Дело № 2-1716/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 апреля 2015 года г. Красноярск
Кировский районный суд г. Красноярска
в составе: председательствующего - судьи Семенихина Е.А.,
при секретаре – Марткачаковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 к администрации <адрес> о возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО6 обратился в суд с иском к администрации <адрес> о возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения. Свои требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ его матери, ФИО2, был выдан ордер № на право занятия трёхкомнатной квартиры, жилой площадью 46 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. В квартиру также были вселены её сыновья: он (ФИО6), а также ФИО3 и ФИО4. Между ФИО2 и Исполнительным комитетом Красноярского
городского Совета народных депутатов был заключён договор социального
найма. С ДД.ММ.ГГГГ в указанной квартире зарегистрирована ФИО5. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умерла. На момент её смерти в квартире были зарегистрированы: он (истец), ФИО5, ФИО3, ФИО4, ФИО8 (несовершеннолетняя дочь ФИО4). ДД.ММ.ГГГГ с регистрационного учета была снята ФИО8, а ДД.ММ.ГГГГ с регистрационного учета был снят ФИО4 Таким образом, с 2011 года в квартире на регистрационном учёте состоят: ФИО6, его дочь ФИО5 и ФИО3 Он (истец) неоднократно обращался в ООО «Управляющая Компания «Жилбытсервис» и администрацию <адрес> по вопросу заключения договора социального найма жилого помещения и каждый раз получал извещение об отказе. Указанные органы в своём отказе на заключение договора социального найма ссылались на положения ч. 2 ст. 82 ЖК РФ о том, что дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов семьи и нанимателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключённому договору. В связи с тем, что ФИО3 согласие на заключение договора социального найма с ним (истцом) не даёт, следовательно, это и служило единственным основанием для отказа к заключению договора социального найма. В то же время ст. 82 ЖК РФ предоставляет право любому дееспособному члену семьи умершего нанимателя заключить договор социального найма в случае смерти нанимателя. ФИО3 никогда не обращался в администрацию <адрес> с заявлением о заключении договора социального найма с ним, в то время как, начиная с 2011 года, он (истец) периодически обращался в администрацию <адрес> с заявлением о заключении с ним договора. На основании изложенного, истец просил суд обязать администрацию <адрес> заключить с ним договор социального найма на занимаемое жилое помещение по адресу: г Красноярск, <адрес>.
В судебном заседании истец ФИО6 заявленные исковые требования поддержал в полном объёме по изложенным в иске основаниям. Дополнил, что у них с братом ФИО3 сложились плохие отношения, поэтому тот никогда не даст согласия, чтобы он (истец) был ответственным квартиросъёмщиком и именно с ним администрация заключила договор социального найма.
Представитель ответчика администрации <адрес> по доверенности ФИО9 (полномочия проверены) в судебном заседании просила суд в удовлетворении требований истца отказать, поскольку считает, что их отказ в удовлетворении его просьбы о заключении с ним договора социального найма, без согласия других нанимателей жилья - законный и обоснованный. Кроме того, представитель ответчика выразила мнение, что, по существу, администрация района является ненадлежащим ответчиком по данному делу, т.к. не чинит препятствий братьям ФИО6 и ФИО3 в заключении договора социального найма и готова заключить его с любым из них. Однако, учитывая сложившиеся между ними крайне неприязненные отношения, полагает, что в дальнейшем они останутся сонанимателями, без определения ответственного квартиросъёмщика (нанимателя). Помимо этого, обратила внимание суд на наличие у них большой задолженности по уплате за жилищную и коммунальную услуги.
Третье лицо ФИО3 в судебном заседании подтвердил наличие с братом (истцом ФИО6) плохих взаимоотношений и просил суд отказать в удовлетворении его иска, поскольку категорически возражает, чтобы тот был ответственный квартиросъёмщик.
Представитель третьего лица <данные изъяты>» по доверенности ФИО10 (полномочия проверены) просила рассмотреть данное дело в их отсутствие.
Третье лицо ФИО5 в суд не явилась.
Суд, исследовав материалы гражданского дела, изучив позиции сторон, считает необходимым отказать в удовлетворении иска ФИО6 к администрации <адрес> о возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения - по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 672 ГК РФ, в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.
Согласно ч. 2 ст. 672 ГК РФ, проживающие по договору социального найма жилого помещения совместно с нанимателем члены его семьи пользуются всеми правами и несут все обязанности по договору найма жилого помещения наравне с нанимателем. По требованию нанимателя и членов его семьи договор может быть заключён с одним из членов семьи. В случае смерти нанимателя или его выбытия из жилого помещения договор заключается с одним из членов семьи, проживающих в жилом помещении.
