Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-27435/2018 от 28.06.2018

Судья – Щелочков Н.Н. Дело №33а-27435/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 августа 2018 года г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего < Ф.И.О. >15

судей: < Ф.И.О. >14, Рудь М.Ю.

по докладу судьи < Ф.И.О. >14

при секретаре < Ф.И.О. >5

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования г.Краснодар по доверенности < Ф.И.О. >6 на решение Первомайского районного суда г.Краснодара Краснодарского края от 14 мая 2018 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

Пономарева Е.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования г.Краснодар о признании недействующим постановления от 27 ноября 2009 года №4431 «Об утверждении проекта планировки территории в границах ул.Уральской, Новороссийской, Меланжевой, Онежской в Карасунском внутригородском округе г.Краснодара» в части утверждения красных линий, в результате которого красная линия пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 23:43:0403002:0005, общей площадью 11 190 кв.м, находящегося по адресу: <...>, и восстановлении прав административного истца путем внесения изменений в градостроительную документацию и генплан г.Краснодара, связанных с незаконностью обжалованного постановления муниципального образования г.Краснодар.

В обоснование заявленных исковых требований указал, что Пономаревой Е.И., наряду с Пономаревой О.А. и Зубрей Г.И. на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:43:0403002:0005, общей площадью 11 190 кв.м, назначение: для эксплуатации зданий, сооружений, а также расположенные на нем объекты недвижимого имущества, строения и сооружения по адресу: <...>. 26.02.2018 года из полученного градостроительного плана земельного участка №RU23306<...>, Пономаревой Е.И. стало известно о наличии нанесенной на земельный участок «красной линий», утвержденной постановлением администрации муниципального образования г.Краснодара от 27 ноября 2009 года №4431 «Об утверждении проекта планировки территории в границах ул. Уральской, Новороссийской, Меланжевой, Онежской в Карасунском внутригородском округе г.Краснодара». О существовании постановлением администрации муниципального образования г.Краснодар от 27 ноября 2009 года №4431, также узнала 26.02.2018 года. Утвержденная красная линия проходит через земельный участок и через объекты недвижимого имущества, деля их практически пополам. Половина существующих объектов недвижимого имущества расположенных на земельном участке оказалась за пределами красной линии застройки на территории общего пользования, что по ее мнению нарушает ее права и законные интересы.

В судебном заседании представитель Пономаревой Е.И. по доверенности < Ф.И.О. >8 поддержала заявленные исковые требования, просила суд их удовлетворить.

Представитель администрации муниципального образования г.Краснодар, департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.Краснодар по доверенностям < Ф.И.О. >9, < Ф.И.О. >6 в судебном заседании не согласились с заявленными исковыми требованиями, просили суд в иске отказать.

Представитель Городской Думы муниципального образования г.Краснодар по доверенности < Ф.И.О. >10 в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска в части внесения изменений в генплан г.Краснодара.

Заинтересованные лица - Пономарева О.А., Зубрей Г.И., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, заявленные исковые требования поддержали.

Решением Первомайского районного суда г.Краснодара от 14 мая 2018 года административное исковое заявление Пономаревой Е.И. удовлетворено частично, признано недействующим постановление администрации муниципального образования г.Краснодар от 27 ноября 2009 года №4431 «Об утверждении проекта планировки территории в границах ул.Уральской, Новороссийской, Меланжевой, Онежской в Карасунском внутригородском округе г.Краснодара» в части утверждения красных линий, в результате которого красная линия пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 23:43:0403002:0005, общей площадью 11 190 кв.м, находящегося по адресу: <...>.

Администрация муниципального округа г.Краснодар обязана осуществить все необходимые действия для восстановления нарушенных указанным постановлением прав Пономаревой Е.И., включая действия, входящие в пределы компетенции государственного органа по внесению изменений в соответствующую градостроительную документацию муниципального образования г.Краснодар и генеральный план Муниципального образования г.Краснодар. В остальной части требований отказано.

