Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3911/2013 ~ М-3641/2013 от 15.07.2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 октября 2013 года Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Наточеевой М.А.,

при секретаре Пахомовой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3911/2013г. по иску Прокурора Самарского района г. Самара в защиту интересов неопределенного круга лиц к МП г.о. Самара «Благоустройство», Департаменту благоустройства и экологии администрации г.о. Самара, Администрации г.о.Самара об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Самарского района г.Самара обратился в Ленинский районный суд г.Самара с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к МП г.о. Самара «Благоустройство», Департаменту благоустройства и экологии администрации г.о. Самара, Администрации г.о.Самара об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, указывая, что Прокуратурой Самарского района г. Самара по поручению прокуратуры Самарской области проверено соблюдение законодательства о безопасности дорожного движения, в частности исполнения уполномоченными органами мероприятий по организации дорожного движения, обустройству пешеходных переходов, освещения улиц, соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам. Основные требования по обеспечению дорожного движения при ремонте и содержании дорог установлены ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Правилами дорожного движения Российской Федерации. Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, включены в «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 №221. Согласно акту выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, составленного госинспектором ДИ ОГИБДЦ У МВД России по г. Самаре капитаном полиции Александровым А.В. ДД.ММ.ГГГГ выявлено несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании эксплуатационного состояния улиц, расположенных в Самарском районе г. Самара. В ходе проведенной проверки эксплуатационного состояния проезжей части установлено, что на участке <адрес> имеются множественные дефекты проезжей части дороги (выбоины), не отвечающие установленным требованиям ГОСТ Р 50597 - 93, что подтверждается вышеуказанным актом от 27.06.2013. В нарушение п.п. 3.1.1. 3.1.2 ГОСТ 50597-93 в <адрес> имеются повреждения дорожного покрытия (выбоины), а именно:- по <адрес> имеется выбоина на проезжей части с параметрами: длина 75 см, ширина 24 см, глубина 7 см. МП «Благоустройство» создано постановлением Главы г.о. Самара от 20.02.2006 «О создании муниципального предприятия г.о. Самара «Благоустройство». Согласно п. 2.3 Устава МП г.о. Самара «Благоустройство» одними из видов деятельности предприятия является эксплуатация, капитальный и текущий ремонт дорог, тротуаров, посадочных площадок, пешеходных дорожек, асфальтобетонных покрытий площадей, мостов, путепроводов, подземных пешеходных переходов, сооружений дождевой канализации и других объектов, а также устройство дорожных оснований и покрытий. Распоряжением администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № 93-р «О содержании и ремонте автомобильных дорог местного значения с элементами обустройства (в редакции Распоряжения Главы г.о. Самара № 192-р от 31.10.2011) утвержден перечень автомобильных дорог местного значения с элементами обустройства (за исключением объектов, предназначенных для освещения автомобильных дорог), закрепленных за МП «Благоустройство». МП г.о. Самара «Благоустройство», Департаментом благоустройства и экологии администрации г.о. Самара, администрацией г.о. Самара допущены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, в результате чего нарушаются права граждан на безопасное передвижение по дорогам России. Выявленные нарушения создают реальную угрозу для жизни и здоровья физических лиц, имущества и затрагивают права и законные интересы неопределенного круга лиц (участников дорожного движения и др.). Наличие данных просадок и выбоин на проезжей части, создает предпосылки к возникновению дорожно - транспортных происшествий и существенно снижает уровень безопасности дорожного движения на данном участке улично - дорожной сети.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит обязать МП г.о. Самара «Благоустройство», устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения, а именно провести необходимые ремонтные работы по устранению повреждений дорожного покрытия (выбоины) по <адрес> в соответствии с п.п. 3.1.1 и 3.1.2 ГОСТР 50597-93, а именно заделать выбоину на проезжей части с параметрами: длина 75 см., ширина 24 см., глубина 7 см, чем нарушен п. 3.1.2 ГОСТР 50597-93. Обязать Департамент благоустройства и экологии администрации г.о. Самара выделить денежные средства для выполнения ремонтных дорог по устранению повреждений дорожного покрытия по <адрес>.

