Дело № 2-120/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 февраля 2016 года город Ялта
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего – судьи Берещанского Ю.В. при секретаре Ниверовской Т.В., с участием представителей рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баина А. М. к Гаммер В. В., Демченко Г. В. о признании права собственности на квартиру, признании сделки ничтожной,
у с т а н о в и л :
Баин А.М. обратился в суд с иском к Гаммеру В.В., Демченко Г.В. в котором просит признать право собственности на квартиру № общей площадью 95,4 кв.м., расположенную в доме <адрес>, договор купли-продажи указанной квартиры, заключенного Гаммером В.В. и Демченко Г.В. 07 апреля 2015 г., реестровый номер № признать ничтожной, с применением последствий ничтожной сделки путём передачи квартиры Баину А.М. и аннулировании записи о переходе права собственности на квартиру к Демченко Г.В.
Требования мотивированы тем, что между Баиным А.М. и Гаммер В.В. был заключен договор комиссии на приобретение недвижимости, условия которого сторонами добросовестно исполнены до момента оформления права собственности на квартиру за истцом Баиным А.М.. Ориентировочно в апреле 2015 года Гаммер В.В. продал спорную квартиру Демченко Г.В., не получив на эту сделку не только предусмотренного договором комиссии нотариального согласия истца, но даже не уведомил его об этом. О продаже своей квартиры истец узнал случайно, когда в начале мая, приехав в Гурзуф, обнаружил замену замков и нахождение в ней посторонних людей. Поскольку с продажей принадлежащей своей квартиры истец категорически не согласен, он вынужден был обратится в суд с данным иском.
В судебном заседании представитель истца Соколов С.С., действующий по доверенности исковые требования поддержал в полном объёме, просил их удовлетоерить по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Гаммер В.В. в судебное заседание не явился, обеспечив явку своего представителя Синяговского И.Н., действующего по доверенности, который против удовлетворения иска возражал в полном объеме, суду пояснил, что факт передачи денежных средств от Баина А.М. Гаммеру В.В. не подтверждён совокупностью надлежащих доказательств. Спорная квартира была приобретена за средства Гаммера В.В., поэтому, заключая договор купли-продажи от 07 апреля 2015 г., он действовал в соответствии с действующим законодательством.
Ответчик Демченко Г.В. в судебное заседание не явился, обеспечив явку своего представителя Скоплина А.А. действующего по доверенности, который против удовлетворения иска возражал в полном объеме, суду пояснил, что единственным юридическим актом, с которым государство связывает момент возникновения, перехода или прекращения права на недвижимое имущество, является государственная регистрация. До внесения соответствующих сведений в государственный реестр лицо не признаётся собственником (носителем иного вещного права). Баин А.М. право на квартиру в установленном порядке не приобрёл, что исключает возможность его судебной защиты.
Выслушав пояснения и возражения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд пришёл к следующим выводам.
Из содержания частей 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат собственнику. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Часть 1 статьи 166, части 1, 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают, что сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания её таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой всё полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре, возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Судом установлено, что квартира <адрес> приобретена Гаммером В.В. 24 сентября 2008 г., что подтверждается дубликатом договора купли-продажи квартиры. Договор удостоверен частным нотариусом Ялтинского городского нотариального округа Автономной Республики Крым Темчиной Н.А., реестровый №. Дубликат договора выдан нотариусом Симферопольского городского нотариального округа Аксеновой И.А. 13 октября 2014 г. реестровый №.
На момент приобретения квартиры Гаммером В.В. правоотношения, связанные с гражданским оборотом на территории Республики Крым, в том числе с совершением сделок в отношении недвижимого имущества, регулировало гражданское законодательство Украины.
В соответствии со статьёй 657 Гражданского кодекса Украины (статья в редакции до внесения изменений Законом Украины от 11 февраля 2010 г. № 1878-VI) договор купли-продажи земельного участка, единого имущественного комплекса, жилого дома, квартиры или другого недвижимого имущества подлежал нотариальному удостоверению и государственной регистрации.
Из части 3 статьи 334 Гражданского кодекса Украины (статья в редакции до внесения изменений Законом Украины от 11 февраля 2010 г. № 1878-VI) усматривалось, что право собственности на имущество по договору, подлежащему нотариальному удостоверению, возникало у приобретателя с момента такого удостоверения, а по договору, подлежащему как нотариальному удостоверению, так и государственной регистрации, – с момента регистрации.
Согласно Временному порядку государственной регистрации сделок, утвержденному постановлением Кабинета министров Украины от 26 мая 2004 г. № 671 (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), государственную регистрацию сделок, внесённых в них изменений, а также сведений о прекращении их действия осуществляли государственные нотариальные конторы и частные нотариусы. Действия по регистрации сделок осуществлялись нотариусами одновременно с их нотариальным удостоверением.
Таким образом, право собственности на спорную квартиру возникло у Гаммера В.В. в соответствии с законодательством, которое действовало на территории Республики Крым в момент заключения договора купли-продажи (статьи 182, 210, 334, 640, 657 Гражданского кодекса Украины, Закон Украины от 01 июля 2004 г. № 1952-IV "О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений", Временный порядок государственной регистрации сделок, утверждённый постановлением Кабинета министров Украины от 26 мая 2004 г. № 671, Временное положение о порядке регистрации права собственности на недвижимое имущество, утверждённое приказом Министерства юстиции Украины от 7 февраля 2002 г. № 7/5).
Согласно статье 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее – Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ) на территории Республики Крым действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым, если иное не предусмотрено законом, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В соответствии со статьёй 2 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" право частной собственности, возникшее на территории Республики Крым в соответствии с законодательством Украины до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ, признаётся правом частной собственности в понимании гражданского законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 8 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" в случае обращения правообладателя с заявлением о государственной регистрации права на недвижимое имущество, возникшего до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ, государственная регистрация такого права осуществляется на основании заявления, в котором указываются реквизиты документов, являвшихся основанием возникновения права, хранящихся в органах и (или) организациях, осуществлявших регистрацию прав до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ в соответствии с ранее действовавшими актами. Указанные документы включаются в состав дела правоустанавливающих документов, являющегося неотъемлемой частью Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 г. № 264 утверждён Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации. Согласно подпункту 18 пункта 1, пункту 2 указанного Перечня к таким документам относятся договоры купли-продажи, мены, дарения, иные договоры, подтверждающие совершение гражданско-правовых соглашений, на основании которых возникло право на объект недвижимого имущества, подлежащее регистрации, а также их дубликаты.
Проведённая государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется по выбору правообладателя свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из Единого государственного реестра прав (пункт 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", статья в редакции в Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 250-ФЗ).
Судом установлено, что на реализацию положений Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" квартира <адрес> была поставлена на государственный кадастровый учёт, что усматривается из кадастрового паспорта (выписки из государственного кадастра недвижимости) от 03 апреля 2015 г. №, выданного Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Факт государственной регистрации права собственности Гаммера В.В. в соответствии с законодательством Российской Федерации (факт регистрации ранее возникшего права) и внесения сведений о собственнике квартиры в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07 апреля 2015 г. №, выданным Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
07 апреля 2015 г. Гаммер В.В. продал спорную квартиру Демченко Г.В., о чём свидетельствует договор купли-продажи, удостоверенный нотариусом Ялтинского городского нотариального округа Городковой Т.С., реестровый №.
В силу части 1 статьи 81 Гражданского кодекса Российской Федерации (статья введена Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ) в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определённому лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.
В соответствии с частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (статья в редакции Федерального закона от 29 июня 2004 г. № 58-ФЗ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.
Право на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает, изменяется и прекращается с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр (часть 2 статьи 81 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (статья в редакции Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 100-ФЗ) в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.
Из содержания абзаца 2 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" следует, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признаётся таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином (часть шестая статьи 81 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Анализ указанных правовых норм даёт основания для вывода, что государственная регистрация является специальным юридическим актом, с которым государство связывает момент возникновения, перехода или прекращения вещного права на недвижимое имущество. До внесения соответствующих сведений в государственный реестр лицо не признаётся носителем вещного права и, как следствие, не обладает правомочностями по его защите (в том числе путём обращения в суд).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что, приобретая спорную квартиру, Демченко Г.В. действовал добросовестно и с надлежащей осмотрительностью. Сделка была удостоверена нотариально. На момент её совершения сведения о квартире и её законном владельце (Гаммере В.В.) были внесены в соответствующие государственные реестры. Информация о наличии обременений либо ограничений в отношении указанной квартиры отсутствовала. Представитель Гаммера В.В. имел достаточный объём полномочий.
При этом суд критично оценивает ссылку истца на статьи 990 и 996 Гражданского кодекса Российской Федерации в отношении договора комиссии, заключённого Баином А.М. и Гаммером В.В. 10 августа 2008 г., поскольку, как усматривается из вышеприведённых положений законодательства, к недвижимому имуществу применяется специальный режим государственной регистрации. Таким образом, недвижимая вещь, поступившая к комиссионеру от комитента либо приобретённая комиссионером за счёт комитента, становится собственностью последнего не после её передачи, а после осуществления действий по государственной регистрации вещного права на имя комитента.
Истец в период с 2008 г. по 2015 г. действий по оформлению квартиры не осуществил, право собственности либо иное вещное право на спорную квартиру в установленном законом порядке не приобрёл.
Обращаясь с иском о признании права собственности на квартиру и признании договора купли-продажи квартиры ничтожным, Баин А.М. не учёл положения части 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым судебной защите подлежат исключительно те права, которые возникли в установленном законом порядке, но были нарушены, оспорены или не признаны лицом, к которому обращены материально-правовые требования. Факт отсутствия у истца субъективного материального права исключает возможность его нарушения.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
При этом, исковые требования Баина А.М. к Гаммер В.В., Демченко Г.В. не нашли своего подтверждения, являются не обоснованными и не подлежат удовлетворению.
В силу ст. 98 ГПК РФ судебные издержки оставить за истцом.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Баина А. М. к Гаммер В. В., Демченко Г. В. о признании права собственности на квартиру, о признании сделки ничтожной – отказать.
Судебные издержки оставить за истцом.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в соответствии и с правилами, предусмотренными ст.ст. 320-321 ГПК РФ.
Судья