изложенных выше обстоятельств, суд считает, что оснований для приостановления или отказа в осуществлении учетно-регистрационных действий у Управления Росреестра по Воронежской области не имелось.
В связи с чем земельный участок с кадастровым номером (№), расположенный по адресу: <адрес>, площадью 369+-7 кв.м., 23.05.2017г. был поставлен на государственный кадастровый учет, а 02.08.2017г. административным ответчиком было зарегистрировано право собственности Мальцевой Н.А. на данный земельный участок; земельный участок с кадастровым номером (№), расположенный по адресу: <адрес>, площадью 545+-8 кв.м., 24.05.2017г. был поставлен на государственный кадастровый учет, а 02.08.2017г. административным ответчиком было зарегистрировано право собственности Зотовой Т.В. на данный земельный участок.
Действия административного ответчика соответствовали требованиям вышеназванного Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», оснований неправомерности действий Управления Росреестра по Воронежской области административным истцом Шакиным А.А. ни в административном иске, ни ходе рассмотрения настоящего административного дела не приведено.
В силу ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ Государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Выписка из ЕГРН представляет собой документ, который в зависимости от ее вида может содержать описание объекта недвижимости, сведения о его кадастровой стоимости, о зарегистрированных на него правах, ограничениях и обременениях, о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях, о заявленных в судебном порядке правах требования, о невозможности государственной регистрации без личного участия правообладателя, а также иные установленные законом сведения (ч. 7, 8 ст. 62 Закона № 218-ФЗ).
Оспариваемые административным истцом выписки от 03.08.2017г. из Единого государственного реестра недвижимости на земельные участки (№) (т. 1, л.д. 101-106), как это следует из установленных выше обстоятельств, полностью соответствовали сведениям, внесенным Единый государственный реестр недвижимости.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения требований Шакина А.А. о возложении на Управление Росреестра по Воронежской области обязанности пересмотреть выписку из ЕГРН и регистрацию 02.08.2017г. права собственности Зотовой Т.В. на земельный участок (№), Мальцевой И.А. на земельный участок на земельный участок (№) по существу у суда не имеется.
Кроме того, согласно ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Как установлено в судебном заседании, обстоятельства, связанные с регистрацией собственности Зотовой Т.В. на земельный участок (№), Мальцевой И.А. на земельный участок на земельный участок (№) исследовались судом при рассмотрении гражданского дела № 2-323/2019 по иску Зотовой Т.В. к Шакину А.А. об устранении препятствий в пользовании земельным участком, взыскании убытков, встречному иску Шакина А.А. к Зотовой Т.В. об устранении препятствий в пользовании земельным участком, компенсации морального вреда; по иску Мальцевой И.А. о возложении обязанности не чинить препятствий в пользовании земельным участком, взыскании судебных расходов, встречному иску Шакина А.А. к Мальцевой И.А. об устранении препятствий в пользовании земельным участком, компенсации морального вреда, взыскании штрафа.
26.02.2018г. выписки, в том числе об объектах недвижимости с кадастровыми номерами (№) были представлены административным органом в суд (т. 2, л.д. 235-246), 28.02.2018г. представлены дела правоустанавливающих документов на указанные объекты недвижимости. Шакин А.А. присутствовал в судебном заседании при вынесении итогого решения по делу 18.06.2019г., когда судом исследовались все представленные доказательства (т. 2, л.д. 1-3, 4-11). Настоящие административные исковые требования были предъявлены в суд 17.06.2019г. (т. 1, л.д. 5), т.е. спустя год после того, как истцу достоверно стало известно о нарушении его прав.
Доказательств, объективно препятствовавших в течение столь длительного времени обратиться в суд, подтверждающих уважительность причин пропуска установленного законом срока, административным истцом не представлено и не названо. Оснований для восстановления пропущенного процессуального срока для обращения в суд с настоящим заявлением не усматривается.
В связи с чем, суд также отказывает в удовлетворении административного иска и в связи с пропуском срока на обращение в суд.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административных исковых требований Шакина А.А. к Управлению Росреестра по Воронежской области о возложении обязанности пересмотреть выписку из ЕГРН и регистрацию 02.08.2017г. права собственности Зотовой Т.В. на земельный участок (№), Мальцевой И.А. на земельный участок на земельный участок (№) – отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: О.В. Оробинская
Решение в окончательной форме изготовлено 20.09.2019г.
