№ 2-998/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 марта 2019 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Царева В.М.
при секретаре Трубицыной Ю.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления социальной защиты населения администрации г. Минусинска к Филипповой Т.В. о взыскании суммы,
УСТАНОВИЛ:
Управление социальной защиты населения администрации г. Минусинска обратился в суд с иском в интересах недееспособной Филипповой Л.А. к Филипповой Т.В. о взыскании суммы, мотивируя требования тем, что Постановлением Администрации города Минусинска от 11.03.2014 № АГ-421-п «Об освобождении Филипповой О.В. от исполнения обязанностей опекуна Филипповой Л.А., о назначении Ивановой Т.В. опекуном ФЛА» Иванова Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была назначена опекуном матери ФЛА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, регистрация по месту жительства: Россия, <адрес>, признанной недееспособной решением К. городского суда Республики Т. от 07.03.2007, вступившим в законную силу 20 марта 2007 года. На основании свидетельства о расторжении брака от ДД.ММ.ГГГГ Ивановой Т.В. была присвоена фамилия «Филиппова». В адрес Администрации города Минусинска и управления в январе 2019 года поступили обращения от Филипповой О.В., дочери недееспособной ФЛА, о том, что «проявляется ненадлежащая опека в следующем: в течении 2017, 2018 годах не обновлялся гардероб опекаемой, не в полной мере приобретаются продукты питания, пенсия по инвалидности тратится не по назначению и не на нужды опекаемой». В целях исполнения п.1 ст. 25 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее - Закон) Филиппова Т.В. только 01.02.2019 предоставила в управление отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного за 2018 год. Отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного, включая сведения о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в соответствии с пунктом 1 статьи 37 ГК РФ. К отчету опекуна или попечителя прилагаются документы (копии товарных чеков, квитанции об уплате налогов, страховых сумм и другие платежные документы), подтверждающие указанные сведения, за исключением сведений о произведенных за счет средств подопечного расходах на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды (п.2 ст. 25 Закона). Остаток денежных средств по счетам, открытых на имя недееспособной: на 31.12.2017 составил 114821 рублей 71 копейка (107147,72+7673,99); на 31.12.2018 составил 18193 рубля 34 копейки (6472 + 11721,34). Доходы опекаемой за 2018 год составили 323704 рубля 32 копейки (290170,56+31535,76+1998), в том числе: пенсия - 290170,56 рубль, ежемесячная денежная выплата, как инвалиду, - 31535,76 рублей, капитализация по счету - 1998 рублей. Расходы по отчету за 2018 год составили 375,20 тыс. рублей (арифметическая ошибка на 100 рублей, должна быть сумма 375,10), в том числе: лечение 30,3 тыс.рублей (документальное подтверждение только на сумму 1284 рубля); лекарство 10 тыс.рублей (документальное подтверждение только на сумму 969,20 рублей (859,50+109,70); приобретение товаров длительного пользовании (два тономерта на общую сумму 3823,10 (2083,20+1739,90), пылесос - 4999 рублей, утюг - 1999 рублей, блендер – 3299 рублей, матрас, шторы, покрывало) - 66,8 тыс.рублей, из них документально подтверждено только 14120,10 рублей и оформлен кредит на подопечную на сумму 117216,07 рублей (в 2018 году сумма платежа составила 38976,07 рублей), шторы и покрывало - есть в наличии, оценено опекуном на сумму 13,00 тысяч рублей; одежда, обувь - 13,0 тыс. рублей (документального подтверждения нет, но есть в наличии оценено опекуном на сумму 13,00 тысяч рублей); линолиум - 5,0 тыс.рублей (документального подтверждения нет, но есть в наличии оценено опекуном на сумму 5,00 тысяч рублей; сиделка 21,0 тыс.рублей (документального подтверждения нет); питание и прочие - 180000; подарки - 16,0 тыс. рублей (телефон 9999 рублей); услуги родственников - 10,0 тыс.рублей. (документального подтверждения нет); ЖКХ - 20,0 тыс.рублей (по данным регурсоснабжающих организаций 17138,17 рублей); Услуги парикмахера - 3,0 тыс.рублей. (документального подтверждения нет); Итого принято к расходам 296486 руб.54 коп. (1284 + 969,20 + 14120,10 + 38976,07+13000+13000+5000+180000+9999+ 17138,17 + 3000). Итого по отчету опекуна нехватка денежных средств подопечной составила 45132 рубля 69 копеек (114821,71+323704,32-375200-18193,34). Остатки денежных средств на счетах опекаемой, в общей сумме должны составить на 31.12.2018 сумму в размере 142039 рублей 49 копеек (114821,71 + 323704,32 -296486,54), по факту на 31.12.2018 на счетах опекаемой сумма 18193 рубля 34 копейки. Таким образом на счетах опекаемой не хватает суммы в размере 123846 рублей 15 копеек (142039,49-18193,34). Управлением подготовлен проект постановления Администрации города Минусинска об отстранении Филипповой Т.В. от исполнения обязанностей опекуна ФЛА, о назначении Филипповой О.В. опекуном ФЛА Филлипова Т.В. отстранена от исполнения обязанностей опекуна ФЛА Филиппова О.В., назначена опекуном матери ФЛА В настоящее время проект проходит согласование. Просит суд взыскать с Филипповой Т.В. в пользу ФЛА сумму в размере 123846 рублей 15 копеек
В судебном заседании представитель истца - заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании Ответчик с заявленными исковыми требованиями согласилась, пояснив, что в настоящее время у нее нет указанной суммы денег.
Третье лицо в зал суда не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в силу ст. 116-119 ГПК РФ, причины неявки не сообщила, в связи с чем, суд полагает рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с ч.4 ст. 17 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» опекуны или попечители не вправе пользоваться имуществом подопечных в своих интересах.
В силу ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В силу положений ст. 1 Закона Красноярского края от 09.12.2010 № 11-5397 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан» муниципальные районы и городские округа края наделены государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении лиц, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, а также совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья» исполнительные органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями в отношении лиц, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, а также совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья.
В соответствии со ст. 24 ФЗ от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об опеке и попечительстве" надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных либо, если опекуны или попечители назначены по их месту жительства, органами опеки и попечительства по месту жительства опекунов или попечителей.
Орган опеки и попечительства обязан осуществлять в порядке и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Подопечные вправе обжаловать в орган опеки и попечительства действия или бездействие опекунов или попечителей.
Лица, которым стало известно об угрозе жизни или здоровью лица, находящегося под опекой или попечительством, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения подопечного или прокурору. При получении указанных сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов подопечного и в письменной форме уведомить об этом заявителя.
В соответствии со ст. 25 ФЗ от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об опеке и попечительстве" опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного.Отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного, включая сведения о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в соответствии с пунктом 1 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации. К отчету опекуна или попечителя прилагаются документы (копии товарных чеков, квитанции об уплате налогов, страховых сумм и другие платежные документы), подтверждающие указанные сведения, за исключением сведений о произведенных за счет средств подопечного расходах на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды. Опекун, который является родителем недееспособного гражданина, являющегося инвалидом с детства, совместно проживающим с таким гражданином и воспитывавшим его с рождения и до достижения им возраста восемнадцати лет, или усыновителем такого гражданина, совместно проживающим с ним и воспитывавшим его с момента усыновления и до достижения им возраста восемнадцати лет, вправе не включать в отчет сведения о расходовании этим опекуном сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, открытый опекуном. Орган опеки и попечительства при обнаружении ненадлежащего исполнения этим опекуном обязанностей по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного вправе потребовать от этого опекуна предоставления отчета о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного за предыдущие периоды, содержащего сведения о расходовании этим опекуном сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, открытый опекуном.
Постановлением Администрации города Минусинска от 02.02.2011 № 92-п «Об осуществлении государственных полномочий в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения, о внесении изменений в некоторые постановления Администрации города Минусинска и признании утратившими силу некоторых постановлений Администрации города Минусинска» постановлено: 1. Управлению социальной защиты населения администрации города Минусинска - осуществлять в порядке, установленном Законом Красноярского края от 09.12.2010 N 11-5397 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения" (далее - Закон), государственные полномочия в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения, за исключением государственных полномочий, установленных пунктом 4 статьи 1 Закона, которые осуществляет муниципальное бюджетное учреждение "Комплексный центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" (Юдина); - готовить проекты постановлений администрации города Минусинска по вопросам назначения, освобождения и отстранения опекунов, попечителей, дачи разрешений на совершение опекунами (дачу согласий попечителям) сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества (включая жилое помещение) подопечных, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечным прав, раздел их имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечных; - ежемесячно до 19 числа месяца предоставлять для получения целевых денежных средств в финансовое управление администрации города Минусинска информацию о потребности средств субвенций на предстоящий месяц;- ежемесячно до 6-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять в финансовое управление администрации города Минусинска отчет о начисленных и выплаченных целевых денежных средств; - представлять в уполномоченный орган исполнительной власти края в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения отчеты, документы и информацию об осуществлении государственных полномочий по формам, в порядке и в сроки, установленные этим органом.
Судом установлено, что Решением К. городского суда от 07.03.2007 г.(л.д.8) Филиппова Л.А. признана недееспособной.
