Решение по делу № 2-140/2014 от 20.03.2014

                           Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ р.п. Мишкино

Мишкинский районный суд Курганской области

В составе судьи Фроловой М.Н.,

При секретаре Пережегиной Е.К.,

С участием помощника прокурора Мишкинского района Курганской области Снежкова Н.Б.,

представителя ответчика Антропова С.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мишкинского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шаламовского сельсовета Мишкинского района Курганской области, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мишкинского района Курганской области (далее прокурор) обратился в суд с иском, предъявленным в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Шаламовского сельсовета Мишкинского района Курганской области (далее администрации Шаламовского сельсовета) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неразработке генеральной схемы очистки населенных пунктов муниципального образования и по непринятию мер по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Шаламовского сельсовета; возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и утвердить генеральную схему очистки населенных пунктов муниципального образования, организовать сбор, определить порядок сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, определить место первичного сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и организовать информирование потребителей о порядке осуществления такого сбора.

В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой Мишкинского района проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности администрации Шаламовского сельсовета. В результате проверки установлено следующее: администрацией Шаламовского сельсовета не разработана и не утверждена генеральная схема очистки населенных пунктов; не приняты меры по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, информированию потребителей о порядке осуществления такого сбора, не определено место первичного сбора отработанных ртутьсодержащих ламп.

Отсутствие генеральной схемы очистки территорий населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования, а также отсутствие муниципальных актов об организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информирования населения о порядке осуществления такого сбора, об определении места первичного сбора отработанных ртутьсодержащих ламп влечет нарушение положений Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, создает угрозу экологической безопасности.

Кроме того, физические лица лишены возможности сдавать для накопления отработанные ртутьсодержащие лампы, поскольку правовое регулирование указанного вопроса местного значения в поселении отсутствует. Таким образом, хранение отработанных ртутьсодержащих ламп может повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, так как названные лампы утилизируются вместе с обычными бытовыми отходами.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал.

Представитель администрации Шаламовского сельсовета иск признал, пояснив, что место для хранения отработанных ртутьсодержащих ламп в муниципальном образовании определено.

Привлеченный по инициативе суда к участию в деле в качестве третьего лица представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (далее Управления Роспотребнадзора по Курганской области) в судебном заседании исковые требования прокурора в части возложения обязанности по определению порядка сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, определить место первичного сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и организовать информирование потребителей о порядке осуществления такого сбора поддержал. В части возложения обязанности по разработке и утверждению генеральную схему очистки населенных пунктов муниципального образования пояснил, что на территории Шаламовского сельсовета разработаны и утверждены правила благоустройства, ежегодно в Управление Роспотребнадзора по Курганской области администрацией предоставляется распоряжение об организации месячника по организации благоустройства и очистке населенных пунктов, в котором указаны план мероприятий, сроки, организаторы и исполнители, население оповещается о принятом распоряжении по очистке территории. Данных нормативных актов достаточно, генеральная схема очистки не требуется.

Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд пришел к следующему:

Согласно ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В соответствии частями 1 и 2 ст.8 названного Закона, к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с частью 3 ст.14, п.п.18 п.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно ч.1 п.14 ст. 15 указанного Закона, к вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Уставом Шаламовского сельсовета к вопросам местного значения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (п.19 ст.6).

Решениями Мишкинской районной Думы Мишкинского района Курганской области от 27.12.2012 года и 24.12.2013 года муниципальным образованиям поссельсоветов района передано осуществление полномочий муниципального образования Мишкинский район за счет субвенций, передаваемых из бюджета района в бюджет соответствующих поселений по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.

Таким образом, организация сбора и вывоза отходов и мусора является компетенцией сельского поселения, а также организация утилизации бытовых отходов.

Статьей 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Необходимость разработки генеральной схемы очистки территорий населенных пунктов определена «Санитарными Правилами содержания территорий населенных мест» (СанПиН 42-128-4690-88). Пунктом 1.2 названных Правил предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения: жидких из неканализированных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решениям Исполкома местного Совета народных депутатов.

