Дело № 2 – 1045/25 – 2022 г.
46RS0030-01-2021-014464-25
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 января 2022 г. г. Курск
Ленинский районный суд г. Курска в составе председательствующего судьи Гармашова А.А., при секретаре Болдаревой К.А.. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда г. Курска гражданское дело по иску Винцкевич Вероники Николаевны к комитету архитектуры и градостроительства г. Курска о признании права собственности на пристройку к жилому дому в реконструированном состоянии,
установил:
Винцкевич В.Н. обратилась в суд с иском к комитету архитектуры и градостроительства г. Курска о признании права собственности на пристройку к жилому дому в реконструированном состоянии.
Свои требования Винцкевич В.Н. мотивировала тем, что заочным решением Ленинского районного суда г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ по делу № было признано право общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1 412 кв.м. в долях, а именно: Винцкевич В.Н. – 13/24 доли, Кузнецова Н.И. – 3/24 доли, Шумовский К.О. – 6/24 доли, Шумовский В.К. – 2/24 доли. Учитывая указанный судебный акт, в 2007 году она и ее супруг Винцкевич Л.В. на земельном участке принадлежащему ей (13/24 доли) построили жилое дом лит. А1, общей площадью 133,1 кв.м., что подтверждает свидетельство о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выписке № из технического паспорта (план объекта недвижимости) от ДД.ММ.ГГГГ, указанный объект был введен в эксплуатацию в 2008 году. Дому был присвоен кадастровый номер – №. В последующем, жилой дом принадлежащий ей был переустроен и перепланирован в административное здание с целью использования его под офисно-торговое помещение, о чем свидетельствует акт приемочной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденный председателем комитета ЖКХ <адрес>. Собственникам здания было выдано повторное свидетельство о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, взамен свидетельства серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а также кадастровый паспорт от ДД.ММ.ГГГГ. Ввиду перепланировки жилого дома в административное здание, уменьшилась площадь помещения с 133,1 кв.м. до 129,8 кв.м., что было отражено в свидетельстве о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. В период с 2016 года по 2018 год ею была произведена самовольная реконструкция данного объекта, что выразилось в надстройке второго этажа, в связи с чем площадь объекта увеличилась до 365,8 кв.м. В настоящее время ей необходимо оформить свои права на данный объект.
В судебное заседание Винцкевич В.Н. и ее представитель не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В суд представили заявление, в котором поддержали исковые требования и просили рассмотреть дело без их участия.
Представитель комитета архитектуры и градостроительства <адрес> в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Винцкевич Л.В., Шумовский К.О., Шумовский В.К. и Мальцева А.А., привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ст. 222 ГК РФ, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
- если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
- если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
- если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Исходя из абз. 1 п. 3.2. ст. 222 ГК РФ, лицо, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, и которое выполнило требование о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в соответствии с настоящим Кодексом.
Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» предусмотрено, что в силу п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее - правообладатель земельного участка).
Пунктом 26 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ « 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» предусмотрено, что если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с п. 1 ст. 263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).
Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке (п. 2 ст. 263 ГК РФ).
В судебном заседании установлено, что заочным решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № было признано право общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1 412 кв.м. в долях, а именно: Винцкевич Вероника Николаевна – 13/24 доли, Кузнецова Нина Ивановна – 3/24 доли, Шумовский Константин Олегович – 6/24 доли, Шумовский Владимир Константинович – 2/24 доли.
В 2007 году Винцкевич В.Н. и ее супруг Винцкевич Л.В. на земельном участке принадлежащему Винцкевич В.Н. (13/24 доли) построили жилое дом лит. А1, общей площадью 133,1 кв.м., что подтверждает свидетельство о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке № из технического паспорта (план объекта недвижимости) от ДД.ММ.ГГГГ, указанный объект был введен в эксплуатацию в 2008 году. Дому был присвоен кадастровый номер – №.
В последующем, жилой дом принадлежащий истцу был переустроен и перепланирован в административное здание с целью использования его под офисно-торговое помещение, о чем свидетельствует акт приемочной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденный председателем комитета ЖКХ <адрес>. Собственникам здания было выдано повторное свидетельство о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, взамен свидетельства серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а также кадастровый паспорт от ДД.ММ.ГГГГ.
