Решение по делу № 2-6611/2017 ~ М-6855/2017 от 01.11.2017

Дело № 2-6611/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22.12.2017 г. г. Махачкала

Советский районный суд г. Махачкалы в составе председательствующего – судьи Арсланалиева А.Х., при секретаре – ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к Агентству по дорожному хозяйству РД о признании незаконным бездействия, выразившегося в неудовлетворительном содержании дороги,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с иском к Агентству по дорожному хозяйству РД о признании незаконным бездействия, выразившегося в неудовлетворительном содержании дороги. В обоснование иска указывает, что прокуратурой района с привлечением специалистов ОАО «Новолакское ДЭП » и ОГИБДД ОВД по <адрес> проведена проверка соблюдения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог Агентством по дорожному хозяйству РД в части содержания автомобильных дорог местного значения в границах <адрес> РД «Муцалаул - Темираул» и «Темираул - Сулак».

Основанием проведения проверки послужило обращение главы администрации МО «сельсовет Темираульский» о проведении прокурорской проверки состояния автодорог, соединяющие <адрес> и <адрес> с районным центром которые, несмотря на обращения в различные республиканские инстанции длительное время находятся в аварийном состоянии.

В ходе обследования автодороги местного значения «Муцалаул -Темираул» протяженностью 10 км. установлено, что дорога имеет асфальтобетонное покрытие. На всем протяжении автодороги 0-10 км. имеются выбоины, неровности и иные повреждения площадью более 620 м2. на 1000 м2 дорожного покрытия, что превышает значения, приведенные в таблице 1 п. 3.1.1 ФИО13 50597-93. «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

В соответствии п.3.1.1 ФИО13 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами, дорожного движения скоростью.

Повреждения грунтовых обочин составляют более 15 мДД.ММ.ГГГГ м2 покрытия что превышает значения, приведенные в таблице 6 п. 3.2.3 для группы дорог «Б». Обочины автодороги на всей протяженности не профилированы, уровень обочины ниже кромки проезжей части местами более 4,0 см.

В соответствии с п. 3.2.1 ФИО13 Обочины и разделительные полосы. не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см.

На 9.7 км. установлены искусственные неровности не соответствующие по своим размерам и форме требованиям, установленным ФИО13 52605-2006. "Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения. ФИО13 52605-2006" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 1 ДД.ММ.ГГГГ N295-CT).

Дорожная разметка на всем участке дороги отсутствует.

В соответствии с п.4.2.2 дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии).

Опасные для движения участки дорог, в том числе проходящие по мостам и путепроводам, не оборудованы ограждениями.

Отсутствует система водоотвода на всем протяжении автодороги.

Автодорога местного значения «Темираул - Сулак», протяженностью 4.1 км. имеет гравийное покрытие V - категории.

На автодороге с гравийным покрытием имеются просадки и ямочность, подлежит восстановлению профиля с добавлением нового материала.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на Агентство по дорожному хозяйству РД.

В соответствии с Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ основными задачами Агентства являются организация устойчивого функционирования дорожного комплекса Республики Дагестан, эксплуатация (содержание, ремонт) и развитие (строительство, реконструкция) автомобильных дорог.

Согласно п. 5.19. указанного Постановления Агентство в пределах своей компетенции осуществляет финансирование работ по эксплуатации (содержанию и ремонту) и развитию (реконструкции и строительству) дорожного комплекса Республики Дагестан.

ДД.ММ.ГГГГ между Агентством по дорожному хозяйству Республики Дагестан и ООО НПО «ФИО15» заключен государственный контракт -СОД/Р на выполнение работ (услуг) по содержанию автомобильных дорог местного значения.

В соответствии договора -СОД от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО НПО «ФИО16» (Генподрядчик) и ООО «ФИО21» (Субподрядчик) субподрядчик принимает на себя обязательство по содержанию автомобильных дорог местного значения и искусственных сооружений на них в 2017 г. в границах <адрес> Республики Дагестан и выходящих к близлежащим к нему районам (Перечень в Приложении ).

В обязанности субподрядчика в соответствии раздела 6 указанного договора входит обеспечение круглогодичного бесперебойного и безопасного движения транспортных средств по закрепленным за ним участкам дорог.

В соответствии раздела 4 указанного договора генподрядчик осуществляет финансирование и оплату работ по договору в соответствии с лимитами бюджетных обязательств на текущий финансовый год, доведенный заказчику главным распорядителем республиканского бюджета - Агентством по дорожному хозяйству РД.

ООО «ФИО22» в виду недостаточного финансирования не может произвести капитальный ремонт автодорог «Муцалаул - Темираул» и «Темираул - Сулак».

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Однако в нарушение указанных норм закона Агентство по дорожному хозяйству РД по настоящее время не обеспечивает ремонт и содержание указанных автомобильных дорог в соответствии с требованиями, установленным ФИО13 52605-2006 и не принимает меры к обеспечению безопасности дорожного движения.

Указанные нарушения закона способствуют не только совершению дорожно-транспортных происшествий, но и причинению материального ущерба участникам дорожного движения из-за неудовлетворительного состояния дорог, тем самым нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Просит суд признать незаконным бездействие Агентства по дорожному хозяйству РД выразившееся в неудовлетворительном содержании автомобильной дороги «Муцалаул - Темираул» и «Темираул - Сулак», обязать Агентство по дорожному хозяйству РД провести работы по приведению автодорог «Муцалаул - Темираул» и «Темираул - Сулак» в соответствие установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.

Представителем ответчика по доверенности ФИО5 представлены возражения на иск по следующим основаниям. Автомобильные дороги «Муцалаул-Темираул» км0-км10 и «Темираул-Сулак» км0-км 4,1 относятся к автомобильным дорогам местного значения, находятся на балансе ГКУ РД «Дорожный контроль». Автомобильная дорога «Муцалаул-Темираул» имеет асфальтобетонное покрытие, а автодорога «Темираул-Сулак» -является автодорогой V технической категории с гравийным покрытием. Указанная в иске прокуратуры ссылка на ФИО13 50597-93 распространяется:

- до ДД.ММ.ГГГГ на находящиеся в эксплуатации федеральные автомобильные дороги, магистральные дороги и улицы городов и других населенных пунктов;

- с ДД.ММ.ГГГГ на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.

Таким образом, указанный прокуратурой ГОСТ не распространяет свое действие на автодороги с гравийным покрытием. Гравийное покрытие проезжей части на автодороге «Темираул-Сулак» км0-км 4,1 находится в удовлетворительном состоянии за исключением локальных заниженных участков с утратой поперечных уклонов.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Поскольку представители Агентства как органа исполнительной власти, осуществляющего функцию в области обеспечения безопасности дорожного движения, не вызывались на составление акта обследования, то и признать акт допустимым доказательством по данному делу нельзя.

В соответствии с положениями п. 4 ст. 16, п. 4 ст. 17, п. 3 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ необходимые инженерные изыскания, диагностика спорных участков автодорог не проводились, ведомости дефектов, проектная документация и иные документы, содержащие оценку его фактического состояния, не составлялись, поэтому не доказана нуждаемость спорного участка дороги в капитальном ремонте.

Кроме того, представленные прокурором документы не могут быть признаны достаточными доказательствами существования и ненадлежащего содержания спорного участка автодороги, поскольку, составлены без участия представителя соответствующего органа государственной власти, содержат лишь сведения о неудовлетворительном состоянии без указания конкретных размеров и количественных показателей разрушений или несоответствий положениям ФИО13 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", что не позволяет с достоверностью установить наличие обстоятельств, обосновывающих заявленные требования.

К тому же ссылка на ФИО13 52605-2006. «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» не обоснована, поскольку этот стандарт распространяется на искусственные неровности, устраиваемые на проезжей части дорог и улиц городов и сельских поселений Российской Федерации. Указанные в иске автомобильные дороги к таковым не относятся.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО4 иск поддержал по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика Агентства по дорожному хозяйству РД ФИО5 иск не признала по доводам возражений.

Глава МО «сельсовет Темираульский» ФИО6 иск поддержал.

Представители третьих лиц ООО «ФИО23» и ООО НПО «ФИО17» в судебное заседание не явились.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.