Согласно п. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Постановлением Администрации города Минусинска от 11.03.2014 № АГ-421-п «Об освобождении Филипповой О.В. от исполнения обязанностей опекуна ФЛА, о назначении Ивановой Т.В. опекуном ФЛА» Иванова Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, назначена опекуном матери ФЛА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, регистрация по месту жительства: <адрес>, признанной недееспособной решением К. городского суда Республики Т. от 07.03.2007, вступившим в законную силу 20 марта 2007 года.
На основании свидетельства о расторжении брака от ДД.ММ.ГГГГ Ивановой Т.В. была присвоена фамилия «Филиппова»(л.д.11).
Согласно обращению Филипповой О.В. в адрес Администрации города Минусинска и управления в января 2019 года поступили обращения от дочери недееспособной ФЛА, о том, что «проявляется ненадлежащая опека в следующем: в течение 2017, 2018 годах не обновлялся гардероб опекаемой, не в полной мере приобретаются продукты питания, пенсия по инвалидности тратится не по назначению и не на нужды опекаемой»(л.д.13-15).
По данному факту была проведена проверка. Из отчета опекуна Филипповой Т.В. и проведенной органами социальной защиты проверки следует, что Остаток денежных средств по счетам, открытых на имя недееспособной: на 31.12.2017 составил 114821 рублей 71 копейка (107147,72+7673,99); на 31.12.2018 составил 18193 рубля 34 копейки (6472 + 11721,34). Доходы опекаемой за 2018 год составили 323704 рубля 32 копейки (290170,56+31535,76+1998), в том числе: пенсия - 290170,56 рубль, ежемесячная денежная выплата, как инвалиду, - 31535,76 рублей, капитализация по счету - 1998 рублей. Расходы по отчету за 2018 год составили 375,20 тыс. рублей (арифметическая ошибка на 100 рублей, должна быть сумма 375,10), в том числе: лечение 30000,3 рублей (документальное подтверждение только на сумму 1284 рубля); лекарство 10000 рублей (документальное подтверждение только на сумму 969,20 рублей (859,50+109,70); приобретение товаров длительного пользовании (два тономерта на общую сумму 3823,10 (2083,20+1739,90), пылесос - 4999 рублей, утюг - 1999 рублей, блендер – 3299 рублей, матрас, шторы, покрывало) – 66000,8 рублей, из них документально подтверждено только 14120,10 рублей и оформлен кредит на подопечную на сумму 117216,07 рублей (в 2018 году сумма платежа составила 38976,07 рублей), шторы и покрывало - есть в наличии, оценено опекуном на сумму 13,00 тысяч рублей; одежда, обувь - 13,0 тыс. рублей (документального подтверждения нет, но есть в наличии оценено опекуном на сумму 13000 рублей); линолиум – 5000 рублей (документального подтверждения нет, но есть в наличии оценено опекуном на сумму 5,00 тысяч рублей; сиделка 21000 рублей (документального подтверждения нет); питание и прочие – 180000 рублей; подарки - 16000 рублей (телефон 9999 рублей); услуги родственников – 10000 рублей. (документального подтверждения нет); ЖКХ – 20000 рублей (по данным ресурсоснабжающих организаций 17138,17 рублей); Услуги парикмахера - 3000 рублей. (документального подтверждения нет); Итого принято к расходам 296486 руб.54 коп. (1284 + 969,20 + 14120,10 + 38976,07+13000+13000+5000+180000+9999+ 17138,17 + 3000). Итого по отчету опекуна нехватка денежных средств подопечной составила 45132 рубля 69 копеек (114821,71+323704,32-375200-18193,34). Остатки денежных средств на счетах опекаемой, в общей сумме должны составить на 31.12.2018 сумму в размере 142039 рублей 49 копеек (114821,71 + 323704,32 -296486,54), по факту на 31.12.2018 на счетах опекаемой сумма 18193 рубля 34 копейки. Таким образом, на счетах опекаемой не хватает суммы в размере 123846 рублей 15 копеек (142039,49-18193,34).
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено и не оспаривалось ответчиком, что ответчиком было получено неосновательное обогащение, в размере 123846,15 руб.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Так как при подаче искового заявления истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика в доход государства подлежит взысканию 3676,92 руб. государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управления социальной защиты населения администрации г. Минусинска к Филипповой Т.В. о взыскании суммы удовлетворить.
Взыскать с Филипповой Т.В. в пользу ФЛА 123846,15 руб.
Взыскать с Филипповой Т.В. в доход местного бюджета 3676,92 руб. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 31 марта 2019 года.
Председательствующий: В.М. Царев