Ввиду перепланировки жилого дома в административное здание, уменьшилась площадь помещения с 133,1 кв.м. до 129,8 кв.м., что было отражено свидетельстве о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
В период с 2016 по 2018 годы истцом была произведена самовольная реконструкция данного объекта, что выразилось в надстройке второго этажа, в связи с чем площадь объекта увеличилась до 365,8 кв.м.
Для осуществления указанных мероприятий истец предварительно получила письменные разрешения на реконструкцию дома в виде надстройки второго этажа у соседей по земельному участку Кузнецовой Н.И, Шумовского К.О., Шумовского В.К., а также своего мужа – Винцкевич Л.В., которые были направлены в адрес главного архитектора Центрального округа г. Курска.
Однако, ответа на вышеуказанные разрешения так и не поступило, ввиду этого разрешения на строительство второго этажа на здании в уполномоченных органах истец не получала, в связи с чем возведение ею второго этажа является самовольной постройкой.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014 года, пристройка к жилому дому либо квартире не является самостоятельным объектом недвижимого имущества. В случае возведения пристройки к уже существующему жилому дому, зарегистрированному на праве собственности за гражданином, следует учитывать, что первоначальный объект права собственности при этом изменяется, а самовольная пристройка не является самостоятельным объектом права собственности.
При возведении жилой пристройки увеличивается общая площадь всего жилого дома, следовательно, изменяется объект права собственности, который отличается от первоначального размерами, планировкой и площадью. Новым объектом собственности является жилой дом либо квартира, включающие самовольно возведенные части.
Таким образом, при изменении первоначального объекта в связи с самовольной пристройкой к нему дополнительных помещений право собственника может быть защищено путем признания этого права в целом на объект собственности в реконструированном виде с указанием изменившейся площади, а не на пристройку к квартире либо дому.
В данном случае, площадь административного здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, с возведенным вторым этажом под лит. А1 ввиду возведения второго этажа на указанным зданием увеличилась с 129,8 кв.м. до 365,8 кв.м.
Следовательно, признание права собственности на административного здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, с возведенным вторым этажом под лит. А1 подлежит на весь объект в целом, а не отдельно на возведенный второй этаж.
Земельный участок, на котором возведен объект принадлежит истцу на праве собственности и соответствует определенному между сособственниками порядку его использования, то есть при строительстве и реконструкции объекта права третьих лиц нарушены не были. Вид разрешенного использования земельного участка приведен в соответствие с его реальным использованием – для эксплуатации жилого дома и блока административных помещений (на основании Постановления Администрации г. Курска № 12 от 10.01.2013 года.
Согласно ст. 4 Градостроительного кодекса РФ отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений регулируются законодательством о градостроительной деятельности.
Понятие «реконструкция» дано в п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, согласно которому это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что положения ст. 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в комитет архитектуры и градостроительства <адрес> с заявлением о выдаче заключения о возможности сохранения административного здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, с возведенным вторым этажом под лит. А1 и выдаче акта приемочной комиссии о вводе в эксплуатацию дома.
Комитет архитектуры и градостроительства <адрес> отказал в выдаче данного документа и разъяснил, что для реализации своего права на оформление объекта в собственность необходимо обратиться в суд.
ДД.ММ.ГГГГ экспертом в области строительно-технической экспертизы зданий был произведен осмотр, исследование спорного объекта недвижимости, по результатам которого подготовлено заключение по следующим вопросам: нарушает ли здание градостроительные нормы и правила, права и охраняемые законом интересы других лиц, создает ли угрозу жизни и здоровью граждан, возможно ли возникновение этой угрозы при дальнейшей эксплуатации либо нет.
В соответствии с данным заключением, объект недвижимости полностью соответствует всем градостроительным нормам и правилам, экологическим и градостроительным регламентам, требованиям пожарной безопасности, здание не представляет угрозы жизни и здоровью граждан.
Учитывая вышеприведенные правовые нормы и установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что сохранение самовольной постройки не нарушает градостроительные и строительные нормы и правила, права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, в связи с чем требования истца подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░ ░░░░░░ ░1, ░, ░1 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № (░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░), ░░░░░ ░░░░░░░░ 365,8 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░