В соответствии с Методическими рекомендациями МДК 7-01.2003 «О порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации», генеральная схема очистки территорий населенных пунктов разрабатывается в составе градостроительной документации и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами жилищно-коммунального хозяйства и санитарно-эпидемиологической службы. Генеральная схема должна обеспечивать организацию рациональной системы сбора, хранения, регулярного вывоза отходов и уборки территорий и удовлетворять требованиям «Санитарных правил содержания территорий населенных мест» (СанПиН 42-128-4690-88). Данные методические рекомендации распространяются на разработку генеральной схемы очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации с расчетной численностью населения свыше 10 000 человек. При необходимости генеральная схема очистки разрабатывается для групп поселений, регионов, агломераций, областей, районов.

Как установлено в судебном заседании, на территории Шаламовского сельсовета утверждены и действуют Правила благоустройства населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования, что следует из пояснений представителя Управления Роспотребнадзора по Курганской области и не опровергается истцом. Очистка территории населенных пунктов сельсовета производится в соответствии с вышеназванными Правилами, установлен контроль за сбором и вывозом отходов, определено место вывоза отходов. Численность населения муниципального образования Шаламовский сельсовет менее 1000 человек.

Учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, суд находит нужным отказать прокурору в удовлетворении требований о признании бездействия ответчика по неразработке генеральной схемы очистки населенных пунктов муниципального образования, возложении обязанности по разработке и утверждению генеральной схемы очистки населенных пунктов муниципального образования.

Пунктом 9 ст. 10 Федерального закона от 23.11.2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка или размещение которых может повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 02.12.2002 г. №786, такой вид отходов как ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак имеют код, т.е. отнесены к первому классу опасности для окружающей среды.

В целях реализации указанных положений законодательства об обращении с отходами производства и потребления Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 г. №681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.

Согласно указанным Правилам «отработанные ртутьсодержащие лампы» - ртутьсодержащие отходы, представляющие собой выведенные из эксплуатации и подлежащие утилизации осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением и содержанием ртути не менее 0,01 процента.

Не допускается самостоятельное обезвреживание, использование, транспортирование и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп (п. 6).

Органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора (п. 8).

Транспортирование отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляется в соответствии с требованиями правил перевозки опасных грузов (п. 10).

Размещение отработанных ртутьсодержащих ламп в целях их обезвреживания, последующей переработки и использования переработанной продукции осуществляется специализированными организациями (п. 13).

Размещение отработанных ртутьсодержащих ламп не может осуществляться путем захоронения (п. 18).

Обезвреживание отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляется специализированными организациями, осуществляющими их переработку методами, обеспечивающими выполнение санитарно-гигиенических, экологических и иных требований (п. 19).

Ответчиком не представлено доказательств надлежащего выполнения предусмотренной законом обязанности по организации сбора, вывоза и утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, в том числе, относящихся к 1-му класса опасности отработанных ртутьсодержащих ламп

Наличие в муниципальном образовании места складирования отработанных ртутьсодержащих ламп не может служить доказательством того, что администрацией Шаламовского сельсовета ненадлежащим образом выполнена предусмотренная законом обязанность по организации сбора, определении порядка сбора, определении места первичного сбора отработанных ртутьсодержащих ламп.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении требования прокурора о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Шаламовского сельсовета; возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать сбор, определить порядок сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, определить место первичного сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и организовать информирование потребителей о порядке осуществления такого сбора.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Мишкинского района Курганской области удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Шаламовского сельсовета Мишкинского района Курганской области, выразившееся в непринятии мер по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Шаламовского сельсовета Мишкинского района Курганской области.

Обязать администрацию Шаламовского сельсовета Мишкинского района Курганской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать сбор, определить порядок сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, определить место первичного сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и организовать информирование потребителей о порядке осуществления такого сбора.

В удовлетворении требования о признании бездействия администрации Шаламовского сельсовета Мишкинского района Курганской области по неразработке генеральной схемы очистки населенных пунктов муниципального образования, возложении обязанности по разработке и утверждению генеральной схемы очистки населенных пунктов муниципального образования прокурору Мишкинского района Курганской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Мишкинский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья       Фролова М.Н.

2-140/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Мишкинского района
Ответчики
Администрация Шаламовского сельсовета
Суд
Мишкинский районный суд Курганской области
Дело на странице суда
mishkinsky.krg.sudrf.ru
20.03.2014Передача материалов судье
20.03.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.03.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.03.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.04.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2014Судебное заседание
02.06.2014Судебное заседание
09.06.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.07.2014Дело сдано в канцелярию
15.07.2014Дело оформлено
15.07.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее