№ 2- 371/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 августа 2017 года п.Мотыгино
Мотыгинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Моор Ю.Э.
при секретаре Кривошееве В.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в Мотыгинском районе к ОАО «Горевский горно-обогатительный комбинат» о возложении обязанности в течение трех месяцев с даты вступления в силу решения суда по настоящему делу устранить нарушение требований ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1.13 СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в части утверждения в уполномоченном органе исполнительной власти Красноярского края проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения ОАО «Горевский ГОК», водозаборной скважины, расположенной на территории Мотыгинского района, Красноярского края на левом берегу р. Ангара в 44,2 км от ее устья,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в Мотыгинском районе обратился в суд с указанным исковым заявлением, требования мотивируя тем, что Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю по заявлению ООО «ФСЭБ-сервис» для ОАО «Горевский ГОК» выдано санитарно-эпидемиологическое заключение от 16.01.2014г.№ 24.49.31.000.Т.000013.01.14 о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам проекта зоны санитарной охраны подземного источника хозяйственно-питьевого водоснабжения ОАОГоревский ГОК». В соответствии с экспертным заключением о соответствии санитарным правилам и нормативам проекта зоны санитарной охраны источника подземного водоснабжения ОАО «Горевский ГОК», хозяйственно-питьевое водоснабжение ОАО «Горевский ГОК» осуществляется из подземного водоисточника, посредством водозаборной скважины, расположен на территории Мотыгинского района, Красноярского края на левом берегу р. Ангара в 44,2 км от ее устья. Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края по запросам Управления предоставляется информация о лицах, обратившихся за утверждением в установленном порядке проектов зон санитарной охраны.
На момент обращения с иском информация об утверждении проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения ОАО «Горевский ГОК» отсутствует, что свидетельствует о том, что проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения ОАО «Горевский ГОК» не утвержден, границы указанной зоны санитарной охраны не установлены.
Просит обязать ОАО «Горевский горно-обогатительный комбинат» в течение трех месяцев с даты вступления в силу решения суда по настоящему делу устранить нарушение требований ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1.13 СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в части утверждения в уполномоченном органе исполнительной власти Красноярского края проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения ОАО «Горевский ГОК», водозаборной скважины, расположенной на территории Мотыгинского района, Красноярского края на левом берегу р. Ангара в 44,2 км от ее устья.
В судебном заседании представитель истца Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в Мотыгинском районе - Перевощикова Т.Г., действующая на основании доверенности, доводы, изложенные в исковом заявлении подтвердила по основаниям, изложенным в иске, на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме. Показала, что до настоящего времени проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения ОАО «Горевский ГОК» не утвержден, границы указанной зоны санитарной охраны не установлены.
В судебное заседание представитель ответчика ОАО «Горевский ГОК», не явился, согласно отзыва просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя, исковые требования признают.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Министерства социальной политики Красноярского края не явился, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица администрации Мотыгинского района Красноярского края не явился, извещены надлежащим образом, об отложении дела ходатайств не поступало.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном органе.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 7 от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучие населения» установлено, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено одним из основой условий реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан благоприятную окружающую среду.
На основании ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучие населения», водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны являться источником биологических и химических факторов вредного воздействия на человека.
Статьей 43 Водного Кодекса Российской Федерации определено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, для которых устанавливаются зоны санитарной охраны, т.е. территории и акватории, на которых устанавливается особый санитарно-эпидемиологический режим хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с пунктом 1.4. СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Статус зон санитарной охраны источников питьевого хозяйственного водоснабжения как зон с особыми условиями использования территорий, устанавливаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, закреплен ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» предусмотрены мероприятия организационного, технического, гигиенического и противоэпидемического характера, конкретный комплекс которых определяется в проекте зон санитарной охраны в каждом случае в зависимости от вида источника (подземный или поверхностный), степени его естественной защищенности и возможности микробного или химического загрязнения, что позволяет предотвратить неблагоприятное воздействие различных видов хозяйственной и иной деятельности на качество воды и ограничение использования для питьевых, хозяйственно-бытовых и лечебных целей. Границы утвержденных зон санитарной охраны водоисточников в соответствии с п. 5 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации отображаются на картах градостроительного зонирования.
Земельные участки, расположенные в первом и втором поясах утвержденных зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-питьевого водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность (п.п. 14 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утверждаются органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии с пунктом 1.13. СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора (в настоящее время Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю), после чего утверждается в установленном порядке.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ОАО «Горевский горно-обогатительный комбинат» зарегистрировано в качестве юридического лица, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 23-43).
Согласно сведений ФНС России о юридическом лице, основным видом деятельности ОАО «Горевский ГОК» является ОКВЭД 07.29.5 Добыча руды и обогащение свинцово-цинковой руды.
16.01.2014г. Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю по заявлению ООО «ФСЭБ-сервис» для ОАО «Горевский ГОК» выдано санитарно-эпидемиологическое заключение № 24.49.31.000.Т.000013.01.14 о соответствии государственным санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам проекта зоны санитарной охраны подземного источника хозяйственно-питьевого водоснабжения ОАО «Горевский ГОК» (л.д.9-17).
В соответствии с указанным экспертным заключением хозяйственно-питьевое водоснабжение ОАО «Горевский ГОК» осуществляется из подземного водоисточника, посредством водозаборной скважины, расположен на территории Мотыгинского района, Красноярского края на левом берегу р. Ангара в 44,2 км от ее устья.
Водозабор хозяйственно-питьевого назначения предназначен для питьевого водоснабжения ОАО «Горевский ГОК», подпитки теплосети котельной № 6, а так же для систем внутреннего пожаротушения комбината. Централизованным водоснабжением обеспечено 80% объектов комбината: цеха, административные помещения, общежития вахтового поселка.
Из материалов дела следует, что до настоящего времени проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения ОАО «Горевский ГОК» не утвержден, границы указанной зоны санитарной охраны не установлены.
Отсутствие утвержденного проекта и установленных границ проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения ОАО «Горевский ГОК» означает, что для указанного водного объекта не организована защита расстоянием в виде поясов зон санитарной охраны, не разработаны с учетом характеристик водоисточника обязательные защитные, охранные, ограничительные мероприятия, целью которых является максимальное снижение микробного и химического загрязнений водоисточника, на картах градостроительного регулирования не нанесены границы земель, в пределах которых ограничена хозяйственная деятельность, не урегулируются хозяйственная деятельность и не установлены земли, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны, являющихся ограниченными в обороте и не подлежащими передаче в частную собственность.
Кроме того, отсутствие утвержденных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации границ и режима зоны санитарной охраны источника водоснабжения ОАО «Горевский ГОК» не позволяет определить необходимый комплекс мероприятий по защите и сохранению постоянства природного состава воды в подземном водозаборе, что формирует условия, при которых источник питьевого водоснабжения создает угрозу возникновения вредного воздействия на неопределенного круга лиц по химическому и биологическому фактору.
Таким образом, учитывая все исследованные судом доказательства в их совокупности и взаимосвязи, оценив их с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, суд полагает исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в Мотыгинском районе подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в Мотыгинском районе – удовлетворить.
Обязать ОАО «Горевский горно-обогатительный комбинат» в течение трех месяцев с даты вступления в силу решения суда устранить нарушение требований ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1.13 СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в части утверждения в уполномоченном органе исполнительной власти Красноярского края проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения ОАО «Горевский ГОК», водозаборной скважины, расположенной на территории Мотыгинского района, Красноярского края на левом берегу р. Ангара в 44,2 км от ее устья.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Мотыгинский районный суд в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий Ю.Э. Моор