Дело № 2-680/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Кинешма Ивановской области 1 апреля 2016 года
Кинешемский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Гольман С.В.,
при секретаре Беловой Е.А.,
с участием истца Антоновой С.В., представителя ответчика Лариной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антоновой С.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городском округе Кинешме и Кинешемском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права,
УСТАНОВИЛ:
Антонова С.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городском округе Кинешме и Кинешемском муниципальном районе Ивановской области о включении в специальный стаж, дающий право на страховую пенсию по старости, предусмотренную пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – административный отпуск без сохранения заработной платы, - и о назначении указанной пенсии с момента возникновения права (достижения <данные изъяты>-летнего специального стажа).
В судебном заседании истец Антонова С.В. исковые требования поддержала, просила судебные расходы на оплату государственной пошлины с ответчика не взыскивать.
Исковые требования Антоновой С.В. мотивированы следующим.
ДД.ММ.ГГГГ Антонова С.В. обратилась в Управление с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением Управления от ДД.ММ.ГГГГ № ей отказано в установлении указанной пенсии со ссылкой на отсутствие требуемого специального стажа работы, который, по мнению Управления, составил <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дня. В специальный стаж Управлением не засчитаны спорные периоды прохождения истцом курсов повышения квалификации и административного отпуска без сохранения заработной платы.
Истец полагает, что периоды прохождения курсов повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж, дающий право на льготную пенсию, в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность истца, поскольку в соответствии со статьёй 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за работником сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата, с которой работодатель обязан производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; повышение квалификации является обязанностью медицинского работника, в это время работник также находится в контакте с больными и подвергается воздействию неблагоприятных физических и психоэмоциональных факторов.
Статья 76 Кодекса законов о труде РСФСР, действовавшего в 1993 году, допускала предоставление работнику отпуска без сохранения заработной платы по семейным обстоятельствам, другим уважительным причинам. Такой отпуск был предоставлен истцу с ДД.ММ.ГГГГ, за этот период должны были производиться отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации работодателем. Сама истец никаких отчислений за этот период не осуществляла.
Представитель ответчика Управления Ларина А.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д<данные изъяты> возражала против удовлетворения требований истца Антоновой С.В. по основаниям, изложенным в отзыве (л.д.<данные изъяты>
Представитель ответчика подтвердила факт обращения Антоновой С.В. ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении льготной пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы, который на момент обращения с заявлением в Управление составил <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дня.
В специальный стаж истца не засчитаны периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> дня) – административный отпуск без сохранения заработной платы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> дней) – курсы повышения квалификации. Данные периоды не подлежат включению в специальный стаж как не предусмотренные пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516.
В силу пункта 4 названных Правил, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В период нахождения в административном отпуске без сохранения заработной платы страховые взносы не уплачиваются.
Истец является застрахованным лицом с 22 ноября 1998 года. Спорные периоды после этой даты не подтверждены данными индивидуального (персонифицированного) учёта в соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ и пунктом 4 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015.
Заслушав объяснения сторон, изучив материалы выплатного (пенсионного) дела Антоновой С.В., исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Антонова С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городском округе Кинешме и Кинешемском муниципальном районе Ивановской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>
Решением территориального органа ПФР Управления от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д<данные изъяты> Антоновой С.В. отказано в установлении данной пенсии по причине отсутствия требуемого специального стажа работы.
Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.<данные изъяты>), в специальный стаж Антоновой С.В. включены периоды работы общей продолжительностью <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дня, в специальный стаж Управлением не засчитаны спорные периоды работы.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно части 3 статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являются периодами прохождения истцом курсов повышения квалификации в периоды работы медицинской сестрой участковой, зачтённых Управлением в специальный стаж в календарном исчислении, что подтверждается протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.<данные изъяты>), трудовой книжкой Антоновой С.В. (л.д.<данные изъяты>), справками, уточняющими права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, ОБУЗ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.<данные изъяты> сведениями о реорганизации ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» (л.д.<данные изъяты>), свидетельством о повышении квалификации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты> свидетельством о прохождении повышения квалификации № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>), справками ОБУЗ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.<данные изъяты> не оспаривается ответчиком.
В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года (далее – Правила № 516), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Правил № 516, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации и статье 112 Кодекса законов о труде РСФСР (действовал до 1 февраля 2002 года), в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Действующим трудовым законодательством на работодателя возложена обязанность проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности (часть 4 статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации).
Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя являлось обязательной частью трудовой деятельности истца. В соответствии с требованиями статьи 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1, приказа Минздрава Российской Федерации от 9 августа 2001 года № 314 «О порядке получения квалификационных категорий», повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием соблюдения условий трудового договора. Необходимость прохождения повышения квалификации предусмотрена и в настоящее время статьёй 69 Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ.