В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, представитель администрации муниципального образования г.Краснодар по доверенности Кипа Е.А. просит решение Первомайского районного суда г.Краснодара от 14 мая 2018 года отменить, принять по делу новое решение, которым в иске отказать. В обоснование доводов жалобы указала, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального права, без полного исследования всех материалов дела.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Пономаревой Е.И. по доверенности < Ф.И.О. >8 просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции не явились, об уважительности причин неявки не сообщили, судебная коллегия, руководствуясь положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, выслушав представителя администрации муниципального образования г.Краснодар < Ф.И.О. >12, представителя Городской Думы муниципального образования г.Краснодар по доверенности < Ф.И.О. >10, представителя Пономаревой Е.И. по доверенности < Ф.И.О. >8, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Пономаревой Е.И., Пономаревой О.А. и Зубрей Г.И. на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:43:0403002:0005, общей площадью 11 190 кв.м. назначение: для эксплуатации зданий, сооружений, а также расположенные на нем объекты недвижимого имущества, строения и сооружения, по адресу: <...>.

26.02.2018 года из полученного градостроительного плана земельного участка №RU23306<...>, Пономаревой Е.И. стало известно о наличии нанесенной на земельный участок «красной линий», утвержденной постановлением администрации муниципального образования г.Краснодара от 27 ноября 2009 года №4431 «Об утверждении проекта планировки территории в границах ул. Уральской, Новороссийской, Меланжевой, Онежской в Карасунском внутригородском округе г.Краснодара».

О существовании постановлением администрации муниципального образования г.Краснодара от 27 ноября 2009 года №4431, ране не знала, узнала - 26.02.2018 года.

Утвержденная красная линия проходит через земельный участок и через объекты недвижимого имущества, деля их практически пополам. Половина земельного участка и существующих объектов недвижимого имущества на участке оказались за пределами красной линии застройки на территории общего пользования.

Полагая, что постановление администрации муниципального образования г.Краснодара от 27 ноября 2009 года №4431, является незаконным в части и нарушает ее права, < Ф.И.О. >13 обратилась в суд с настоящим иском.

Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).

Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары (п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Исходя из приведенных норм права, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.

В силу пункта 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Порядок установления красных линий определен Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29.10.2002 года №150.

В силу пункта 1 данная Инструкция обязательна для соблюдения организациями независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по разработке градостроительной документации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими в пределах своих полномочий планирование развития территорий, поселений и использование земель для градостроительной деятельности, а также органами, координирующими и контролирующими осуществление градостроительной деятельности.

Основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации установлены Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 года №18-30.

Из содержания названного постановления следует, что установление красных линий должно осуществляться с учетом существующей застройки территорий.

Судом первой инстанции установлено, что красная линия пересекает по диагонали пополам принадлежащее административному истцу существующее нежилое здание Литер А, 1960 года постройки, площадью 6031,3 кв.м, кадастровый <...>; нежилое здание Литер Г, 1989 года постройки, площадью 1205,2 кв.м, кадастровый (условный) <...>, нежилое здание Литер Ж, 1960 года постройки, площадью 129,2 кв.м, кадастровый <...>, а нежилое здание Литер Е, 1960 года постройки, площадью 47,1 кв.м, кадастровый <...> оказалось за пределами красной линии.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что красная линия, утвержденная постановлением администрации муниципального образования г.Краснодар от 27 ноября 2009 года №4431, установлена без учета существующей застройки земельного участка с кадастровым номером 23:43:0403002:0005, общей площадью 11 190 кв.м, находящегося по адресу: г.Краснодар, <...> в нарушение приведенных требований действующего законодательства.

Как следует из приложения <...> к постановлению главы муниципального образования г.Краснодар от 18.07.2007 года №701 «О внесении изменений в постановление главы муниципального образования г.Краснодар от 08.02.2007 года №106 «О резервировании земельного участка для муниципальных нужд в целях реконструкции автомобильных дорог по ул.Меланжевой, от ул.Новороссийской до ул.Уральской, в Карасунском внутригородском округе г.Краснодара» ранее красная линия проходила по границе земельного участка, чем прав административного истца не нарушала.