В силу ч. 3 ст. 672 ГК РФ, договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством. К такому договору применяются правила статей 674, 675, 678, 680, пунктов 1 - 3 статьи 685 настоящего Кодекса. Другие положения настоящего Кодекса применяются к договору социального найма жилого помещения, если иное не предусмотрено жилищным законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 ЖК РФ, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Согласно ч. 2 ст. 69 ЖК РФ, члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
В силу ч. 3 ст. 69 ЖК РФ, члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.
Судом установлено, что спорным жилым помещением является трёхкомнатная квартира жилой площадью 46 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, находящаяся муниципальной собственности.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был выдан ордер № на право занятия данной квартиры, в которую также были вселены её сыновья: ФИО6, а также ФИО3 и ФИО4
С ДД.ММ.ГГГГ в указанной квартире зарегистрирована ФИО5
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умерла. На дату её смерти в квартире были зарегистрированы: ФИО6, ФИО3, ФИО4 и его несовершеннолетняя дочь ФИО8
ДД.ММ.ГГГГ с регистрационного учета была снята ФИО8, а ДД.ММ.ГГГГ с регистрационного учета был снят ФИО4
Таким образом, с 2011 года и по настоящее время в спорной квартире на регистрационном учёте состоят: ФИО6, его дочь ФИО5 и ФИО3
Истец ФИО6 неоднократно обращался в <данные изъяты>» и администрацию <адрес> по вопросу заключения договора социального найма жилого помещения, но ему было отказано со ссылками на положения ч. 2 ст. 82 ЖК РФ, в связи с тем, что ФИО3 согласие на заключение договора социального найма с истцом не даёт.
В соответствии с ч. 1 ст. 82 ЖК РФ, граждане, проживающие в одной квартире, пользующиеся в ней жилыми помещениями на основании отдельных договоров социального найма и объединившиеся в одну семью, вправе требовать заключения с кем-либо из них одного договора социального найма всех занимаемых ими жилых помещений.
Согласно ч. 2 ст. 82 ЖК РФ, дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя. Такое же право принадлежит в случае смерти нанимателя любому дееспособному члену семьи умершего нанимателя.
Таким образом, жилищным законодательством РФ прямо урегулирован порядок определения нового нанимателя по договору социального найма в случае смерти прежнего. При этом, обязательными условиями для заключения договора с новым нанимателем в таком случае являются согласие членов семьи, проживающих в жилом помещении, а также согласие наймодателя.
Аналогичные требования содержатся в п. 2 ч. 2 ст. 672 ГК РФ.
В силу ч. 2 ст. 686 ГК РФ, если такое согласие не достигнуто, все граждане, постоянно проживающие в жилом помещении, становятся сонанимателями.
В данном конкретном случае из указанных двух необходимых условий одно соблюдено, а именно: согласие наймодателя (ответчика) имеется, но, при условии согласия всех граждан, официально зарегистрированных в жилом помещении.
Однако, сводный брат истца ФИО6 – третье лицо ФИО3 категорически не согласен с определение истца, как нанимателя по ранее заключённому договору социального найма, вместо первоначального нанимателя (их умершей матери ФИО2).
При этом, суд отмечает, что, в свою очередь, истец ФИО6 отверг предложение в судебном заседании представителя ответчика о заключении такого договора с третьим лицом ФИО3
При таких обстоятельствах, суд считает правомерными отказы третьего лица <данные изъяты>» и ответчика администрации <адрес> в заключении с ФИО6 договора социального найма.
Таким образом, истец в суде не доказал в порядке ст. 56 ГПК РФ, почему и на каких законных основаниях необходимо обязать администрацию района заключить именно с ним договор социального найма (при отсутствии согласия ФИО3) в обход прямо запрещающей это нормы права (ч. 2 ст. 82 ЖК РФ).
Принимая во внимание, что согласие членов семьи на изменение условий договора найма отсутствует, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований ФИО6, в силу вышеназванных требований законодательства РФ, не имеется.
Помимо этого, суд указывает на то, что сводные братья ФИО6 и ФИО3 не выполняют своих прямых обязанностей по оплате жилищных и коммунальных услуг. Так, по состоянию на март 2015 года, у них образовалась задолженность в размере 163.771 рубль 68 копеек, что, по мнению суда, не допустимо.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Отказать в удовлетворении искового заявления ФИО6 к администрации <адрес> о возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Кировский районный суд г. Красноярска в течение месяца с даты подготовки его в окончательном, мотивированном виде (05 мая 2015 года).
Председательствующий - Е.А. Семенихин