Согласно акту обследования автодороги местного значения и искусственных сооружений на них в границах <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, составленному помощником прокурора <адрес> ФИО7, инспектором государственного дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по <адрес> ФИО10 и главным инженером ОАО «Новолакское ДЭП » ФИО8, проведено обследование автодороги местного значения и искусственных сооружений на них в границах <адрес> Республики Дагестан А/Д «Муцалаул-Темираул», протяженностью 10.0 км. и «Темираул - Сулак» протяженностью 4.1 км. на соответствие требованиям ФИО13 50597-93 «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденной Постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ N 221.

В ходе обследования установлено, что автодорога местного значение Муцалаул - Темираул» протяженностью 10 км. имеет асфальтобетонное покрытие. На всем протяжении автодороги 0-10 км. имеются выбоины неровности и иные повреждения площадью более 620 м2.

В соответствии п.3.1.1 покрытие проезжей части не должно иметь; просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движению транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

Обочины автодороги на всей протяженности не профилированы, уровень обочины ниже кромки проезжей части местами более 4,0 см.

В соответствии с п. 3.2.1 ФИО13 Обочины и разделительные полосы не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см. Повреждение грунтовых обочин составляют более 15 м на 1000 м2 покрытия что превышает значения, приведенные в таблице 6 п. 3.2.3 для группы дорог «Б».

Установленные на 9.7 км. установленные искусственные неровности не соответствующие по своим размерам и форме требованиям, установленные ФИО13 52605-2006. "Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования Правила применения. ФИО13 52605-2006" (утв. Приказе» Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ N 295-ст).

Дорожная разметка на всем участке дороги отсутствует.

В соответствии с п.4.2.2 дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии).

Отсутствует система водоотвода на всем протяжении автодороги.

Опасные для движения участки дорог, в том числе проходящие по мостам и путепроводам, не оборудованы ограждениями.

Автодорога местного значения «Темираул - Судак», протяженностью 4.1 км. имеет гравийное покрытие V - категории.

На автодороге, с гравийным покрытием имеются просадки и ямочность, подлежит восстановлению профиля с добавлением нового материала.

Аналогичные обстоятельства указаны в справке начальника ОГИБДД ОМВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации, должностные лица и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состояния в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

В силу части 2 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Из указанной нормы следует, что ответственность за поддержание в безопасном (надлежащем) состоянии дорожного покрытия автомобильных дорог несет лицо, на которое возложены обязанности по их ремонту и содержанию.

В соответствии со статьей 17 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок ремонта автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

В соответствии с п.п. 4.2, 4.6 Положения об Агентстве по дорожному хозяйству Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ N 11 "Вопросы Агентства по дорожному хозяйству Республики Дагестан" к основным задачам Агентства относятся в том числе:

организация устойчивого функционирования дорожного комплекса Республики Дагестан, эксплуатация (содержание, ремонт) и развитие (строительство, реконструкция) автомобильных дорог;

обеспечение размещения заказов на выполнение работ по эксплуатации и развитию автомобильных дорог для государственных нужд Республики Дагестан, финансирование этих работ, контроль за их выполнением и приемка.

Согласно п. 5.19 указанного Положения Агентство в пределах своей компетенции осуществляет финансирование работ по эксплуатации (содержанию и ремонту) и развитию (реконструкции и строительству) дорожного комплекса Республики Дагестан;

Согласно п. 5.37. Положения Агентство обеспечивает соответствие состояния автомобильных дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Агентством по дорожному хозяйству Республики Дагестан и ООО НПО «ФИО18» заключен государственный контракт -СОД/Р на выполнение работ (услуг) по содержанию автомобильных дорог местного значения. Согласно техническому заданию, являющемуся приложение 1 к указанному государственному контракту, предусматривался ремонт в том числе автодороги местного значения «Темираул-<адрес>» км 0 – км 4,1 и автодороги местного значения «Муцалаул-Темираул» км 0 - км 10.

В соответствии с договором -СОД от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ООО НПО «ФИО19» (Генподрядчик) и ООО «ФИО24» (Субподрядчик) субподрядчик принимает на себя обязательство по содержанию автомобильных дорог местного значения и искусственных сооружений на них в 2017 г. в границах <адрес> Республики Дагестан и выходящих к близлежащим к нему районам. (Перечень в Приложении ).

