Дело № 2-2078/2019
24RS0024-01-2019-001879-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июня 2019 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Глущенко Ю.В.,
при секретаре Иващенко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах Черятниковой Л.А. к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Канская межрайонная детская больница» о взыскании недоначисленной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением, в интересах Черятниковой Л.А. к КГБУЗ «Канская межрайонная детская больница» о взыскании недоначисленной заработной платы, мотивируя свои требования тем, что истец принята на работу 13.01.2011 г. на должность уборщика служебных помещений, работнику установлен оклад в размере 2552 руб. и соответствующими надбавками, при этом ответчик нарушает ее трудовые права выплатой заработной платы в меньшем, чем предусмотрено законом размере в период с января по декабрь 2018 года, просит взыскать с ответчика задолженность по заработной плате за указанный период в размере 67443 руб.18 коп.
В судебном заседании помощник Канского межрайонного прокурора Здоровова Г.С. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным по тексту искового заявления, в полном объеме.
В судебном заседании материальный истец Черятникова Л.А. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика - КГБУЗ «Канская межрайонная детская больница» Мохов Д.В. в судебном заседании возражал относительно исковых требований по взысканию заработной платы за период с января по апрель, в связи с пропуском срока обращения в суд, кроме того истцом необоснованно в расчет требований включены начисления стимулирующего характера- в виде доплаты за непрерывный стаж, полагает, что начисления должны быть только с учетом выплат компенсационного характера.
Третье лицо без самостоятельных исковых требований по предмету спора представитель Министерства финансов Красноярского края, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.
Третьи лица представитель Министерства здравоохранения Красноярского края, представитель Территориального фонда обязательного медицинского страхования Красноярского края в судебное заседание не явились, в направленных возражения возражали против удовлетворения требований, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, с учетом имеющихся ходатайств и требований ст. 167 ГПК РФ.
Суд, заслушав стороны, а также исследовав письменные материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям и в следующем объеме.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права.
Согласно статье 129 ТК РФ, раскрывающей содержание основных понятий, используемых при регулировании оплаты труда, заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
Часть первая статьи 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а часть третья той же статьи закрепляет правило, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Министерство труда Российской Федерации в разъяснении от 11 сентября 1995 года N 3 "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)", утвержденном постановлением от 11 сентября 1995 года N 49, указало, что процентные надбавки и коэффициенты начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет.
Таким образом, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка должны начисляться на заработок, определенный в соответствии с установленной системой оплаты труда.
В силу прямого предписания Конституции РФ (ч. 3 ст. 37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.
Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, могла бы по своему размеру не отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание, превращаясь в фикцию, а право граждан на компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях, оказалось бы нарушенным. Нарушались бы и конституционные принципы равенства и справедливости, из которых вытекает обязанность государства установить такое правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает основанную на объективных критериях, включая учет природно-климатических условий осуществления трудовой деятельности, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении.
Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.92 № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3.
Также, Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы южных районах Красноярского края, которым ранее не была установлена такая надбавка (в их состав входят все местности: края, не отнесенные районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в том числе и Канский район). В соответствии с п.1 Постановления №794, определенные им надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30% и выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 N 255. Данные акты в настоящее время не отменены и не изменены, следовательно, применяются при регулировании трудовых правоотношений.
С учетом изменений внесенных в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» на территории РФ установлен МРОТ с 1 января 2018 года 9489 рублей в месяц, с 1 мая 2018 г. 11163 руб. в месяц.
Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 9489 руб. (с января по апрель 2018 года) с последующим: начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 15182,40 руб. с января по март 2018 года; 11163 руб. (с 1 мая 2018 года), с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 17860,80 руб. с мая по август 2018 г.
Статья 392 ТК РФ предусматривает сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, согласно которым работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм.
При пропуске по уважительным причинам сроков, они могут быть восстановлены судом.
Как установлено в судебном заседании, истец принята на работу 13.01.2011 г. на должность уборщика служебных помещений, работнику установлен оклад в размере 2552 руб., компенсационные выплаты - за работу в районах с особыми климатическими условиями 30%, районный коэффициент 30%.
В ходе рассмотрения дела было выявлено нарушение ее трудовых прав, выразившееся в выплате ей заработной платы ниже минимального размера оплаты труда с учетом надбавок и доплат за климатические условия.
Вместе с тем, поскольку в судебном заседании было установлено, что выплата заработной платы производится ежемесячно до 10 числа месяца, за предыдущий период, при этом ответчиком заявлено о пропуске срока обращения за судебной защитой, суд полагает, что истец пропустил сроки на взыскание недоначисленной заработной платы за январь по апрель 2018 г., поскольку обратился в суд с настоящим иском 20.05.2019г., доказательств уважительности пропуска, ходатайств о восстановлении пропущенного срока суду не представила. Тот факт, что истица в марте 2019 года обратилась с заявлением к прокурору с просьбой подать заявление в суд в ее интересах, не может являться уважительным, так как у истицы была возможность обратиться в суд самостоятельно с февраля 2018 года.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым, в удовлетворении требований о взыскании недоначисленной заработной платы за период с января по апрель 2018г. (включительно) отказать в связи с пропуском срока, предусмотренного ст. 392 ТК РФ, при этом взыскать с ответчика в пользу истца недоначисленную заработную плату за период с мая по август 2018г., с учетом исковых требований, исходя из расчета:
Май 2018:
Норма часов 159, отработано 159 час.
11163х 1,6(районный коэффициент и серверная надбавка)=17860,80 (должно быть начислено) – 12434,56 (фактически начислено)= 5426,24 руб. недоначислено.
Июнь 2018:
Норма часов 159, отработано 159 час.
11163х 1,6(районный коэффициент и серверная надбавка)=17860,80 (должно быть начислено) – 12434,56 (фактически начислено)= 5426,24 руб. недоначислено.
Июль 2018:
Норма часов 176, отработано 40 час.
11163: 176=63,42 среднечасовая оплата
63,42х40 (фактически отработано)=2536,80х1,6 =4058,88 (должно быть начислено) – 2826,03 (фактически начислено)= 1232,85 руб. недоначислено.
Август 2018:
Норма часов 184, отработано 112
11163:184=60,67 среднечасовая оплата
60,67х112=6794,87 х1,6 =10871,79(должно быть начислено) – 7568,86 (фактически начислено)= 3302,93 руб. недоначислено.
Всего ответчиком недоначислено: 15388,26 руб.
При расчете прокурор принял во внимание также надбавку за стаж работы в медицинских организациях, начислив его на сумму минимального размера оплаты труда и умножив получившийся результат на районный коэффициент и северную надбавку, что суд полагает неверным, так как надбавка за непрерывный стаж работы в медицине является не компенсационной надбавкой, а стимулирующей, зависящей от работодателя либо определенной законодательно в определенной сфере, а не установленной Трудовым кодексом РФ и не входящей в систему оплаты труда. Следовательно, данная выплата не может быть использована при исчислении минимального размера оплаты труда, определяемого для каждого работника индивидуально.
Разрешая требования истца о взыскании заработной платы за период с сентября по декабрь 2018 года приходит в выводу о том, что данное требование не подлежит удовлетворению, поскольку 07 июня 2018 года были рассмотрены и приняты изменения в Закон края «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений», согласно ст. 4 которого с 01 сентября 2018 года размер заработной платы применяемой в целях расчета региональной выплаты установлен в размере 17 861 руб. С учетом внесенных изменений обеспечено установление с 01 сентября 2018 года уровня заработной платы работников бюджетной сферы края в размере не менее МРОТ с начислением сверх него районного коэффициента и процентной надбавки, действующих на соответствующей территории края.
В указанный период заработная плата превышает МРОТ отработано по норме 11163х1,6=17860,80 руб. должно быть начислено, начислено и выплачено 17861 руб.
Расчет недоначисленной заработной платы подтверждается расчетными листами, табелями учета рабочего времени.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению и с работодателя в лице КГБУЗ «Канская межрайонная детская больница» в пользу Кочневой З.И. подлежит взысканию недоначисленная заработная плата за период с мая по август 2018 г. в размере 15388,26 руб.
В соответствии со ст.ст. 98, 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 615 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Канского межрайонного прокурора в интересах Черятниковой Л.А. к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Канская межрайонная детская больница» о взыскании недоначисленной заработной платы - удовлетворить частично.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Канская межрайонная детская больница» в пользу Черятниковой Л.А. по август 2018 года в размере 15 388 рублей 26 копеек.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Канская межрайонная детская больница» » в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 615 руб.
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Глущенко Ю.В.
Мотивированное решение изготовлено 02 июля 2019 года