дело №2-32/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2018 года г. Белебей
Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Ломакиной А.А.,
при секретаре Масленниковой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комоновой О.В. к администрации муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан о признании права собственности на жилой дом,
УСТАНОВИЛ:
Комонова О.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя его тем, что она является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, Вместе с земельным участком она купила незавершенный строительством жилой дом. В дальнейшем иных документов на строительство дома истец не оформляла. На вышеуказанном земельном участке, за счет собственных средств, на имеющемся фундаменте был возведен индивидуальный жилой дом (литер А) общей площадью 108,0 кв.м. В настоящее время Комонова О.В. оформляет документы на индивидуальный жилой дом. Белебеевским филиалом ГУП БТИ Республики Башкортостан изготовлен технический паспорт на жилой дом. Начальником отдела архитектуры/главным архитектором администрации МР Белебеевский район РБ выдана справка № от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности выдачи разрешения на строительство, так как строительство индивидуального жилого дома завершено. МУП «Архитектура и градостроительство» Белебеевского района РБ выдало заключение о том, что самовольно возведенный индивидуальный жилой дом возведен с нарушением п.2.2.6.6 Республиканских нормативов градостроительного проектирования РБ «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений Республики Башкортостан», утвержденных Постановлением Правительства РБ от 03.05.2008 № 153, нарушают права и охраняемые законом интересы собственников смежных земельных участков, но не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Индивидуальный жилой дом возвела на имеющемся фундаменте на момент покупки земельного участка и незавершенного строительством жилого дома. На момент покупки действовали строительные нормы, указывающие расстояние от границы земельного участка до жилого дома не менее 1 метра. В связи с тем, что строительство жилого дома проведено без оформления разрешающих документов, ей необходимо в судебном порядке признать право собственности на индивидуальный жилой дом, для дальнейшего оформления правоустанавливающих документов.
На основании изложенного истец просит признать за ней право собственности на индивидуальный жилой дом, общей площадью 108,0 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Истец Комонова О.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, просили принять решение на усмотрение суда.
Третье лицо ФИО в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.
С учетом права истца на рассмотрение его дела в сроки, предусмотренные процессуальным законодательством, и недопущения нарушения этого права, учитывая задачи судопроизводства как эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, поскольку необоснованное отложение приведет к нарушению прав другой стороны суд, предприняв меры в целях надлежащего извещения ответчика и третьего лица, а также учитывая ходатайство ответчика, в силу ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив материалы настоящего гражданского дела, проверив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
Как следует из ст. 8 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Согласно ст.12 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем признания права собственности.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В силу положений ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260). Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке. Последствия самовольной постройки, произведенной собственником на принадлежащем ему земельном участке, определяются статьей 222 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Исходя из содержания пункта 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и /или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которого лицо, создавшее постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В силу положений ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует усматривать в контексте с п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Комоновой О.В. принадлежит на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, для индивидуального строительства, что усматривается из свидетельства о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Комоновой О.В. принадлежит на праве собственности незавершенное жилое строение, расположенное по адресу: <адрес>.
Из технического паспорта, выданного Белебеевским филиалом ГУП БТИ Республики Башкортостан ДД.ММ.ГГГГ, следует, что по адресу: <адрес>, расположен жилой дом общей площадью 108, кв.м, ДД.ММ.ГГГГ постройки, под инвентарным номером №.
Администрацией муниципального района <адрес> Республики Башкортостан за № от ДД.ММ.ГГГГ дан ответ Комоновой О.В., о том, что выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, не представляется возможным, так как он в настоящее время уже построен.
Согласно землеустроительной и строительно-технической судебной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ экспертов муниципального унитарного предприятия «Архитектура и градостроительство» муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, самовольно построенный жилой дом (литер А) общей площадью 108,0 кв.м, с надворными постройками, расположенные по адресу: <адрес>, не нарушают санитарно-эпидемиологические, строительно-технические требования. Самовольно построенный жилой дом (литер А) не соответствует градостроительным нормам, но согласно примечанию в п.7.1 СП 42.13330.2016 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, допускается блокировка жилых домов, а также хозяйственных построек на смежных приусадебных земельных участках по взаимному согласию домовладельцев с учетом противопожарных требований. Расположение жилого дома (литер А) не соответствует противопожарным требованиям. Между жилыми домами № <адрес> по <адрес> установлена противопожарная преграда – строительная конструкция, предназначенные для предотвращения распространения пожара из одной части здания, сооружения в другую или между зданиями, сооружениями. Согласно проведенной землеустроительной экспертизе, фактические границы и площадь землепользования с кадастровым номером № не соответствуют местоположению границ и площади земельного участка. Причинами расхождения фактических данных с данными кадастрового учета могут быть: реестровая ошибка, допущенная при постановке земельного участка на учет, некорректный вынос границ земельного участка на местности, самовольное занятие земельного участка. Объект капитального строительства: гараж, не укладывается в границы земельного участка с кадастровым номером №, выступает за красную линию на величину 1,2-1,3м.
Исходя из вышеизложенного суд приходит к выводу, что самовольно построенный жилой дом по адресу: <адрес>, возведен согласно строительно-техническим, санитарным нормам и требованиям, сохранение спорной постройки не приведет к нарушению прав и интересов других лиц, не создаст угрозу жизни и здоровью граждан. При этом жилой дом, расположен в пределах земельного участка, используемого в соответствии с видом разрешенного использования. Оформление права собственности истцов во внесудебном порядке невозможно.
В ходе рассмотрения настоящего дела возражений от третьего лица ФИО, собственника смежного земельного участка по адресу: <адрес>, против удовлетворения иска не поступало.
Таким образом в ходе рассмотрения дела судом установлено, что единственными признаками самовольной постройки, возведенной истцом на принадлежащим ей земельном участке с кадастровым номером № является отсутствие разрешения на строительство, при этом к получению последнего истец предпринимала меры, однако ей было отказано в его выдаче.
Учитывая, что самовольное строение возведено на земельном участке истца, отведенном для нужд индивидуального строительства, существенных нарушений при ее строительстве не допущено, возражении со стороны смежного землепользователя против удовлетворения иска не поступало, суд удовлетворяет заявленные Комоновой О.В. исковые требования.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 108,0 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░░ 2018 ░░░░.