В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная документация - документация о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке.

Градостроительная документация для территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований включает в себя градостроительную документацию о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований и градостроительную документацию о застройке территорий городских и сельских поселений. Градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований включает в себя: территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов); генеральные планы городских и сельских поселений; проекты черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований (п. 4 ст. 28 Градостроительного кодекса РФ).

Как указано в ст. 58 Градостроительного кодекса Российской Федерации проекты планировки - это градостроительная документация, разработанная для частей территорий городских и сельских поселений и определяющая в соответствии с установленными в генеральных планах городских и сельских поселений элементами планировочной структуры, включающая красные линии и линии регулирования застройки, границы земельных участков (при разработке проектов межевания территорий в составе проектов планировки); размещение объектов социального и культурно - бытового обслуживания населения; плотность и параметры застройки; параметры улиц, проездов, пешеходных зон, а также сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования и благоустройства территории. Проект планировки является основой для разработки проектов межевания территорий, проектов застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских и сельских поселений. Таким образом, планировка территории не может осуществляться без оформленной в установленном порядке градостроительной документации.

Согласно правилам п.п. 4.1, 4.4 Инструкции РДС 30-201-98 проект красных линий является составной и утверждаемой частью проекта планировки, входящей в состав градостроительной документации. При разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления.

Таким образом, красные линии являются составной частью проекта планировки, подлежащего утверждению в установленном законом порядке.

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:43:0403002:0005 поставлен на кадастровый учет до принятия обжалуемого постановления администрации муниципального образования г.Краснодар и утверждения Генерального плана г.Краснодар.

Порядок разработки генеральных планов муниципальных образований предусмотрен Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановление Госстроя Российской Федерации от 29 октября 2002 года №150.

Согласно п. 9 раздела 3.1.5 Инструкции на генеральном плане показываются земельные участки, находящиеся в том числе в частной собственности.

В силу п. 11 раздела 3.1.5 Инструкции границы зон различного функционального назначения определяются с учетом красных линий, естественных границ природных объектов, границ земельных участков и иных границ.

Отнесение земельного участка, принадлежащего на праве собственности административному истцу, одновременно к нескольким функциональным зонам создает правовую неопределенность его правового режима.

Суд первой инстанции правильно указал, что в настоящее время у собственника земельного участка отсутствует возможность распоряжаться земельным участок, в пределах правомочий, предусмотренных ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, осуществлять строительство здания на этом участке и пр., что свидетельствует о нарушении прав и законных интересов административного истца.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в данный момент администрацией муниципального образования г.Краснодар еще не предприняты действия, направленные на восстановление прав истицы, нарушенных принятием обжалуемого постановления, рассмотрение вопроса о соответствии Генерального плана требованиям действующего законодательства либо о внесении в него изменений, является несвоевременным и потому не подлежит разрешению судом, суд первой инстанции обоснованно исковые требования Пономаревой Е.И. удовлетворены частично.

Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.

Доводы апелляционной жалобы о том, в каком порядке следовало истцу защищать свои права, не принимаются во внимание, поскольку в силу закона истец сам вправе выбрать способ защиты нарушенного права.

Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального права.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Первомайского районного суда г.Краснодара Краснодарского края от 14 мая 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования г.Краснодар по доверенности < Ф.И.О. >6 - без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи -

33а-27435/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Пономарева Елена Ивановна
Ответчики
Департамент Архитектуры и градостроительства АМО г. Краснодар
Гор. Дума
администрация МО г. Краснодар
Другие
Пономарева О.А
Забрей Г.И.
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Шакитько Роман Владимирович
Дело на странице суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
03.07.2018Передача дела судье
02.08.2018Судебное заседание
14.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.08.2018Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее