Судья: Дятлов М.В. Дело № 33-2998
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 октября 2018 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Рогожина Н.А.,
судей Герасимовой Л.Н., Букаловой Е.А.
при секретаре Киселёвой А.В.
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по иску Писаревой Н.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кромском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кромском районе Орловской области (межрайонное) на решение Кромского районного суда Орловской области от 10 сентября 2018 г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Рогожина Н.А., объяснения представителя ГУ – УПФ РФ в Кромском районе Орловской области (межрайонное) Карповой О.С., поддержавшей жалобу, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Писарева Н.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кромском районе Орловской области (межрайонное) (далее - ГУ УПФ РФ в Кромском районе Орловской области (межрайонное)) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В обоснование иска указывала, что <дата> она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную деятельность по охране здоровья населения, однако получила отказ в удовлетворении заявления по мотиву отсутствия требуемого специального стажа, который может быть зачтен в льготном исчислении.
Полагала незаконным отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, указывая, что Управлением не включены в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>
На основании изложенного истец просила признать отказ ответчика в назначении ей досрочной страховой пенсии незаконным, обязав ГУ УПФ РФ в Кромском районе Орловской области (межрайонное) включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации, а также назначить пенсию с даты первоначального обращения в Управление, то есть с <дата>
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Приводит довод о том, что включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов нахождения на курсах по повышению квалификации действующим законодательством не предусмотрено, в связи с изложенным считает, что истец не обладает правом на назначение досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа.
На заседание судебной коллегии Писарева Н.А. не явилась, извещена надлежащим образом, ходатайство об отложении дела не заявляла, о причинах неявки не сообщила.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (статья 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в законную силу 1 января 2015 г., право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 названного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с частями 3 и 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности); дающий право на досрочное назначение пенсии.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, (далее - Правила) в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 5 указанных Правил в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной Нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 (далее – Список), по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке.
При этом согласно подпункту «а» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке) период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. № 2-П закреплено право пенсионера на исчисление стажа, имевшего место до нового правового регулирования по ранее действовавшим нормативно-правовым актам.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона от 17 декабря 2011 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066).
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066, вступившего в силу с 1 ноября 1999 г., были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 г.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464.
Учитывая, что в соответствии с пунктом 2 этого Постановления один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 г. может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2011 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно пункту 4 названных Правил в стаж работы, дающей право на при досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды рабе работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании пункта 5 Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Соответственно, указанные Правила не содержат каких-либо ограничений в части включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации.
Статьей 166 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
В соответствии со статьей 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка.
Исходя из указанных правовых норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации и служебных командировках являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель обязан производить отчисления по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Как следует из материалов дела, <дата> Писарева Н.А. обратилась в ГУ УПФ РФ в Кромском районе Орловской области с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности.
Решением пенсионного органа от <дата> Писаревой Н.А. отказано в назначении досрочной пенсии по мотиву отсутствия требуемого специального стажа.
Согласно письму ГУ УПФ РФ в Кромском районе Орловской области от <дата> № в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, Писаревой Н.А. засчитан период ее трудовой деятельности в общей сложности 24 года 06 месяцев 03 дня, при исчислении специального стажа работы ответчиком не были учтены периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, так как включение указанных периодов в стаж на соответствующих видах работ не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №.
Из трудовой книжки Писаревой Н.А. следует, что она начала свою трудовую деятельность с <дата> в должности медицинской сестры Троснянской центральной районной больницы Орловской области, <дата> переведена медицинской сестрой в зубной кабинет того же учреждения, <дата> переведена медицинской сестрой дермато-венерологического кабинета того же учреждения, с <дата> по <дата> находилась в отпуске по уходу за ребенком.
Как усматривается из архивной справки отдела культуры и архивного дела администрации Троснянского района Орловской области от <дата> № П-194 на основании приказа от <дата> № медицинская сестра психотерапевтического кабинета Писарева Н.А. вышла из отпуска по уходу за ребенком с <дата> на 0,9 ставки.
Судом установлено, что с <дата> Писарева Н.А. продолжила трудовую деятельность в должности медицинской сестры психиатрического кабинета МУЗ «Троснянская центральная районная больница» Орловской области. С <дата> в связи с изменением штатного расписания ставка медицинской сестры с врачом - психиатром была разделена на 0,5 ставки медицинской сестры с врачом - психиатром и 0,5 ставки медицинской сестры с врачом - дерматологом. С <дата> Писарева Н.А. переведена на должность медицинской сестры процедурного кабинета бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Троснянская центральная районная больница» Орловской области, где и работает по настоящее время.
Писарева Н.А. находилась на курсах повышения квалификации в периоды: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>
В указанные периоды за ней сохранялось рабочее место и средняя заработная плата, а также производились соответствующие отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации, что подтверждаются соответствующими приказами медицинского учреждения о направлении на курсы повышения квалификации и справкой БУЗ Орловской области «Троснянская ЦРБ» Орловской области от <дата> №, из которой следует, что при направлении на курсы повышения квалификации в указанные периоды Писаревой Н.А. выплачивалась заработная плата и производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд с сохранением льготного стажа.
Установив, что прохождение истцом курсов повышения квалификации было вызвано необходимостью профессиональной переподготовки и оформлено приказами работодателя, за истцом в спорный период сохранялось как место работы и должность, так и средняя заработная плата, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на момент обращения истца в ГУ УПФ РФ в Кромском районе Орловской области (<дата>) Писарева Н.А. уже имела право на досрочное назначение страховой пенсии с учетом включения спорных периодов в специальный стаж в льготном исчислении, в связи с чем удовлетворил заявленные истцом требования.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, считает их верными, основанными на нормах права и установленных юридически значимых обстоятельствах.
Доводы жалобы о том, что действующим законодательством не предусмотрено включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов нахождения на курсах по повышению квалификации судебная коллегия считает голословными, поскольку доказательств, подтверждающих отсутствие уплаты работодателем страховых взносов из заработка истца, в период нахождения на курсах повышения квалификации, ответчиком в нарушение статьи 56 ГПК РФ.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на какие-либо новые обстоятельства, неисследованные судом, по сути направлены на переоценку выводов суда, для которой оснований не имеется. Несогласие заявителя жалобы с произведенной судом оценкой доказательств не является основанием к отмене постановленного судом решения, поскольку не свидетельствует о неправильности изложенных в решении суда выводов.
Разрешая спорные правоотношения, суд правильно установил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение принято с правильным применением и толкованием норм материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения судебного постановления по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Кромского районного суда Орловской области от 10 сентября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кромском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья: Дятлов М.В. Дело № 33-2998
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 октября 2018 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Рогожина Н.А.,
судей Герасимовой Л.Н., Букаловой Е.А.
при секретаре Киселёвой А.В.
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по иску Писаревой Н.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кромском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кромском районе Орловской области (межрайонное) на решение Кромского районного суда Орловской области от 10 сентября 2018 г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Рогожина Н.А., объяснения представителя ГУ – УПФ РФ в Кромском районе Орловской области (межрайонное) Карповой О.С., поддержавшей жалобу, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Писарева Н.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кромском районе Орловской области (межрайонное) (далее - ГУ УПФ РФ в Кромском районе Орловской области (межрайонное)) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В обоснование иска указывала, что <дата> она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную деятельность по охране здоровья населения, однако получила отказ в удовлетворении заявления по мотиву отсутствия требуемого специального стажа, который может быть зачтен в льготном исчислении.
Полагала незаконным отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, указывая, что Управлением не включены в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>
На основании изложенного истец просила признать отказ ответчика в назначении ей досрочной страховой пенсии незаконным, обязав ГУ УПФ РФ в Кромском районе Орловской области (межрайонное) включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации, а также назначить пенсию с даты первоначального обращения в Управление, то есть с <дата>
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Приводит довод о том, что включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов нахождения на курсах по повышению квалификации действующим законодательством не предусмотрено, в связи с изложенным считает, что истец не обладает правом на назначение досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа.
На заседание судебной коллегии Писарева Н.А. не явилась, извещена надлежащим образом, ходатайство об отложении дела не заявляла, о причинах неявки не сообщила.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (статья 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в законную силу 1 января 2015 г., право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 названного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с частями 3 и 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности); дающий право на досрочное назначение пенсии.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, (далее - Правила) в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 5 указанных Правил в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной Нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 (далее – Список), по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке.
При этом согласно подпункту «а» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке) период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. № 2-П закреплено право пенсионера на исчисление стажа, имевшего место до нового правового регулирования по ранее действовавшим нормативно-правовым актам.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона от 17 декабря 2011 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066).
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066, вступившего в силу с 1 ноября 1999 г., были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 г.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464.
