именем Российской Федерации
26 февраля 2016 года
Приволжский районный суд <адрес>
В составе:
Судья Калякина Е.В.
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО3,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и. о. прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Администрации муниципального района <адрес>, о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
И. о. прокурора <адрес> ФИО5 обратилась в суд с исковым заявлением в интересах ФИО1 к Администрации муниципального района <адрес> о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой <адрес> проверено соблюдение законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые не имеют закрепленного жилого помещения, установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являясь лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, жильем не обеспечена.
Мать-одиночка ФИО1 – ФИО6 умерла 01.01.2004г..
В соответствии с постановлением главы муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.9 «О включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда» ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
До настоящего времени Администрацией муниципального района Приволжский жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в установленном законом порядке ФИО1 не предоставлено, чем нарушено её право на получение жилья, как ребёнка, оставшегося без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
В судебном заседании помощник прокурора поддержала заявленные требования по вышеуказанным основаниям. Просит суд обязать администрацию муниципального района <адрес> предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не ниже учётной нормы площади жилого помещения, установленной жилищным законодательством.
Истица ФИО1 в судебное заседание не явилась, заявила письменное ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, заявленные требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации муниципального района <адрес> – ФИО7 действующая на основании доверенности, иск не признала и пояснила, что ФИО1 имеет
постоянное место прописки по адресу: <адрес>, однако по месту прописки не проживает.
Также, жилые помещения, свободные от прав третьих лиц, в специализированном жилищном фонде для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствуют.
На основании изложенного, считает, что требование прокурора не подлежит удовлетворению, просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Одинокая мать ФИО1 – ФИО6 умерла 01.01.2004г., что подтверждается свидетельством о смерти I-ЕР № (л.д. 15). <адрес> от 09.02.2004г. №.2. опекуном ФИО1 назначена ФИО8 (л.д. 17).
Постановлением главы муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.9 «О включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда» ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда (л.д. 18).
ФИО1, достигла возраста 18 лет (л.д. 11 – свидетельство о рождении, л.д.12 – справка, л.д. 10 - паспорт), закончила в 2014г. государственное бюджетное общеобразовательное учреждение <адрес> среднюю общеобразовательную школу № <адрес> муниципального района <адрес>, что подтверждается аттестатом о среднем общем образовании № от 25.06.2014г. (л.д. 24), в настоящее время обучается, в ГБОУсреднего профессионального образования «Чапаевский губернский колледж»(л.д. 23), в связи с чем у неё возникло право на предоставление вне очереди, как ребёнку, оставшемуся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, жилого помещения.
Каждый гражданин РФ имеет право на жилище, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В ЖК Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (ч. 1 ст. 57 ЖК РФ).
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце 1 настоящего пунктаи достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ч. 3 ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012г. № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Самарской области», по заявлению в письменной форме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приёмных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом возникновение права на получение жилья в частности
связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.
Кроме того, положения ст. 57 ЖК РФ не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.
ФИО1 достигла 18-ти летнего возраста после дня рождения, а именно 23.02.2015г., следовательно, право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма у неё, возникло после окончания государственного бюджетного общеобразовательного учреждения <адрес> средней общеобразовательной школы № <адрес> муниципального района <адрес>.
При таких обстоятельствах ФИО1, состоящая на учёте нуждающихся в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что до настоящего времени ФИО1 не предоставлено жилое помещение по договору социального найма.
Статьями 5, 6, 8 Закона Самарской области от 05.03.2005г. № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» предусмотрено, что органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.
Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в <адрес> об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.
В соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 1 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Самарской области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями, указанными в части 1 указанной статьи, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Действие настоящего Закона распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Самарской области и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счёт бюджетных средств по основаниям, предусмотренным в целях реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями.
Частью 4 ст. 2 Закона Самарской области от 28.12.2012г. № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Самарской области» предусмотрено, что органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 указанной статьи.
В силу ст. 3 указанного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд считает, что обязанность по предоставлению ФИО1 жилого помещения должна быть возложена на Администрацию муниципального района <адрес>, поскольку полномочия
по предоставлению жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей, возложены на органы местного самоуправления муниципальных районов.
В связи с чем, доводы представителя ответчика, о том, что жилые помещения, свободные от прав третьих лиц, в специализированном жилищном фонде для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствуют, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений и не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия жилых помещений в жилищном фонде или достаточных финансовых средств.
Также, суд не принимает доводы представителя ответчика, о том что ФИО9 имеет постоянную регистрацию по адресу: <адрес>, однако по месту прописки не проживает.
Частью 5 ст. 2 Закона Самарской области от 28.12.2012г. № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Самарской области» предусмотрено, что жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства РФ, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Однако в нарушение нормы ст. 56 ГПК РФ, суду небыли предоставлены сведения о том, жилое помещение, в котором прописана ФИО1, пригодно для проживания, отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства РФ и является жилым помещением специализированного
жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем отвечает требованиям ст. 2 Закона Самарской области от 28.12.2012г. № 135-ГД.
Кроме того, как усматривается из материалов дела ФИО1 жилого помещения на праве собственности не имеет (л.д. 20 – справка из ГУП <адрес> «ЦТИ» Приволжский филиал, л.д. 21 – уведомление об отсутствии в ЕГРП сведений о правах на объекты недвижимого имущества).
Поэтому исковые требования, и. о. прокурора <адрес> в интересах ФИО1, подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление и. о. прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Администрации муниципального района <адрес>, о предоставлении благоустроенного жилого
помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения - удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района <адрес> предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не ниже учётной нормы площади жилого помещения, установленной жилищным законодательством.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение месяца.
Судья: /подпись/ Е.В. Калякина
Копия верна: Е.В. Калякина
Справка:
Решение вступило в законную
силу ДД.ММ.ГГГГ: Е.В. Калякина