Дело № 2а-4743/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 сентября 2019 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Оробинской О.В.,
при секретаре Шаповаловой Ю.А.,
с участием административного истца Шакина А.А.,
представителя административного ответчика Управления Росреестра по Воронежской области по доверенности Хаустова А.В.,
представителя заинтересованных лиц Зотовой Т.В., Мальцевой И.А. по доверенностям Агафонова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Шакина А.А. к Управлению Росреестра по <адрес> о возложении обязанности пересмотреть регистрацию и выписку из ЕГРН Зотовой Т.В. и ее дочери Мальцевой И.А.,
у с т а н о в и л :
Шакин А.А. обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Воронежской области, в котором указал, что он обращался к административному ответчику для оформления права собственности на два земельных участка, для уточнения местоположение границ и их площади. Ему было отказано, хотя он имеет все документы. Отказ мотивирован тем, что по его адресу в ЕГРН содержатся сведения на его земельный участок за иным лицом, поэтому с заявлением о государственной регистрации обратилось ненадлежащее лицо. Административный ответчик без документов зарегистрировал права на его земельный участок соседке Зотовой Т.В. с кадастровым номером (№) по <адрес>, хотя по данному адресу земельный участок отсутствует, имеется только земля под домом. Согласно выписки из ЕГРН Зотовой Т.В. от 03.08.2017г. земельный участок с кадастровым номером (№) граничит не с его земельным участком, а с земельным участком с кадастровым номером (№). В рассмотрении его апелляционной жалобы Управлением Росреестра по Воронежской области 15.01.2019г. было необоснованно отказано, административный ответчик не рассматривал апелляционную жалобу по существу. При этом Зотова Т.В. ввела в заблуждение Управление Росреестра и кадастрового инженера, которым совершены грубейшие нарушения земельного законодательства в части определения поворотных точек и границы земельного участка Зотовой Т.В. В связи с чем просит обязать Управление Росреестра по Воронежской области пересмотреть регистрацию и выписку из ЕГРН Зотовой Т.В. и ее дочери Мальцевой И.А. по адресу: <адрес>, <адрес> кадастровыми номерами (№) и (№) (т. 1, л.д. 5-11).
Определением суда от 16.07.2019г., занесенным в протокол судебного заседания к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Зотова Т.В., Мальцева И.А. (т. 1, л.д. 151).
Административный истец Шакин А.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, представил письменные пояснения (т. 1, л.д. 172-174, 183-187).
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Воронежской области по доверенности Хаустов А.В. в судебном заседании административные исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, поддержал письменные возражения на иск (т. 1, л.д. 175-177).
Заинтересованные лица Зотова Т.В., Мальцева И.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель заинтересованных лиц Зотовой Т.В., Мальцевой И.А. по доверенностям Агафонов В.В., в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, поддержал письменные возражения (т. 1, л.д. 179-180, 181-182).
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, обозрев материалы гражданского дела № 2-323/2018г., суд приходит к следующему.
Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что за административным истцом Шакиным А.А. 14.08.2009г. зарегистрировано право собственности на земельный участок (№) по <адрес>, площадью 1300 кв.м., 13.10.2009г. зарегистрировано право собственности на земельный участок (№) по <адрес>, площадью 1300 кв.м.
Из существа заявленных административных требований следует, что Шакин А.А. считает незаконными действия Управления Росреестра по Воронежской области, выразившихся в регистрации права собственности на земельные участки смежных землепользователей по <адрес> Зотовой Т.В. и Мальцевой И.А.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав предусмотрены ст. 14 указанного Федерального закона.
В силу ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Согласно ч.1 ст. 29 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя:
1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;
3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Из материалов дела следует, что решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 18.06.2018г. по делу № 2-323/2018г., вступившим в законную силу 26.07.2018г. (т. 2, л.д. 4-11) установлено, что 30.06.2016 года между Зотовой Т.В. и Мальцевой И.А. было заключено соглашение о реальном разделе земельного участка, согласно которому стороны прекратили общую долевую собственность на земельный участок с кадастровым номером (№), произвели его реальный раздел, в результате которого в собственность Зотовой Т.В. перешел земельный участок с кадастровым номером (№), площадью 460 кв.м., а в собственность Мальцевой И.А. перешел земельный участок с кадастровым номером (№), площадью 307 кв.м. (т. 2, л.д. 4-11).
23.06.2017 года между Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области и Зотовой Т.В. было заключено соглашение о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности, в результате которого образовался один земельный участок с кадастровым номером (№), из категории земель населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью 545 кв.м., с разрешенным использованием: индивидуальное жилищное строительство (т. 1, л.д. 215-216).
23.06.2017 года между Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области и Мальцевой И.А. было заключено соглашение о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности, в результате которого образовался один земельный участок с кадастровым номером (№), из категории земель населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью 369 кв.м., с разрешенным использованием: индивидуальное жилищное строительство (т. 1, л.д. 227-228).
Из представленных в суд дел правоустанавливающих документов установлено, что постановка на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером (№) по адресу <адрес>, <адрес> осуществлялась на основании заявления Мальцевой И.А. от 21.01.2017г., соглашения о реальном разделе земельного участка от 30.06.2016г., договора дарения от 16.10.2015г., соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности от 23.06.2017г. № 21/17 спз;
постановка на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером (№) по адресу <адрес> осуществлялась на основании заявления Зотовой Т.В. от 21.01.2017г., соглашения о реальном разделе земельного участка от 30.06.2016г., договора дарения от 16.10.2015г., соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности от 23.06.2017г. № 21/17 спз.
В силу изложенных выше обстоятельств, суд считает, что оснований для приостановления или отказа в осуществлении учетно-регистрационных действий у Управления Росреестра по Воронежской области не имелось.
В связи с чем земельный участок с кадастровым номером (№), расположенный по адресу: <адрес>, площадью 369+-7 кв.м., 23.05.2017г. был поставлен на государственный кадастровый учет, а 02.08.2017г. административным ответчиком было зарегистрировано право собственности Мальцевой Н.А. на данный земельный участок; земельный участок с кадастровым номером (№), расположенный по адресу: <адрес>, площадью 545+-8 кв.м., 24.05.2017г. был поставлен на государственный кадастровый учет, а 02.08.2017г. административным ответчиком было зарегистрировано право собственности Зотовой Т.В. на данный земельный участок.
Действия административного ответчика соответствовали требованиям вышеназванного Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», оснований неправомерности действий Управления Росреестра по Воронежской области административным истцом Шакиным А.А. ни в административном иске, ни ходе рассмотрения настоящего административного дела не приведено.
В силу ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ Государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Выписка из ЕГРН представляет собой документ, который в зависимости от ее вида может содержать описание объекта недвижимости, сведения о его кадастровой стоимости, о зарегистрированных на него правах, ограничениях и обременениях, о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях, о заявленных в судебном порядке правах требования, о невозможности государственной регистрации без личного участия правообладателя, а также иные установленные законом сведения (ч. 7, 8 ст. 62 Закона № 218-ФЗ).
Оспариваемые административным истцом выписки от 03.08.2017г. из Единого государственного реестра недвижимости на земельные участки (№) (т. 1, л.д. 101-106), как это следует из установленных выше обстоятельств, полностью соответствовали сведениям, внесенным Единый государственный реестр недвижимости.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения требований Шакина А.А. о возложении на Управление Росреестра по Воронежской области обязанности пересмотреть выписку из ЕГРН и регистрацию 02.08.2017г. права собственности Зотовой Т.В. на земельный участок (№), Мальцевой И.А. на земельный участок на земельный участок (№) по существу у суда не имеется.
Кроме того, согласно ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Как установлено в судебном заседании, обстоятельства, связанные с регистрацией собственности Зотовой Т.В. на земельный участок (№), Мальцевой И.А. на земельный участок на земельный участок (№) исследовались судом при рассмотрении гражданского дела № 2-323/2019 по иску Зотовой Т.В. к Шакину А.А. об устранении препятствий в пользовании земельным участком, взыскании убытков, встречному иску Шакина А.А. к Зотовой Т.В. об устранении препятствий в пользовании земельным участком, компенсации морального вреда; по иску Мальцевой И.А. о возложении обязанности не чинить препятствий в пользовании земельным участком, взыскании судебных расходов, встречному иску Шакина А.А. к Мальцевой И.А. об устранении препятствий в пользовании земельным участком, компенсации морального вреда, взыскании штрафа.
26.02.2018г. выписки, в том числе об объектах недвижимости с кадастровыми номерами (№) были представлены административным органом в суд (т. 2, л.д. 235-246), 28.02.2018г. представлены дела правоустанавливающих документов на указанные объекты недвижимости. Шакин А.А. присутствовал в судебном заседании при вынесении итогого решения по делу 18.06.2019г., когда судом исследовались все представленные доказательства (т. 2, л.д. 1-3, 4-11). Настоящие административные исковые требования были предъявлены в суд 17.06.2019г. (т. 1, л.д. 5), т.е. спустя год после того, как истцу достоверно стало известно о нарушении его прав.
Доказательств, объективно препятствовавших в течение столь длительного времени обратиться в суд, подтверждающих уважительность причин пропуска установленного законом срока, административным истцом не представлено и не названо. Оснований для восстановления пропущенного процессуального срока для обращения в суд с настоящим заявлением не усматривается.
В связи с чем, суд также отказывает в удовлетворении административного иска и в связи с пропуском срока на обращение в суд.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административных исковых требований Шакина А.А. к Управлению Росреестра по Воронежской области о возложении обязанности пересмотреть выписку из ЕГРН и регистрацию 02.08.2017г. права собственности Зотовой Т.В. на земельный участок (№), Мальцевой И.А. на земельный участок на земельный участок (№) – отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: О.В. Оробинская
Решение в окончательной форме изготовлено 20.09.2019г.