Учитывая, что в соответствии с пунктом 2 этого Постановления один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 г. может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2011 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно пункту 4 названных Правил в стаж работы, дающей право на при досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды рабе работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании пункта 5 Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Соответственно, указанные Правила не содержат каких-либо ограничений в части включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации.
Статьей 166 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
В соответствии со статьей 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка.
Исходя из указанных правовых норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации и служебных командировках являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель обязан производить отчисления по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Как следует из материалов дела, <дата> Писарева Н.А. обратилась в ГУ УПФ РФ в Кромском районе Орловской области с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности.
Решением пенсионного органа от <дата> Писаревой Н.А. отказано в назначении досрочной пенсии по мотиву отсутствия требуемого специального стажа.
Согласно письму ГУ УПФ РФ в Кромском районе Орловской области от <дата> № в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, Писаревой Н.А. засчитан период ее трудовой деятельности в общей сложности 24 года 06 месяцев 03 дня, при исчислении специального стажа работы ответчиком не были учтены периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, так как включение указанных периодов в стаж на соответствующих видах работ не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №.
Из трудовой книжки Писаревой Н.А. следует, что она начала свою трудовую деятельность с <дата> в должности медицинской сестры Троснянской центральной районной больницы Орловской области, <дата> переведена медицинской сестрой в зубной кабинет того же учреждения, <дата> переведена медицинской сестрой дермато-венерологического кабинета того же учреждения, с <дата> по <дата> находилась в отпуске по уходу за ребенком.
Как усматривается из архивной справки отдела культуры и архивного дела администрации Троснянского района Орловской области от <дата> № П-194 на основании приказа от <дата> № медицинская сестра психотерапевтического кабинета Писарева Н.А. вышла из отпуска по уходу за ребенком с <дата> на 0,9 ставки.
Судом установлено, что с <дата> Писарева Н.А. продолжила трудовую деятельность в должности медицинской сестры психиатрического кабинета МУЗ «Троснянская центральная районная больница» Орловской области. С <дата> в связи с изменением штатного расписания ставка медицинской сестры с врачом - психиатром была разделена на 0,5 ставки медицинской сестры с врачом - психиатром и 0,5 ставки медицинской сестры с врачом - дерматологом. С <дата> Писарева Н.А. переведена на должность медицинской сестры процедурного кабинета бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Троснянская центральная районная больница» Орловской области, где и работает по настоящее время.
Писарева Н.А. находилась на курсах повышения квалификации в периоды: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>
В указанные периоды за ней сохранялось рабочее место и средняя заработная плата, а также производились соответствующие отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации, что подтверждаются соответствующими приказами медицинского учреждения о направлении на курсы повышения квалификации и справкой БУЗ Орловской области «Троснянская ЦРБ» Орловской области от <дата> №, из которой следует, что при направлении на курсы повышения квалификации в указанные периоды Писаревой Н.А. выплачивалась заработная плата и производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд с сохранением льготного стажа.
Установив, что прохождение истцом курсов повышения квалификации было вызвано необходимостью профессиональной переподготовки и оформлено приказами работодателя, за истцом в спорный период сохранялось как место работы и должность, так и средняя заработная плата, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на момент обращения истца в ГУ УПФ РФ в Кромском районе Орловской области (<дата>) Писарева Н.А. уже имела право на досрочное назначение страховой пенсии с учетом включения спорных периодов в специальный стаж в льготном исчислении, в связи с чем удовлетворил заявленные истцом требования.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, считает их верными, основанными на нормах права и установленных юридически значимых обстоятельствах.
Доводы жалобы о том, что действующим законодательством не предусмотрено включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов нахождения на курсах по повышению квалификации судебная коллегия считает голословными, поскольку доказательств, подтверждающих отсутствие уплаты работодателем страховых взносов из заработка истца, в период нахождения на курсах повышения квалификации, ответчиком в нарушение статьи 56 ГПК РФ.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на какие-либо новые обстоятельства, неисследованные судом, по сути направлены на переоценку выводов суда, для которой оснований не имеется. Несогласие заявителя жалобы с произведенной судом оценкой доказательств не является основанием к отмене постановленного судом решения, поскольку не свидетельствует о неправильности изложенных в решении суда выводов.
Разрешая спорные правоотношения, суд правильно установил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение принято с правильным применением и толкованием норм материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения судебного постановления по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Кромского районного суда Орловской области от 10 сентября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кромском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи