Дело № 2-459/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 апреля 2013 г. г. Белебей
Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Шакирова Р.Г.,
при секретаре Калимуллиной Н.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Галямовой Р.Ф. на действие (бездействие) государственного органа,
УСТАНОВИЛ:
Галлямова Р.Ф. обратилась в суд с вышеуказанной жалобой на действие (бездействие) Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан (далее по тексту ГЖИ РТ), мотивируя её тем, что ДД.ММ.ГГГГ она с мужем приобрела квартиру по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ на Интернет-сайте ГЖИ РТ было зарегистрировано её обращение с просьбой проверить легитимность протоколов общего собрания собственников дома <адрес>, а именно о выборе способа управления в многоквартирном доме <адрес>; о выборе старшего дома №; по рассмотрению заявления ФИО1. Ответ на обращение, датированный от ДД.ММ.ГГГГ был направлен ей письмом ДД.ММ.ГГГГ, и получен ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением требований № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", превышающий 30-дневный срок. Полагает, что содержащиеся в ответе сведения являются недостоверными, неполными и не соответствующими содержанию запроса. Ей не были предоставлены копии запрашиваемых документов, то есть было нарушено её право на получении полной и достоверной информации в установленный законом срок. Из статьи 136 Жилищного кодекса РФ следует, что при проверке легитимности решений общего собрания собственников нужно учитывать общую площадь и голоса в каждом доме, то есть собственников только дома <адрес> а не домов № в совокупности. Однако при проведении проверки ГЖИ РТ не выполнила требования Жилищного Кодекса РФ, произвела подсчет голосов в совокупности во всех трех домах. Показателями легитимности протоколов собрания является не только количество голосов, но и следующие критерии, а именно: все собственники должны быть оповещены о проведении собрания о создании ТСЖ заказными письмами с уведомлениями; кворум собрания должен составлять более 50% от общего числа голосов в доме; в соответствии с п. 1.1. ст. 136 ЖК РФ на протоколе должны стоять подлинные подписи участников собрания; голосов в протоколе должны соответствовать количеству фактического участия собственников; инициатором собрания должен быть собственник, являющийся владельцем помещения в данном доме. О соблюдении вышеперечисленных и иных требованиях к протоколам в ответе ГЖИ РТ ничего не говорится. Ни гражданин, ни один другой орган государственной власти не имеет таких полномочий, какие даны ГЖИ РТ, а именно по осуществлению республиканского государственного жилищного надзора за соблюдением юридическими лицами обязательных требований, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами; по соблюдение порядка участия собственников многоквартирного дома в процедуре создания товарищества собственников жилья; по определению соответствия порядка проведения общих собраний собственников жилых помещений в многоквартирных домах при создании товарищества собственников жилья; а также по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья. Полагает, что ГЖИ РТ не выполнила возложенные на неё задачи. Предоставленная ей информация является неполной, недостоверной и не может быть использована при защите их прав в суде, что препятствует доступу к правосудию. В частности ДД.ММ.ГГГГ истекает срок исковой давности для обжалования данных протоколов, так как квартира <адрес> была приобретена ДД.ММ.ГГГГ; несмотря на многочисленные запросы, ГЖИ РТ не обязала ТСЖ «<данные изъяты>» соблюсти «Стандарт раскрытия информации» (административное правонарушение); решением <данные изъяты> городского суда от ДД.ММ.ГГГГ им было отказано в претензиях к ТСЖ «<данные изъяты>» по соблюдению данного Стандарта (на решение подана жалоба). Поэтому на данный момент они не имеют другой возможности для получения протоколов и проведения их самостоятельной экспертизы в срок, определенный сроком исковой давности на обжалование протоколов общего собрания собственников. В связи с изложенным просила, признать: незаконным бездействие Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, выразившееся в не предоставлении ответа на обращение Галлямовой Р.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ, в установленный ст. 9 ФЗ РФ «Об обращении граждан» 30-дневный срок; признать недостоверной, неполной и не соответствующей содержанию запроса информацию, указанную в письме Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан № от ДД.ММ.ГГГГ Р.Ф.Галлямовой; признать информацию, указанную в письме Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан № от ДД.ММ.ГГГГ Р.Ф.Галлямовой неполной; признать незаконным бездействие Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, выразившееся в не предоставлении ей заверенных копий протоколов общего собрания собственников о выборе способа управления в многоквартирном доме, старшего дома <адрес>; по рассмотрению заявления ФИО1 незаконным.