В процессе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования и просил обязать МП г.о. Самара «Благоустройство» устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения, а именно устранить выявленные повреждения дорожного покрытия (выбоины, отклонение головки рельса) на трамвайных путях в пределах проезжей части, т.е. привести его в соответствие с требованиями п. 3.1.2, 3.1.13 ГОСТ Р 50597-93 - по <адрес>; Обязать Департамент благоустройства и экологии администрации г.о. Самара устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения, а именно устранить выявленные повреждения дорожного покрытия (выбоины, отклонение головки рельса) на трамвайных путях в пределах проезжей части, т.е. привести его в соответствие с требованиями п. 3.1.2, 3.1.13 ГОСТ Р 50597-93 - по <адрес>; Обязать Администрацию г.о. Самара устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения, а именно устранить выявленные повреждения дорожного покрытия (выбоины, отклонение головки рельса)на трамвайных путях в пределах проезжей части, т.е. привести его в соответствие с требованиями п. 3.1.2, 3.1.13 ГОСТ Р 50597-93 - по <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора Самарского района г.Самара исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель Администрация г.о. Самара по доверенности возражал против удовлетворения требований истца.

Представитель Департамента благоустройства и экологии по доверенности возражала против удовлетворения требований истца по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считая себя ненадлежащим ответчиком.

Представитель МП г.о. Самара "Благоустройство" по доверенности возражала против удовлетворения требований истца, также считая себя ненадлежащим ответчиком.

Представитель МП г.о. Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" по доверенности не возражал против удовлетворения требований истца.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Основные требования по обеспечению дорожного движения при ремонте и содержании дорог установлены ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Правилами дорожного движения Российской Федерации. Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, включены в «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 №221.

В соответствии с п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23.10.1993г. № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил. Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения устанавливает ГОСТ Р 50597-93. Все требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охраны окружающей среды.

Согласно п.3.1.1 ГОСТ Р 50597 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. В соответствии с п. 3.1.2 предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине – 60 см и глубине – 5 см.

Согласно п. 3.1.13 ГОСТ Р 50597-93 не допускается отклонение верха головки рельса трамвайных или железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части относительно покрытия более 2,0 см.

Согласно акту проверки от 27.06.2013г. (л.д. 7), составленному ГИ ДН ОГИБДД Управления МВД по г.Самара, выявлено несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании эксплуатационного состояния улиц, расположенных в Самарском районе г.Самара, а именно: установлено, что на участке <адрес> имеются множественные дефекты проезжей части дороги (выбоины), не отвечающие установленным требованиям ГОСТ Р 50597-93, а также нарушено сопряжение трамвайных путей с проезжей частью, головка рельс выступает по отношению к проезжей части на 5-8 см.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.

Факт того, что дорога с находящимися на ней трамвайными путями по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью, сторонами не оспаривался.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» понятие «дорога» как обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения включает в себя трамвайные пути, при их наличии. Следовательно, трамвайные пути, при их наличии, являются частью дороги вне зависимости от указанных в СНиП 2.05.09-90 «Трамвайные и троллейбусные линии», составных частей трамвайного пути, а также установленных пунктом 5.2.9 Правил технической эксплуатации трамвая, утвержденных распоряжением Минтранса России от 30.11.2001 № АН-103-р, правил определения внешних границ трамвайного полотна. Данные санитарные нормы и правила и распоряжение, являясь документами технического регулирования, не определяют и не могут определять лицо, ответственное за содержание как автомобильной дороги, так и трамвайного полотна как части дороги.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности, то есть согласно статье 1 данного закона деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, в отношении автомобильных дорог местного значения входит в полномочия органов местного самоуправления. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, отнесена к вопросам местного значения городского округа пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», следовательно, данные полномочия являются расходным обязательством местного бюджета. Обеспечение мероприятий в области обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе и на объектах улично-дорожной сети, в силу статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» также входит в полномочия органов местного самоуправления, такие полномочия являются расходным обязательством муниципальных образований.

Из этого следует, что вопросы ремонта автомобильных дорог местного значения регулируются нормативными актами муниципальных образований.

Согласно п.5.5.5. Правил технической эксплуатации трамвая порядок ремонта и технического содержания дорожного покрытия в зоне трамвайных путей определяется решением органов местного самоуправления.

Согласно п.п. 12 и 13 п. 11 «Правил благоустройства территории г.о.Самара», утвержденных Постановлением Главы г.о.Самара № 404 от 10.06.2008г. (в ред. от 13.06.2013 №578), работы по благоустройству и содержанию в порядке, определенном настоящими Правилами, осуществляют: на обособленных трамвайных путях – владелец трамвайных путей; на трамвайных путях, совмещенных с проезжей частью дорог, мостов, путепроводов и др. – специализированные организации, осуществляющие содержание и уборку дорог, на основании муниципального контракта.

Муниципальный контракт № 181/12 от 22.10.2012г., заключенный между Департаментом благоустройства и экологии Администрации г.о.Самара и МП г.о.Самара «Благоустройство», не включает в себя работы по благоустройству и содержанию трамвайных путей и межрельсового покрытия на рассматриваемом участке. Иного муниципального контракта на момент рассмотрения дела суду не представлено.

Таким образом, МП г.о.Самара «Благоустройство» не может нести ответственность за ремонт дорог в местах сопряжения с трамвайными путями, поскольку указанная организация является коммерческой и обязательства у нее возникают в силу заключенных договоров.

Из устава Трамвайно-троллейбусного управления не следует, что его деятельность связана с содержанием дорог в безопасном для движения состоянии. Указание в уставе на то, что предприятие выполняет производственные работы (ремонтно-строительные работы), не позволяет сделать вывод о том, что ремонт трамвайного полотна в месте сопряжения с автомобильной дорогой является уставной деятельностью предприятия.

Доказательств возложения на Трамвайно-троллейбусное управление обязанности по ремонту проезжей части на <адрес> в <адрес> в силу заключенного им контракта в деле не имеется. Не имеется доказательств и того, что повреждение дорожного полотна возникло по вине Трамвайно-троллейбусного управления, (например, в результате произведенных им работ по замене трамвайных рельсов либо иных работ, сопровождавшихся разрушением дорожного полотна). В силу чего ссылка иных ответчиков на договор № 000190Х о порядке использования муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения от 21.12.2004г., заключенного между Комитетом по управлению имуществом <адрес> и МП <адрес> «ТТУ», является несостоятельной.

Таким образом, возложение обязанности по содержанию и ремонту дорожного полотна в месте пересечения дороги с трамвайными путями на МП г.о.Самара «ТТУ» противоречит вышеуказанным федеральным законам и нормативному акту городского округа Самара.

В силу ч.1 ст. 25 Устава г.о.Самара Администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами Самарской области. Администрация городского округа Самара состоит из отраслевых (функциональных) и территориальных органов Администрации городского округа Самара.

Согласно Положению о Департаменте благоустройства и экологии Администрации г.о.Самара Департамент является отраслевым (функциональным) органом Администрации городского округа Самара, через который Администрация г.о.Самара осуществляет свои полномочия в сфере благоустройства и экологии, наружной рекламы. Согласно Уставу г.о.Самара Департамент благоустройства и экологии не является органом местного самоуправления.

В силу изложенного на Департамент благоустройства и экологии также не может быть возложена ответственность за устранение повреждений дорожного покрытия.

В соответствии со ст. 24 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» государством гарантируется гражданам России право на безопасные условия движения по дорогам страны, которое обеспечивается путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения.

Выявленные нарушения создают реальную угрозу для жизни и здоровья физических лиц, имущества и затрагивают права и законные интересы неопределенного круга лиц (участников дорожного движения). Наличие выявленных нарушений на дороге создает предпосылки к возникновению дорожно-транспортных происшествий и существенно снижает уровень безопасности дорожного движения на данном участке улично-дорожной сети.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что обязанность по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения в силу действующих нормативно-правовых актов возложена на Администрацию г.о.Самара.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Самарского района г.о.Самара удовлетворить частично.

Обязать Администрацию г.о.Самара устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения, а именно: устранить повреждения дорожного покрытия в виде выбоин и отклонения головки рельса на трамвайных путях в пределах проезжей части, приведя его в соответствие с требованиями п. 3.1.2, 3.1.13 ГОСТ Р 50597-93 по <адрес> г.о.Самара.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г.о.Самара в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 14 октября 2013 года.

Судья /подпись/ М.А. Наточеева

Копия верна.

Судья.

2-3911/2013 ~ М-3641/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Самарского района
Ответчики
МП г.о. Самара "Трамвайно-троллейбусное управление"
МП г.о. Самара "Благоустройство"
Департамент благоустройства и экологии
Другие
Администрация г.о. Самара
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Наточеева М. А.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
15.07.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.07.2013Передача материалов судье
17.07.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.07.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.07.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.08.2013Предварительное судебное заседание
22.08.2013Судебное заседание
30.08.2013Судебное заседание
13.09.2013Судебное заседание
26.09.2013Судебное заседание
09.10.2013Судебное заседание
14.10.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.05.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее