РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 августа 2020 г. <адрес>
Каларский районный суд
<адрес> в составе:
председательствующего судьи Шагеевой О.В.,
при секретаре Аверчук Е.Г.,
с участием истца - заместителя прокурора <адрес> Малютина Т.Р.;
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> к администрации городского поселения "Новочарское" об обязании в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить на стоянке (остановке) автотранспортных средств, расположенной на территории пгт. Новая Чара <адрес> около МБДОУ "Детский сад Березка" 10% мест, но не менее одного места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов путем установки дорожного знака 6.4 "Парковка (парковочное место)" с табличкой 8.17 "Инвалиды,
УСТАНОВИЛ:
истец обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя тем, что в ходе обследования сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по <адрес> автомобильных дорог пгт. Новая Чара установлено, что в нарушение ст. 15 ФЗ-181 на стоянке (остановке) автотранспортных средств, расположенной на территории пгт. Новая Чара <адрес> около МБДОУ "Детский сад Березка", не выделено 10% мест, но не менее одного места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов путем установки дорожного знака 6.4 "Парковка (парковочное место)" с табличкой 8.17 "Инвалиды. Отсутствие на парковочном месте дорожного знака «Парковка» с табличкой «Инвалиды» нарушает права неопределенного круга лиц инвалидов на беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры, что является недопустимым. Истец на основании ст. 45 ГПК РФ, п. 5 ч. 1 ст. 14 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч. 9 ст. 15 ФЗ-181 «О социальной защите инвалидов в РФ» просит суд обязать ответчика в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить на стоянке (остановке) автотранспортных средств, расположенной на территории пгт. Новая Чара <адрес> около МБДОУ "Детский сад Березка" 10% мест, но не менее одного места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов путем установки дорожного знака 6.4 "Парковка (парковочное место)" с табличкой 8.17 "Инвалиды.
В судебном заседании установлено.
Истец – заместитель прокурора <адрес> Малютина Т.Р. поддержала исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика – глава администрации ГП «Новочарское» Сидоряк О.А. явку в судебное заседание не обеспечил, ходатайствует о рассмотрении иска в их отсутствие, в письменной позиции по иску пояснил о согласии с исковыми требованиями и о том, что в настоящее время ими произведен заказ на завод изготовителя дорожного знака 8.17 «Инвалиды» (л.д. 17).
Суд, выслушав пояснения истца, исследовав и проанализировав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2).
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В силу ст. 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты промышленного назначения, в производственном процессе которых возможно участие инвалидов; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; здания и сооружения связи и информации; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.
Перечисленные в ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод.
При этом исполнение установленной в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускается.
В случае, когда действующие объекты инфраструктуры невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществлять по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, с учетом соблюдения обязательных требований.
Это такие требования, как досягаемость мест социального посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений посетителей; безопасность путей движения, мест обслуживания и отдыха посетителей; удобство и комфорт жизнедеятельности и другие.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в т.ч. утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Стоянки транспортных средств являются элементом обустройства автомобильных дорог и предназначены для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, что напрямую следует из положений из п. 5 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу требований ч. 9 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", п. 4.2.1 Свода правил СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденного приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ N 605, на каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов.
На такую стоянку в соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2004 "Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ N 120-ст устанавливается дополнительный дорожный знак.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения на территории городского поселения «Новая Чара» требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в сфере беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований ч. 9 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", п. 4.2.1 Свода правил СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденного приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ N 605, п. ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 52289-2004 "Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ N 120-ст, на стоянке (остановке) автотранспортных средств, расположенной на территории пгт. Новая Чара <адрес> около МБДОУ "Детский сад Березка", не организовано выделение мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов в количестве 10% мест (но не менее одного места), с установлением дополнительных дорожных знаков.
Выявленное нарушение подтверждается актом начальника ОГИБДД ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с приложенным фотоотчетом (л.д. 4-5).
В это связи, суд, исходя из совокупности представленных сторонами доказательств, анализа перечисленных выше норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, приходит к выводу о том, что ответчиком не соблюдены требования действующего законодательства в части создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц с ограниченными физическими возможностями (инвалидов), что является основанием для удовлетворения исковых требования истца.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ "░░░░░░░░░░░" ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░. ░░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░ "░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░" 10% ░░░░, ░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 6.4 "░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░░░)" ░ ░░░░░░░░░ 8.17 "░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░ 75RS0№-44