Дело № 2-1376/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 октября 2016 года г. Красноперекопск
Красноперекопский районный суд Республики Крым в составе
председательствующего судьи Никишенко Т.Н. при секретаре Литвин Е.Ю.,
с участием истца ФИО2,
представителя истцов ФИО8,
представителя Администрации <адрес> Республики Крым ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Администрации <адрес> Республики Крым о признании противоправными действий, признании права на приватизацию жилого помещения и возложении обязанности осуществить приватизацию,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в суд с иском к Администрации <адрес> Республики Крым о признании противоправными действий ответчика и признании права на приватизацию жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что истцы зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, <адрес> на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, решения комиссии по жилищным вопросам Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное здание общежития передано в муниципальную собственность города <адрес>, в связи с чем истцы ДД.ММ.ГГГГ обратились в Администрацию <адрес> с просьбой заключить договор передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации, однако получил отказ в связи с тем, что жилой дом по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> имеет статус общежития.
В соответствии с договором социального найма истцы являются квартиросъемщиками отдельных комнат, осуществляют коммунальные платежи, ДД.ММ.ГГГГ в официальном порядке установлен отопительный прибор, выданы технические условия на газовое оборудование.
ДД.ММ.ГГГГ изготовлен технический паспорт на жилое помещение.
Истцы считают такой отказ неправомерным, поскольку указанное жилье является единственным местом проживания, ране в приватизации они не участвовали, жилое помещение находится в надлежащем техническом и санитарном состоянии, проживают более 8 лет.
В связи с чем, истцы просят признать отказ в приватизации неправомерным, признать за ними право на приватизацию указанного жилого помещения, обязать ответчика осуществить приватизацию указанного жилого помещения.
В судебном заседании истец ФИО2 и представитель истца – ФИО8 по доверенности требования поддержали и просили их удовлетворить.
Истцы ФИО3, ФИО4 в судебное заседании не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддерживают.
Представитель ответчика – Администрации <адрес> Республики Крым в судебном заседании оставил решение на усмотрение суда.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истцов, что не противоречит ст.167 ГПК Российской Федерации.
Выслушав доводы истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище, которым наряду с другими правами и свободами человека и гражданина определяется деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и для осуществления которого органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны создавать условия (статья 18; статья 40, части 1 и 2), в том числе путем предоставления жилища малоимущим и иным нуждающимся в нем гражданам, указанным в законе, бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и иных жилищных фондов (статья 40, часть 3).
В силу статьи 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее Закона) приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилого фонда в Российской Федерации" предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Судом установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 выдан ордер № серии КВ на занятие с семьей 4 человека жилой площади в общежитии ОАО «Бром» по адресу: <адрес>. Ордер выдан на основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ между Муниципальным унитарным предприятием муниципального образования городской округ Красноперекопск «Жилищно-эксплуатационное объединение» и ФИО2 заключен договор социального найма жилого помещения №.
Согласно п.1. договора социального найма наймодатель передает, а наниматель и члены его семьи принимают в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из трех комнат в общежитии общей жилой площадью 38,9 кв.м., из них жилая площадь 30,8 кв.м. по адресу: <адрес> (л.д. 9-10).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в Администрацию <адрес> Республики Крым с заявлением по вопросу приватизации комнат в общежитии (л.д. 19).
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> в приватизации комнат в общежитии было отказано.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Следовательно, граждане, которые занимают названные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность. Должно также учитываться, что приватизации подлежит только изолированное жилое помещение (квартира или комната), поскольку по смыслу ч. 2 ст. 62 ЖК РФ, неизолированное жилое помещение не может быть самостоятельным предметом договора социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Кроме того, ввиду утраты указанными домами статуса общежития в силу закона, а также с учетом требований действующего законодательства о применении к жилым помещениям, расположенным в таких домах, положений о договоре социального найма, граждане, занимавшие часть жилого помещения приобретают право пользования им на условиях договора социального найма, поскольку статья 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ предусматривает применение норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, без каких-либо изъятий и ограничений.
В этой связи гражданам, проживающим на момент вступления в силу статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ в таком жилом помещении, должно передаваться в пользование изолированное жилое помещение в целом и с ними должен заключаться один договор социального найма как с сонанимателями.
Жилые помещения, переданные в пользование таким гражданам подлежат последующей приватизации на основании Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в равных долях при условии согласия каждого из них на получение жилья в собственность.
Гражданину, фактически пользовавшемуся всем жилым помещением (комнатой) в доме, являвшемся общежитием, и проживавшему в нем на момент вступления в силу статьи 7 указанного выше Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ, также не может быть отказано в заключении договора социального найма на все изолированное жилое помещение, если это жилое помещение на момент вступления в силу указанной статьи Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ не было предоставлено в установленном порядке в пользование нескольких лиц, либо право пользования жилым помещением других лиц прекратилось по основаниям, предусмотренным законом (выезд в другое место жительства, смерть и т.п.).
К отношениям по передаче в муниципальную собственность жилых помещений, которые ранее принадлежали государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и впоследствии были переданы предприятиям иной формы собственности в порядке приватизации, подлежат применению положения статьи 7 Федерального закона «О введение в действие Жилищного кодекса РФ», как регулирующей сходные отношения (аналогия закона), исходя из указаний, содержащихся в ч. 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких соглашений, и при отсутствии нормы гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). (Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховным судом РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ13-5).
С учетом того, что ФИО2, ФИО3, ФИО4 приобрели право пользования жилым помещением и были вселены на законных основаниях, спорное жилое помещение является единственным и постоянным их местом жительства, ранее своего права на приватизацию жилья истцы не использовали, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истцов в соответствии с положениями ст.2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
При таких обстоятельствах, отказ Администрации <адрес> Республики Крым в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> 113, 126, не соответствует закону, поэтому исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 55,56, 167, 194-197 ГПК Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО2, ФИО3, ФИО4 о признании противоправными решения, признании права на приватизацию жилого помещения и возложении обязанности осуществить приватизацию - удовлетворить.
Признать противоправным решение Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №.01-17/862 об отказе в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>
Обязать Администрацию <адрес> Республики Крым заключить с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, договор на передачу в собственность в порядке приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения путём подачи апелляционной жалобы через Красноперекопский районный суд Республики Крым.
Решение в окончательной форме изготовлено – ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: Т.Н. Никишенко