В обязанности субподрядчика в соответствии раздела 6 указанного договора входит обеспечение круглогодичного бесперебойного и безопасного движения транспортных средств по закрепленным за ним участкам дорог.

В соответствии раздела 4 указанного договора генподрядчик осуществляет финансирование и оплату работ по договору в соответствии с лимитами бюджетных обязательств на текущий финансовый год, доведенный заказчику главным распорядителем республиканского бюджета - Агентством по дорожному хозяйству РД.

Также установлено, что ООО «ФИО25» в виду недостаточного финансирования не может произвести капитальный ремонт автодорог «Муцалаул - Темираул» и «Темираул - Сулак».

Суд не принимает доводы ответчика о том, что представленные прокурором документы не могут быть признаны достаточным доказательством ненадлежащего содержания спорного участка автодороги. Указанные документы получены прокурором в ходе проведения прокурорской проверки в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". Основанием проведения указанной прокурорской проверки послужили обращения Главы МР «<адрес>» и Главы МО «сельсовет Темираульский».

При этом участие ответчика в составлении акта прокурорской проверки в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" не требуется.

Кроме того, по поручению суда комиссией в составе консультанта ОАД Агентства «Дагестанавтодор» - ФИО9, государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по <адрес> - ФИО10, Главы МО «с/с Темираульский» ФИО6, директора ООО НПО «ФИО20» ФИО11, директора ООО «Дорстрой -3» ФИО12 проведено обследование технического состояния автодорог с выездом на автодорогу местного значения «Темираул-<адрес>» км 0 – км 4,1 и автодорогу местного значения «Муцалаул-Темираул» км 0 - км 10.

По результатам обследования в суд представлен акт от ДД.ММ.ГГГГ обследования технического состояния автодороги «Темираул-<адрес>» км 0 – км 4,1, из которого усматривается, что автодорога в основном проходит в насыпи высотой 0,5м до 1,5м. Ширина существующего земляного полотна составляет от 7 до 10 м. Земляное полотно на основном притяжении находиться в удовлетворительном состоянии, местами имеется заниженные участки с значительной утратой поперечных уклонов.

Покрытия проезжей части из речного галечника фракции 15-20см. Покрытие в целом в не удовлетворительном состоянии, из-за крупной фракции галечникового материала, движение автотранспорта затруднено, автодороге требуется капитальный ремонт, не соответствует ГОСТу.

Также в суд представлен акт от ДД.ММ.ГГГГ обследования технического состояния автодороги местного значения «Муцалаул-Темираул» км 0 - км 10, согласно которому проезжая часть дороги км 0 - км 2 асфальтобетонное покрытие в удовлетворительном и нормативном состоянии, а от 2 км до 5 км дефекты ямочности просадок, имеется неровности и иные повреждения площадью 120 мДД.ММ.ГГГГ м2, а также от км 5 до км 8.7 асфальтобетонное покрытие сильно разрушено с переводом в гравийное покрытие.

Такое состояние асфальтобетонного покрытия связанно с многократными нарушениями межремонтных сроков и этот участок дороги подлежит к ремонту с устройством асфальтобетонного покрытия.

Ответчиком не представлено никаких доказательств надлежащего осуществления своих полномочий по обеспечению соответствия состояния автомобильных дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Агентства по дорожному хозяйству РД, выразившееся в неудовлетворительном содержании автомобильной дороги «Муцалаул - Темираул» и «Темираул - Сулак» и обязать Агентство по дорожному хозяйству РД провести работы по приведению автодорог «Муцалаул - Темираул» и «Темираул - Сулак» в соответствие установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан течение месяца со дня вынесения через суд первой инстанции.

Председательствующий А.Х. Арсланалиев

2-6611/2017 ~ М-6855/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Хасавюртовского района
Ответчики
Дагестанавтодор
Другие
Администрация МО "Сельсовет Темираульский"
Суд
Советский районный суд города Махачкалы Республики Дагестан
Судья
Арсланалиев Аскерали Хизриевич
Дело на странице суда
sovetskiy--dag.sudrf.ru
01.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.11.2017Передача материалов судье
02.11.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.11.2017Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
17.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.11.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.12.2017Судебное заседание
22.12.2017Судебное заседание
22.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.01.2018Дело оформлено
10.09.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее