Дело № 2 – 3169/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 27 мая 2015 года
Ленинский районный суд г. Уфы РБ в составе:
председательствующего судьи Идиятовой Н.Р.,
с участием представителя истца Тукаевой З.И.,
представителя ответчика ФИО5
при секретаре Чингизовой Г.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нургалиевой Р.Г. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о сохранении помещения в перепланированном (переустроенном) состоянии, признании права собственности на самовольно возведенный пристрой, признании права собтсвенности на квартиру в реконструированном виде,
УСТАНОВИЛ:
Нургалиева Р.Г. обратилась в суд с иском к Администрации ГО г.Уфа РБ о сохранении помещения в перепланированном (переустроенном) состоянии, признании права собственности на самовольно возведенный пристрой, признании права собтсвенности на квартиру в реконструированном виде, мотивируя свои требования тем, что ей принадлежит на праве собственности квартира, общей площадью 26,4 кв. м., жилой площадью 17,4 кв. м., состоящая из комнаты и кухни, расположенная на первом этаже одноэтажного восьмиквартирного жилого дома, по адресу: <адрес> Б, <адрес>. Квартира принадлежит ей на основании договора купли-продажи № б/н от ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан. В 2014 году она возвела следующие строения: пристрой (литер А 6), где разместились жилая комната, площадью 10,5 кв. м. и кухня, площадью 9.9 кв. м., а также перепланировала имеющуюся площадь, разместив вместо комнаты и кухни (ранее площадь 26,4 кв. м.)- санузел (площадь 3,1 кв. м.), коридор (площадь 5,1 кв. м.) и комнату (площадь 17,1 кв.м.). Таким образом, в результате перепланировки и возведения пристроя, общая площадь квартиры изменилась с 26,4 на 45,7 кв. м., жилая площадь квартиры изменилась с 17, 4 кв. м. на 27,6 кв.м. Пристрой является самовольной постройкой, на него правоустанавливающих документов не имеется. Она обратилась в Администрацию ГО г. Уфа РБ, по вопросу узаконения перепланировки (переустройства) квартиры, однако, поскольку помимо перепланировки (переустройства) квартиры, ею был возведен пристрой, это не входит в компетенцию Межведомственной комиссии по вопросам внешнего оформления городских территорий Администрации ГО г.Уфа РБ, ей было рекомендовано решить вопрос в судебном порядке. В связи с указанным ответом МВК, ею также получен ответ Администрации ГО г.Уфа РБ за № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что выдача разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства по <адрес> Б не представляется возможным, оформление прав производится в судебном порядке. Ею собраны следующие документы, необходимые для узаконения пристроя и сохранения помещения в перепланированном состоянии (все согласования положительные). ДД.ММ.ГГГГ за №ГЗ-1006/Ю Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Уфа РБ выдало ей градостроительное заключение для признания права собственности на самовольно возведенные постройки, согласно которого, признание права собственности на самовольно возведенные постройки производить в установленном действующим законодательством порядке, при условии согласования с сособственниками домовладения по <адрес>Б. Согласие всех соседей на узаконение перепланировки (переустройства) квартиры и узаконение самовольно возведенного пристроя (литер А6), признание права собственности на пристрой, ею получено (от ДД.ММ.ГГГГ, заверено МУП ЕРКЦ ГО г. Уфа РБ отделение «Затонское»). ДД.ММ.ГГГГ № Н-644 ею получено письмо Управления муниципальной собственности Администрации ГО г.Уфа РБ, согласно которого Управление не возражает в проведении процедуры узаконения пристроя к <адрес> жилого <адрес> Б по <адрес> ГО г.Уфа РБ. Ответ № от ДД.ММ.ГГГГ Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ, согласно которого не требуется проведение государственной экспертизы проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов всех типов, а также проектов переустройства и (или) перепланировки жилых помещений и выдача санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии либо несоответствии их санитарным правилам и нормативам. Получено заключение МУП ЕРКЦ городского округа город Уфа Республики Башкортостан за № от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которого, предложения и условия сохранения пристроя литер А6 к помещению (<адрес>) жилого <адрес> допустимы и возможны. Многоквартирный жилой дом, в котором расположена ее квартира, с кадастровым номером №, находится на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью 734 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальную жилую застройку. Никаких арестов и запрещений, а также ограничений на данном земельном участке нет, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № и кадастровой выпиской о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ №, выданными филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан. Данный земельный участок внесен в государственный кадастр недвижимости (поставлен на кадастровый учет) ДД.ММ.ГГГГ. На данном земельном участке находится только их дом. В ответ на письмо всех собственников квартир многоквартирного жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию ГО г.Уфа Уфа Республики Башкортостан об оформление их земельного участка под многоквартирным жилым домом в собственность никакого ответа в месячный срок не получили. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. Сохранение данных самовольных построек не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, что подтверждается техническим заключением специалиста на предмет определения технического состояния. В соответствии с техническим заключением специалиста, независимого экспертного центра ООО Инжиниринговая компания Проект Центр на основании результатов выполненного обследования основных несущих и ограждающих конструкций можно сделать вывод о том, что состояние несущих и ограждающих конструкций <адрес> (литеры А, А6), расположенной по адресу: <адрес> Б, оценивается как — работоспособное в соответствии с правилами обследования несущих и ограждающих строительных конструкций зданий и сооружений. Эксплуатация <адрес> (литера А, А6) возможна в полном объеме, пребывание в помещениях не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Согласно результатам визуально-инструментального обследования установлено, что строительные работы по перепланировке не повлекли за собой снижение несущей способности и эксплуатационной надежности строительных конструкций обследуемого помещения и здания жилого дома в целом, т.е. безопасность обеспечена. В жилом доме имеются системы отопления и водоснабжения, электрификация в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм, действующих на территории Российской Федерации. Считает, что она приобрела право собственности на данные строения, так как, во-первых: земля находится в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного жилого дома, а согласие остальных собственников на узаконение пристроя ею получено, во-вторых: эксплуатация указанных строений не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан. Пользуясь данными строениями как помещениями первой необходимости она и ее семья ничьих прав, законных интересов не нарушает. В случае возведения пристройки к уже существующему жилому дому, зарегистрированному на праве собственности за гражданином, следует учитывать, что первоначальный объект права собственности при этом изменяется, а самовольная пристройка не является самостоятельным объектом нрава собственности. То есть, при изменении первоначального объекта в связи с самовольной пристройкой к нему дополнительных помещений право собственника может быть защищено путем признания этого права в целом на объект собственности в реконструированном виде с указанием изменившейся площади. Просит сохранить жилое помещение, <адрес>, расположенную по адресу: <адрес> Б, в перепланированном (переустроенном) состоянии, признать за Нургалиевой Р.Г., право собственности на самовольно возведенный пристрой — литер А6, общей площадью 20,4 кв. м., признать за Нургалиевой Р.Г., право собственности в целом на <адрес>, общей площадью 45,7 кв.м., жилой площадью 27,6 кв. м., в реконструированном виде, расположенной по адресу: <адрес> Б в многоквартирном жилом доме на земельном участке площадью 734,0 кв.м. с кадастровым паспортом 02:55:050107:6.
В судебном заседании представитель истца Нургалиевой Р.Г. – Тукаева З.И. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации ГО г.Уфа РБ ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признал, просил отклонить.
Нургалиева Р.Г., извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, представила заявление с просьбой о рассмотрении дела в её отсутствие.
Суд, с учетом требований ст. 167 ГПК РФ, полагает о рассмотрении указанного дела в отсутствие неявившегося лица.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Основаниями проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в силу ст. 26 ЖК РФ являются согласование с органом местного самоуправления и принятое им решение об этом.
Согласно ст. 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Согласно ст. 1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В соответствии с положениями ч. 7 ст. 51 ГрК РФ в целях реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные орган местного самоуправления с приложением, в том числе, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с п. 14 ст. 1 ГсК РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Согласно ст. 51 указанного Кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
Документы, указанные в пункте 1 части 7 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Согласно ч. 2 ст. 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 2 ст. 44 указанного Кодекса к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта.
Судом установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> Б, <адрес> принадлежит на праве собственности истцу Нургалиевой Р.Г. на основании договора купли-продажи №б/н от ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ.
Нургалиева Р.Г. произвела перепланировку указанного объекта недвижимости, в результате чего его площадь увеличилась с 26, 4 кв.м до 45,7 кв.м, что подтверждается поэтажным планом жилого помещения до перепланировки и техническим паспортом жилого помещения по адресу: <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно технического заключения по результатам обследования основных несущих конструкций <адрес> (литеры А, А6), расположенной по адресу: <адрес>, установлено, что исследуемое жилое помещение оценивается как работоспособное в соответствии с правилами обследования несущих и ограждающих строительных конструкций зданий и сооружений. По мнению экспертов, эксплуатация указанной квартиры не создает угрозы жизни и здоровью граждан.
МБУ «Управление пожарной охраны ГО г. Уфа РБ» в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ № сообщает, что считает возможным перепланировку <адрес> жилом доме по <адрес>.
Градостроительным заключением главного управления архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ № ГЗ-1006/Ю определено противоречии сохранения самовольно возведенного объекта требованиям градостроительного регламента г. Уфы. Указано о необходимости согласования произведенной реконструкции с сособственниками домовладения по <адрес>.
В ответ на обращение Нургалиевой Р.Г. заместителем председателя – ответственным секретарем Межведомственной комиссии по вопросам внешнего оформления городских территорий сообщается, что рассмотрение вопросов выдачи разрешительной документации на самовольные постройки не входит в компетенцию Межведомственной комиссии по вопросам внешнего оформления городских территорий Администрации ГО г. Уфа РБ.
В соответствии с ответом заместителя начальника Управления муниципальной собственности Администрации ГО г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ указанная организация не возражает против проведения процедуры узаконения пристроя к <адрес> жилого <адрес>.
В заключении по сохранению в переустроенном состоянии помещения с возведением пристроя литер А6 в жилом <адрес> МУП Единый расчетно-кассовый центр ГО г. Уфа РБ указано о допустимости и возможности предложения и условий сохранения пристроя Литер А6 к помещению <адрес>.
В ответ на обращение Нургалиевой Р.Г. в Администрацию ГО г. Уфа РБ ею получено сообщение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства по <адрес>.
Согласно кадастрового паспорта земельного участка по адресу: <адрес> б разрешенное использование указанного земельного участка «под индивидуальную жилую затройку».
В ответ на заявление собственников квартир жилого <адрес> о предоставлении им в совместную собственность земельного участка, на котором расположен указанный многоквартирный дом, заместитель начальника Управления по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа РБ ДД.ММ.ГГГГ направил письмо об отсутствии необходимости принятия органами местного самоуправления решения о предоставлении указанного земельного участка собственникам квартир многоквартирного жилого дома.
Из согласования с соседями от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что соседи Нургалиевой Р.Г., собственника <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, дают свое согласие на узаконение перепланировки (переустройства) в её квартире и самовольного возведения пристроек (литер А 6) к её квартире, признание права собственности на указанный литер за истцом к указанному жилому дому, находящиеся на земельном участке по адресу: <адрес>, так как считают, что данные строения созданы без существенных нарушений градостроительных, пожарных, санитарных и строительных норм и правил, сохранение этих строений не нарушает их права и охраняемые законом интересы, не создают угрозу жизни и здоровью граждан.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Нургалиевой Р.Г. проведена реконструкция квартиры, а не её перепланировка (переустройство), о чем не возражали лица, участвующие в деле.
Как следует из анализа поэтажного плана жилого помещения до перепланировки и технического паспорта, отражающего фактическое состояние объекта, произведенная реконструкция затрагивает права собственников помещений в данном жилом доме, поскольку пристрой литер А6 возведен на земельном участке, относящемся к общему имуществу многоквартирного дома, следовательно, такая реконструкция требует согласия всех собственников.
В суде стороны не опровергали тот факт, что три квартиры из восьми в указанном жилом доме являются не приватизированными, а документы на земельный участок под домом не оформлены, что подтверждается также заявлением собственников квартир жилого <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, представленного суду.
Между тем, из приведенных выше норм права следует, что реконструкция многоквартирного жилого дома проводится на основании согласия всех собственников помещений указанного многоквартирного жилого дома, которого истцом суду не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отсутствие согласия собственника неприватизированных квартир на произведенную реконструкцию влечет невозможность удовлетворения исковых требований, а потому требования Нургалиевой Р.Г. о признании за нею права собственности на квартиру в реконструированном виде подлежат отклонению.
Исковые требования Нургалиевой Р.Г. о сохранении жилого помещения в перепланированном (переустроенном) состоянии подлежат отклонению, поскольку судом установлено, что в указанной квартире произведена реконструкция.
Требования истца о признании за нею права собтсвенности на пристрой к квартире также подлежат отклонению в связи с необоснованностью.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении иска Нургалиевой Р.Г. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о сохранении помещения в перепланированном (переустроенном) состоянии, признании права собственности на самовольно возведенный пристрой, признании права собтсвенности на квартиру в реконструированном виде – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Уфы РБ.
Судья: Н.Р. Идиятова Решение не вступило в законную силу.