Следовательно, поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время которой работник направлялся на упомянутые курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Таким образом, спорные периоды прохождения истцом курсов повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж истца в календарном исчислении.
При этом суд учитывает следующее. Федеральный закон Российской Федерации «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ (далее – Федеральный закон ««Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования»), вступивший в законную силу с 1 января 1997 года на всей территории Российской Федерации, ввёл институт индивидуального (персонифицированного) учёта в целях создания условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер трудовой пенсии при ее назначении, создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, для назначения трудовых пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов, а также для оценки обязательств перед застрахованными лицами по выплате трудовых пенсий, срочной пенсионной выплаты, упрощение порядка и ускорение процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам (статья 3 Федерального закона Российской Федерации «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования»). Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учёт в системе обязательного пенсионного страхования, в силу статьи 5 этого Федерального закона является Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно статье 9 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» обязанность по предоставлению в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о работающих у работодателя застрахованных лицах возложена на работодателя.
Истец является добросовестным участником гражданских и трудовых правоотношений и его права не должны ущемляться и ставиться в зависимость от выполнения либо невыполнения работодателем своих обязанностей, возложенных законом. Истец, не являясь непосредственной стороной в системе правоотношений, связанных с предоставлением сведений в систему персонифицированного учёта в Пенсионный фонд Российской Федерации, не имела реальной возможности обеспечить предоставление данных сведений работодателем.
При таких обстоятельствах ненадлежащее исполнение работодателем обязанности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учёта в отношении застрахованного лица – истца по делу (л.д<данные изъяты>) не должно препятствовать реализации ею пенсионных прав.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Антонова С.В., являясь медицинской сестрой участковой детской консультации Наволокской горбольницы, находилась в отпуске без сохранения заработной платы на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ №, что подтверждается трудовой книжкой Антоновой С.В. (л.д.<данные изъяты> справками, уточняющими права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, ОБУЗ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.<данные изъяты>), сведениями о реорганизации ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» (л.д.<данные изъяты> приказом от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.<данные изъяты>) и признано истцом.
Согласно статье 76 Кодекса законов о труде РСФСР, по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику, по его заявлению, с разрешения руководителя предприятия, учреждения, организации либо руководителя производственной единицы может быть предоставлен кратковременный отпуск без сохранения заработной платы.
Пункт 3 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России), утверждённого Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-1 в первоначальной редакции, действовавшей в период предоставления истцу отпуска без сохранения заработной платы, предусматривал, что страховые взносы начисляются на все те виды оплаты труда (в денежном или натуральном выражении, по всем основаниям), из которых в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" исчисляется пенсия, в том числе на вознаграждение за выполнение работы по договорам подряда и поручения.
Так, при предоставлении работнику отпуска без сохранения заработной платы работодатель отчисления страховых взносов за период такого отпуска не производит.
Антонова С.В. сама страховые взносы за период неоплачиваемого отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно объяснениям истца, не осуществляла.
При таких обстоятельствах основания для включения периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - административный отпуск без сохранения заработной платы в специальный стаж, дающий право на страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» отсутствует.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
При включении в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, спорных периодов курсов повышения квалификации к зачтённым Управлением периодам, продолжительность специального стажа истца составит менее <данные изъяты> лет на дату обращения Антоновой С.В. в Управление с заявлением о назначении пенсии, более <данные изъяты> лет на текущую дату, исходя из продолжения льготной работы истца, согласно трудовой книжке Антоновой С.В. (л.д.<данные изъяты> справке, уточняющей права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, ОБУЗ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д<данные изъяты>),
На основании изложенного, суд полагает возможным обязать ответчика назначить истцу страховую пенсию по старости, предусмотренную пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», с момента возникновения права, приняв к зачёту в специальный стаж периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации – в календарном исчислении.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Антоновой С.В. удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городском округе Кинешме и Кинешемском муниципальном районе Ивановской области назначить Антоновой С.В. страховую пенсию по старости, предусмотренную пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ, с момента возникновения права, приняв к зачёту в специальный стаж периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации – в календарном исчислении.
В удовлетворении исковых требований к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городском округе Кинешме и Кинешемском муниципальном районе Ивановской области о включении в специальный стаж, дающий право на страховую пенсию по старости, предусмотренную пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, периода: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – административный отпуск без сохранения заработной платы – Антоновой С.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья С.В.Гольман
Справка. Мотивированное решение составлено 6 апреля 2016 года.
Председательствующий судья С.В.Гольман