Заявитель Галлямова Р.Ф., будучи надлежаще извещена о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие, доводы жалобы поддержала и просила удовлетворить, в связи чем суд рассмотрел дело в отсутствие заявителя.
Представитель Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, будучи надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, не ходатайствовал об отложении судебного заседания, в представленном отзыве жалобу не признали, обосновывая тем, что в адрес <данные изъяты> зональной жилищной инспекции РТ ДД.ММ.ГГГГ через Интернет-приемную официального портала Правительства РТ поступило обращение Галлямовой Р.Ф. по вопросу предоставления копий и заключения легитимности протоколов №, протокола собрания от ДД.ММ.ГГГГ, протокола о создании ТСЖ «<данные изъяты>», протокола о выборе старшего по доме ФИО2. В ходе рассмотрения обращения Галлямовой Р.Ф. <данные изъяты> зональной жилищной инспекцией в адрес ТСЖ «<данные изъяты>» письмом за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ был направлен запрос о предоставлении запрашиваемых протоколов. ДД.ММ.ГГГГ посредством электронной системы Межведомственного взаимодействия в Республике Татарстан, в Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> был так же сделан запрос о предоставлении сведений о собственниках жилых домов <адрес>. По итогам полученной информации было проведено изучение представленных документов и составлено правовое заключение от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому нарушений требований жилищного законодательства не выявлено. По итогам рассмотрения обращения в адрес ГЖИ РТ был направлен ответ за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении 26 дней. Ответы на указанные обращения были даны в сроки, установленные федеральным законом № 59-ФЗ от 02.05.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ», а именно в течение 30 дней со дня регистрации. Ранее Галлямова Р.Ф. с подобными заявлениями обращалась в <данные изъяты> городской суд РТ. Решениями от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления заявительнице было отказано. В ходе рассмотрения заявлений в судебном заседании было установлено, что имеет место спор между заявителем Галлямовой Р.Ф., её супругом Галлямовым Е.А. и ТСЖ «<данные изъяты>». Кроме того, одновременно с рассмотрением жалобы Галлямовой Р.Ф. о признании действия (бездействия) ГЖИ РТ незаконными, Набережночелнинским городским судом РТ рассмотрены гражданские дела по заявлению ФИО1., Галлямовой Р.Ф. к ТСЖ «<данные изъяты>» об обязании заключения договора на подключение к инженерно-техническим сетям и оказание коммунальных услуг и заявление об устранении нарушения законодательства «О защите прав потребителей». На основании изложенного просили жалобу Галлямовой Р.Ф. оставить без удовлетворения.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что жалоба подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК ПФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на Интернет-сайте Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан было зарегистрировано обращение Галлямовой Р.Ф. с просьбой предоставить ей заверенные копии и заключение:
- о легитимности протокола № об утверждении вступительного взноса <данные изъяты> рублей в ТСЖ «<данные изъяты>» (<адрес>);
- о легитимности прокола собрания от ДД.ММ.ГГГГ об отказе членами ТСЖ «<данные изъяты>» (г<адрес>) в подключении кв. <адрес> ФИО1. к инженерно-техническим сетям;
- о легитимности протокола общего собрания собственников о создании ТСЖ «<данные изъяты>»;
- о легитимности протокола общего собрания собственников дома <данные изъяты> о выборе старшего по дому ФИО2.
Согласно п. 2.1 Положения о государственной жилищной инспекции Республики Татарстан (далее по тексту - Положение о ГЖИ РТ), утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.12.2011 г. № 1068, одной из основных задач Инспекции является осуществление республиканского государственного жилищного надзора за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, правил содержания общего имущества собственников помещений, в многоквартирном доме, требований к осуществлению оценки соответствия жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.
При этом в соответствии с п. 3.3 Положения о ГЖИ РТ, Инспекция в пределах своей компетенции и в соответствии с пунктами 3.1 и 3.2 Положения осуществляет исполнительно-распорядительные и контрольные полномочия и функции на территории Республики Татарстан в сфере государственного жилищного надзора за:
- соблюдением порядка участия собственников многоквартирного дома в процедуре создания товарищества собственников жилья, отбора управляющей организации или подрядной организации (подрядных организаций) для выполнения работ по содержанию и ремонту (капитальному ремонту) многоквартирных домов;
- соответствием порядка проведения общих собраний собственников жилых помещений в многоквартирных домах при создании товарищества собственников жилья (включая новостройки), передачи функций по управлению многоквартирным домом управляющей организации;
- соблюдением раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (в том числе товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами) и т.п..
В силу п. 3.4. и п. 3.6. Положения о ГЖИ РТ, государственный жилищный контроль и надзор осуществляются в отношении жилых домов, многоквартирных домов, а также в отношении жилых и нежилых помещений, находящихся в многоквартирных домах; формами государственного жилищного контроля и надзора являются обследования, проверки и мониторинг выполнения мероприятий по сохранности жилищного фонда.
При этом, в соответствии с п. 4.1 Положения о ГЖИ РТ, инспекция имеет право по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья председателя правления товарищества и других членов правления товарищества, правомерность принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом, в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения.
Таким образом, к полномочиям Государственной жилищной инспекции РТ отнесен контроль за соблюдением порядка проведения общих собраний собственников жилых помещений в многоквартирных домах, с чем и обратилась Галлямова Р.Ф..
Данное обращение Галлямовой Р.Ф. ДД.ММ.ГГГГ было направлено в <данные изъяты> зональную жилищную инспекцию РТ.
Как установлено судом, обращение Галлямовой Р.Ф. (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) было рассмотрено <данные изъяты> зональной жилищной инспекцией. В ходе проверки документов установлено, что порядок проведения общих собраний собственников помещений жилых домов №№ по <адрес> соблюдён, кворум имеется. По результатам проведённой проверки составлено правовое заключение о соответствии протоколов общих собраний от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ требованиям жилищного законодательства. Данное правовое заключение было направлено в адрес ГЖИ РТ ДД.ММ.ГГГГ исх. №.
Впоследствии начальником Государственной жилищной инспекции РТ был составлен ответ Галлямовой Р.Ф. (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому решения по всем поставленным в обращении Галлямовой Р.Ф. вопросам приняты собственниками помещений многоквартирных домов № по <адрес> правомерно в соответствии с требованиями действующего законодательства; по вопросу получения заверенных копий протоколов общего собрания собственников многоквартирного дома Галлямовой Р.Ф. предложено обратиться в ТСЖ «<данные изъяты>», так как к полномочиям Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан выдача и заверение копий документов других организаций не относится.
Признавая легитимность протоколов общего собрания ТСЖ «<данные изъяты>», в ответе указано, что решение о выборе способа управления многоквартирными домами, о создании товарищества собственников жилья, о выборе старших по домам, об утверждении вступительного взноса в ТСЖ «Мирное», о подключении квартиры <данные изъяты> ФИО1. к инженерно-техническим сетям принималось на общем собрании собственников помещений жилых домов № по <адрес>
Так, согласно ч. 3 ст. 45 Жилищного Кодекса РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.
Таким образом, закон не предусматривает возможности проведения общего собрания собственниками разных домов, закрепляя право собственников каждого многоквартирного дома самостоятельно решать вопросы, относящиеся к компетенции общего собрания.
Как установлено судом, дом № <адрес> является домом блокированной застройки.
Так, Министерство экономического развития РФ в письме № ог-д23-1694 от 17.10.2011 г. определило статус жилого дома блокированной застройки, и указало, что согласно пункту 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ под жилыми домами блокированной застройки понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования. В то же время пунктом 4 раздела I Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, утвержденных Приказом Росстата от 11.08.2009 г. № 168 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг", жилые дома блокированной застройки относятся к многоквартирным жилым домам, несмотря на то, что принципиальным отличием жилых домов блокированной застройки от квартир является возможность выхода на территории общего пользования, а также отсутствие помещений общего пользования, что отличает их от многоквартирного дома. Кроме того, в пункте 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" указано, что многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Кроме того, подразумевается, что многоквартирный дом имеет общее имущество помещений общего пользования, в том числе собственников помещений в таком доме.
Таким образом, суд приходит к выводу, что дом <адрес> является многоквартирным домом, в связи с чем к нему применимы положения ст. 45 Жилищного кодекса РФ.
В данном случае установлено, что в нарушение приведенной выше нормы (ч. 3 ст. 45 ЖК РФ) оспариваемые решения общего собрания собственников помещений о выборе способа управления и создании товарищества собственников жилья от ДД.ММ.ГГГГ, о выборе старших по домам, об утверждении вступительного взноса в ТСЖ «<данные изъяты>», о подключении квартиры <адрес> ФИО1 к инженерно-техническим сетям, были приняты собственниками разных (отдельно стоящих) многоквартирных домов - № <адрес>.
Кроме того, не учтено, что в соответствии с ч. 1 ст. 136 Жилищного кодекса РФ, решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме.
В силу ч. 2 ст. 136 Жилищного кодекса РФ, товарищество собственников жилья могло быть создано и собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, количество квартир в которых составляет в сумме не более чем тридцать, или собственниками нескольких расположенных близко жилых домов, если данные дома расположены на земельных участках, которые имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для обслуживания более чем одного жилого дома, но в данном случае действие п. 1 ч. 2 ст. 136 Жилищного кодекса РФ не распространяется на товарищества собственников жилья, созданные до дня вступления в силу Федерального закона от 04.06.2011 г. № 123-ФЗ (ТСЖ «<данные изъяты>» создано ДД.ММ.ГГГГ), и дом <адрес>, по убеждению суда, является многоквартирным домом.
Также оставлен без внимания тот факт, что решение о выборе старшего по дому <адрес> принималось собственниками помещений как дома №, так и собственниками домов № и № что по убеждению суда недоспустимо и неправомерно.
В связи с изложенным суд не может признать законным и обоснованным решение Государственной жилищной инспекции РТ о легитимности протоколов общего собрания ТСЖ «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Также, согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 г. "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Однако, согласно штемпелю на почтовом конверте, отправленном ГЖИ РТ в адрес Галлямовой Р.Ф., ответ на обращение Галлямовой Р.Ф., датированный ответчиком от ДД.ММ.ГГГГ, фактически был направлен ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении 30 дней со дня регистрации письменного обращения заявителя, предусмотренного законом, то есть с нарушением сроков.
Вместе с тем, суд не находит оснований для признания незаконным бездействие Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, выразившееся в не предоставлении Галлямовой Р.Ф. заверенных копий протоколов общего собрания собственников о выборе способа управления в многоквартирном доме, старшего дома <адрес>; по рассмотрению заявления ФИО1, поскольку Положением о государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, утвержденному Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.12.2011 г. № 1068, к полномочиям Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан выдача и заверение копий документов других организаций не относится, при этом Галлямовой Р.Ф. правомерно было разъяснено, что по вопросу получения заверенных копий протоколов общего собрания собственников многоквартирного дома она может обратиться в ТСЖ «<данные изъяты>».
Судом были затребованы у Государственной жилищной инспекции Республики Башкортостан копии протоколов общего собрания ТСЖ «<данные изъяты>», легитимность которых просила определить Галлямова Р.Ф., и по которым было дано правовое заключение, однако, запрашиваемые документы (их копии) не были представлены в суд, они отсутствуют и у заявителя, в связи с чем суд рассмотрел дело по представленным суду доказательствам.
Дело рассмотрено в пределах заявленных требований и на основании доказательств, представленных сторонами.
Руководствуясь ст.,ст. 194-198, 199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Галямовой Р.Ф. на действие (бездействие) государственного органа - удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, выразившееся в не предоставлении ответа на обращение Галлямовой Р.Ф. от 25.01.2013 г., в установленный Федеральным законом № 59-ФЗ от 02.05.2006 г «"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", 30-дневный срок.
Признать незаконной информацию, указанную в письме Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан № от ДД.ММ.ГГГГ Галлямовой Р.Ф..
Обязать Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Галлямовой Р.Ф..
В удовлетворении требований Галямовой Р.Ф. о признании незаконным бездействие Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, выразившееся в не предоставлении ей заверенных копий протоколов общего собрания собственников о выборе способа управления в многоквартирном доме <адрес>; о выборе старшего дома <адрес>, по рассмотрению заявления ФИО1, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Белебеевский городской суд РБ в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: