Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 января 2021 года г. Минусинск
Минусинский городской суд в составе:
Председательствующего Дудусова Д.А.,
При секретаре Герлиц М.А.,
с участием представителя ответчика- Петрова В.Н. (доверенность от 14.01.21г.),
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по исковому заявлению Фролова Алексея Витальевича к Администрации г. Минусинска об обязании заключить договор социального найма жилого помещения и обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Истец Фролов А.В. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации г. Минусинска об обязании заключить договор социального найма жилого помещения и обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма.
В исковом заявлении, в заявлении об уточнении исковых требований и в судебном заседании истец свои требования мотивировал следующим. Истец проживает по адресу: г<адрес>, ранее дом имел адрес: <адрес>. Ранее указанный дом принадлежал ОАО «Митекс».
Истец проживает в данном доме с рождения, с 1992 года, изначально проживал вместе с матерью Фроловой Н.И. в одной из комнат дома, с 2004 года они проживали в комнате № 58 данного дома, в комнате № 95 проживает с 2008 года. Площадь комнаты составляет 13,1 кв.м. общей площади. Полагает, что занимает указанное жилое помещение по договору найма жилого помещения, так как, постоянно, с рождения, проживает в указанном доме, с 2008 года в данном жилом помещении, оплачивает все необходимые платежи.
28.07.11г. ответчик заключил с ним договор коммерческого найма в отношении указанного жилого помещения сроком на два года; в дальнейшем, срок действия договора был продлен, последний договор был заключен 17.03.16г.. Однако, заключение данного договора являлось незаконным.
Так, постановлением Главы г. Минусинска от 29.12.04г. с указанного дома был снят статус общежития и дом был передан в муниципальную собственность г. Минусинска.
Согласно статье 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" № 189-ФЗ от 29.12.04г. к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного Кодекса Российской Федерации о договорах социального найма.
Таким образом, к отношениям по пользованию спорным жилым помещением применимы нормы ЖК РФ о договоре социального найма жилого помещения.
Истец состоит на учете в Администрации г. Минусинска как малоимущий, а также, включен в Федеральную программу по переселению из аварийного жилья по адресу: <адрес>, как пользующийся правом внеочередного предоставления жилья, в связи с тем, что в 2016 году дом был признан аварийным и непригодным для проживания.
Таким образом, заключенный между сторонами договор коммерческого найма противоречит действующему законодательству РФ, поскольку, между ним и ответчиком сложились отношения социального найма жилого помещения.
09.06.20г. он обратился с заявлением в Администрацию г. Минусинска о предоставлении ему взамен признанного непригодным жилого помещения, однокомнатной квартиры в жилом доме по адресу: <адрес>; своим ответом от 07.07.20г. ответчик разъяснил истцу порядок приобретения Администрацией г. Минусинска квартир по программе переселения из аварийного жилья.
03.08.20г. Фролов А.В. обратился с заявлением в Администрацию г. Минусинска о заключении с ним договора социального найма жилого помещения в отношении жилого помещения по адресу: <адрес>; своим ответом от 19.08.20г. ответчик указал истцу, что с ним заключен договор коммерческого найма жилого помещения, который подлежит продлению.
С учетом изложенного, истец просит обязать ответчика заключить с ним договор социального найма жилого помещения в отношении жилого помещения по адресу: <адрес>, а также, обязать Администрацию г. Минусинска предоставить ему взамен признанного аварийным и непригодным для проживания жилого помещения по адресу: <адрес>, вне очереди по договору социального найма жилое помещение, находящееся в черте города Минусинска, благоустроенное применительно к условиям города Минусинска, общей площадью не менее 30 метров квадратных.
Ответчик- Администрация г. Минусинска, действующий в судебном заседании через своего представителя по доверенности Петрова В.Н. исковые требования признал частично, свою позицию мотивировал следующим.
Постановлением Администрации г. Минусинска № АГ-2275-п от 29.12.18г. «Об исключении жилого помещения из состава муниципального жилищного фонда коммерческого использования, о включении в состав муниципального жилищного фонда социального использования», жилое помещение по адресу: <адрес> было исключено из состава муниципального жилищного фонда коммерческого использования и, было включено в состав муниципального жилищного фонда социального использования. Таким образом, ответчик признает исковые требования истца о заключении с ним договора социального найма жилого помещения в отношении вышеуказанного жилого помещения.
Постановлением Администрации г. Минусинска от 13.04.19г. № АГ-537-п «О принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении» Фролов А.В. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в единый список граждан, состоящих на учете в Администрации г. Минусинска в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также, был включен в список граждан, состоящих на учете в Администрации г. Минусинска в качестве нуждающихся в жилых помещениях, пользующихся правом внеочередного предоставления жилых помещений.
Распоряжением Управления социальной защиты Администрации г. Минусинска № 102 от 17.05.19г. Фролов А.В. был признан малоимущим, для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением Администрации г. Минусинска № АГ-2422-п от 30.12.16г. многоквартирный дом по адресу: <адрес>, был признан аварийным и подлежащим сносу. Срок отселения из указанного жилого дома предусмотрен в течение 7 лет, то есть, до 30.12.23г..
Требование истца о предоставлении ему взамен признанного аварийным и непригодным для проживания жилого помещения по адресу: <адрес> вне очереди по договору социального найма жилое помещение, находящееся в черте города Минусинска, благоустроенное применительно к условиям города Минусинска, полагает обоснованным и подлежащим удовлетворению. Вместе с тем, ответчик не согласен с тем, что предоставляемое жилое помещение должно иметь общую площадь не менее 30 метров квадратных, ответчик полагает, что площадь данного жилого помещения должна быть не менее 13, 1 кв.м..
Так, ответчик не оспаривает факт того, что занимаемое истцом жилое помещение создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя при дальнейшем в нем проживании, в связи с чем, ответчик подлежит обеспечению иным жилым помещение вне очереди, до истечения срока отселения из дома, установленного Администрацией г. Минусинска.
С учетом изложенного, ответчик полагает, что требования истца подлежат удовлетворению частично.
Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд установил следующее. Истец Фролов А.В. проживает по адресу: <адрес> ранее дом имел адрес: <адрес>. Ранее указанный дом принадлежал ОАО «Митекс».
Истец проживает в данном доме с рождения, с 1992 года, изначально проживал вместе с матерью Фроловой Н.И. в одной из комнат дома, с 2004 года они проживали в комнате № 58 данного дома, в комнате № 95 проживает с 2008 года. Площадь комнаты составляет 13,1 кв.м. общей площади. Истец занимает указанное жилое помещение на условиях договора найма жилого помещения, так как, постоянно, с рождения, проживает в указанном доме, с 2008 года в данном жилом помещении, оплачивает все необходимые платежи.
Постановлением Главы г. Минусинска от 29.12.04г. с указанного дома был снят статус общежития и, дом был передан в муниципальную собственность г. Минусинска.
28.07.11г. ответчик заключил с ним договор коммерческого найма в отношении указанного жилого помещения сроком на два года; в дальнейшем, срок действия договора был продлен, последний договор был заключен 17.03.16г..
Постановлением Администрации г. Минусинска № АГ-2422-п от 30.12.16г. многоквартирный дом по адресу: <адрес>, был признан аварийным и подлежащим сносу. Срок отселения из указанного жилого дома предусмотрен в течение 7 лет, то есть, до 30.12.23г..
Постановлением Администрации г. Минусинска № АГ-2275-п от 29.12.18г. «Об исключении жилого помещения из состава муниципального жилищного фонда коммерческого использования, о включении в состав муниципального жилищного фонда социального использования», жилое помещение по адресу: г. Минусинск, ул. Ботаническая, дом № 31 «а», помещение № 95 было исключено из состава муниципального жилищного фонда коммерческого использования и, было включено в состав муниципального жилищного фонда социального использования.
Постановлением Администрации г. Минусинска от 13.04.19г. № АГ-537-п «О принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении» Фролов А.В. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в единый список граждан, состоящих на учете в Администрации г. Минусинска в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также, был включен в список граждан, состоящих на учете в Администрации г. Минусинска в качестве нуждающихся в жилых помещениях, пользующихся правом внеочередного предоставления жилых помещений.
Распоряжением Управления социальной защиты Администрации г. Минусинска № 102 от 17.05.19г. Фролов А.В. был признан малоимущим, для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
09.06.20г. Фролов А.В. обратился с заявлением в Администрацию г. Минусинска о предоставлении ему взамен признанного непригодным жилого помещения, однокомнатной квартиры в жилом доме по адресу: <адрес>; своим ответом от 07.07.20г. ответчик разъяснил истцу порядок приобретения Администрацией г. Минусинска квартир по программе переселения из аварийного жилья.
03.08.20г. Фролов А.В. обратился с заявлением в Администрацию г. Минусинска о заключении с ним договора социального найма жилого помещения в отношении жилого помещения по адресу: <адрес> своим ответом от 19.08.20г. ответчик указал истцу, что с ним заключен договор коммерческого найма жилого помещения, который подлежит продлению.
Разрешая заявленные исковые требования, суд учитывает установленные судом фактические обстоятельства, доводы сторон, а также исходит из следующих норм права.
Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
Согласно п. 44 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает принятие соответствующим.. . органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии. В соответствии с п. 49 данного Постановления на основании полученного заключения соответствующий.. . орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и издание распоряжения органа власти о дальнейшем использовании помещения и сроках отселения жильцов.
В соответствии с 1, 2, 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно требований статьи 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии со статьей 86 ЖК РФ: «Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.».
В силу статьи 87 ЖК РФ: «Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.».
В "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018 изложена следующая правовая позиция: « В соответствии со ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 названного кодекса).
Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86 - 88 данного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 г., если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
В "Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014) изложена следующая правовая позиция: «В судах рассматривается большое количество жалоб граждан на решения органов местного самоуправления в части определения сроков расселения многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, а также переноса уже установленных сроков.
При рассмотрении таких дел судами, как правило, учитываются разъяснения, данные Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года. Согласно данным разъяснениям определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).».
Согласно статье 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" № 189-ФЗ от 29.12.04г. к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного Кодекса Российской Федерации о договорах социального найма.
Таким образом, к отношениям по пользованию спорным жилым помещением применимы нормы ЖК РФ о договоре социального найма жилого помещения.
Судом установлено, что истец постоянно проживает в указанном доме, в различных жилых помещениях с 1992 года, в жилом помещении № 95 с 2008 года, то есть, согласно требований статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" № 189-ФЗ от 29.12.04г., использует данное помещение по договору социального найма жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно статье 64 ЖК РФ: «Переход права собственности на занимаемое по договору социального найма жилое помещение, права хозяйственного ведения или права оперативного управления таким жилым помещением не влечет за собой расторжение или изменение условий договора социального найма жилого помещения.».
В соответствии с требованиями статьи 61 ЖК РФ: «Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.».
Таким образом, между сторонами сложились отношения социального найма жилого помещения, которые необходимо, в соответствии с требованиями ЖК РФ, оформить путем заключения письменного договора найма жилого помещения.
С учетом изложенного, исковые требования об обязании ответчика заключить договор социального найма жилого помещения подлежат удовлетворению.
Оценивая доводы сторон относительно требования истца об обязании ответчика предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на территории города Минусинска, взамен признанного аварийным и непригодным для проживания жилого помещения по адресу: <адрес>, суд исходит из следующего.
Согласно вышеперечисленным нормам действующего законодательства РФ и правовой позиции Верховного суда РФ, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ.
Таким образом, срок предоставления жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания зависит от того, создает ли угрозу для жизни и здоровья нанимателя дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении.
Ответчик не оспаривает того обстоятельства, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя при дальнейшем в нем проживании.
Так, согласно прилагаемому к заключению межведомственной комиссии от 29.12.16г., заключению строительно- технической экспертизы жилого здания- многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, выполненного ООО «СудСтройЭкспертиза»( от 15.08.16г.): при фактическом техническом состоянии строительных конструкций жилого дома, дальнейшая его эксплуатация небезопасна для жизни и здоровья граждан(л.д. 89, оборот).
С учетом изложенного, данное требование также полежит удовлетворению.
Вместе с тем, с учетом того, что занимаемое истцом жилое помещение имеет площадь 13,1 кв.м., а также того, что из приведенных выше норм жилищного законодательства следует, что поскольку жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, носит компенсационный характер, предоставляемое жилье должно быть равнозначным (равным) по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. Следовательно, предоставляемое истцу жилое помещение должно иметь общую площадь не менее 13, 1 кв.м..
Таким образом, исковые требования истца подлежат удовлетворению частично.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Фролова Алексея Витальевича к Администрации г. Минусинска об обязании заключить договор социального найма жилого помещения и обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма удовлетворить частично.
Обязать Администрацию г. Минусинска заключить с Фроловым Алексеем Витальевичем договор социального найма жилого помещения в отношении жилого помещения по адресу: г. Минусинск, ул. Ботаническая, дом № 31 «а», помещение № 95.
Обязать Администрацию г. Минусинска предоставить Фролову Алексею Витальевичу взамен признанного аварийным и непригодным для проживания жилого помещения по адресу: г<адрес>, вне очереди по договору социального найма жилое помещение, находящееся в черте города Минусинска, отвечающее установленным требованиям и благоустроенное применительно к условиям города Минусинска, общей площадью не менее 13,1 метров квадратных.
Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения.
Председательствующий: