Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | |
26 ноября 2014 г. |
г. Гаджиево |
Гаджиевский гарнизонный военный суд под председательством судьи Попова А.Ю., при секретаре судебного заседания Субботиной И.М., с участием заявителя Малинина Ю.А. и представителя ответчика – командира войсковой части (...) – Васильева В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части (...) капитан-лейтенанта Малинина Юрия Вячеславовича об оспаривании действий командира войсковой части (...), связанных с отказом в подготовке проекта приказа о принятии дел и должности, а также бездействия командующего Северным флотом и руководителя федерального казённого учреждения «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации», связанных с не изданием приказа о принятии дел и должности и невыплатой ежемесячной надбавки за особые условия военной службы,
УСТАНОВИЛ:
Малинин, назначенный на воинскую должность «помощник командира войсковой части (...)», зачисленный в списки личного состава названной воинской части с 15 августа 2014 года и вступивший в исполнение обязанностей по указанной должности с 14 октября этого же года, обратился в суд с заявлением, в котором, с учётом внесённых им в судебном заседании уточнений, просил:
- признать действия командира войсковой части (...), связанные с отказом в подготовке проекта приказа командующего Северным флотом о принятии им дел и должности «помощник командира войсковой части (...)» с 15 августа 2014 года, незаконными и обязать должностное лицо подготовить данный проект;
- признать бездействие командующего Северным флотом, связанное с не изданием приказа о принятии им дел и должности «помощник командира войсковой части (...)» с 15 августа 2014 года, незаконным и обязать должностное лицо издать такой приказ;
- признать бездействие руководителя федерального казённого учреждения «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее – ФКУ «ЕРЦ»), связанное с невыплатой ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в размере 5% оклада по воинской должности, незаконным и обязать должностное лицо произвести перерасчёт и выплату денежного довольствия с 15 августа 2014 года с учётом данной надбавки.
В обоснование приведённых требований Малинин в судебном заседании пояснил, что ввиду отсутствия соответствующей формы допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, в должность «помощник командира войсковой части (...)» он с 15 августа 2014 года не вступил, между тем по 14 октября этого же года фактически исполнял обязанности по данной должности, связанной в том числе с руководством командой снабжения корабля, в связи с чем с 15 августа 2014 года должен был принять дела и должность, а также получать надбавку за особые условия военной службы.
Представитель ответчика с позицией заявителя относительно его права на оспариваемую выплату согласился, в связи с чем требования в данной части признал, в остальной части он требования не признал, пояснив, что согласно номенклатуре должность «помощник командира войсковой части (...)» предусматривает наличие допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, по первой форме, поэтому оснований для принятия решения о вступлении Малинина в названную должность с 15 августа 2014 года у командования не было.
Командующий Северным флотом и руководитель ФКУ «ЕРЦ», извещённые надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыли и о причинах своей неявки не сообщили, при этом представители ответчиков, также не прибывшие в суд, в своих возражениях на заявление требования Малинина не признали и просили в их удовлетворении отказать, обосновав правомерность бездействия должностных лиц тем, что: Казакова А.В. – отсутствие у заявителя допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, соответствующей формы исключало возможность издания приказа о принятии им дел и должности с 15 августа 2014 года; Бирюкова О.В. – отсутствие в базе данных сведений об установлении заявителю ежемесячной надбавки за особые условия военной службы исключает возможность её выплаты.
Заслушав объяснения заявителя, представителя ответчика и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как усматривается из выписки из приказа Министра обороны Российской Федерации от (...) года №(...), предписания, выписки из приказа командующего Северным флотом от (...) этого же года №(...) и рапортов заявителя, Малинин, назначенный на должность «помощник командира войсковой части (...)», был зачислен в списки личного состава войсковой части (...) с 15 августа 2014 года и в тот же день изъявил желание вступить в должность, но командир названной воинской части данное желание не поддержал и отказал ему в подготовке проекта приказа командующего Северным флотом о принятии дел и должности с указанной даты, перенеся рассмотрение данного вопроса на момент оформления необходимого допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.
В соответствии с п.4 и 5 Инструкции о порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 октября 2010 года №1313, оформление лицам допуска к государственной тайне осуществляется по месту их военной службы, при этом, если по характеру выполняемых должностных (специальных) обязанностей предусматривается доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, лица могут быть назначены на эти должности только после оформления им допуска к государственной тайне по соответствующей форме.
Из сообщения начальника службы ЗГТ – помощника начальника штаба войсковой части (...) по защите государственной тайны следует, что согласно номенклатуре должностей кораблей, входящих в состав войсковой части (...), должность «помощник командира войсковой части (...)» предусматривает оформление допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, по первой форме.
Согласно отметкам в удостоверении личности офицера, проекту приказа командующего Северным флотом и выписке из приказа командующего Северным флотом от (...) года №(...) после открытия допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, по первой форме Малинин с 14 октября 2014 года принял дела и должность.
Таким образом, следует прийти к выводу о том, что командир войсковой части (...), отказав заявителю в подготовке проекта приказа командующего Северным флотом о принятии им дел и должности «помощник командира войсковой части (...)» с 15 августа 2014 года, поступил законно, а что касается бездействия командующего Северным флотом по не изданию соответствующего приказа, то суд находит его обоснованным, поскольку у должностного лица отсутствовали основания для принятия решения о вступлении Малинина в воинскую должность с указанной даты.
Разрешая требование заявителя относительно невыплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы, суд учёл следующее.
Выплата оспариваемой Малининым надбавки осуществляется на основании п.18 ст.2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», при этом правила её выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.2 Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года №1073, надбавка выплачивается военнослужащим в составе их денежного довольствия в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, для обеспечения военнослужащих денежным довольствием.
Исходя из изложенного, определение порядка производства указанной выплаты Правительство Российской Федерации делегировало Министру обороны Российской Федерации, который приказом от 30 декабря 2011 года №2700 утвердил Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно подп.«е» п.53 данного Порядка военнослужащим, проходящим военную службу в особых условиях военной службы и на иных воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями, выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия военной службы в размере до 20% оклада по воинской должности, при этом её конкретный размер установлен приложением №9 к Порядку и составляет 5% для указанной категории военнослужащих.
По смыслу ст.33 Устава внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации руководство подразделениями основано на принципе единоначалия, которое заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчинённым и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности подразделения и каждого военнослужащего.
Из анализа приведённых выше норм следует, что рассматриваемый вид надбавки выплачивается лишь за непосредственное и фактическое руководство подразделением как функционально обособленной структурной единицы воинской части, то есть за исполнение обязанностей в таких условиях, когда руководитель наделён всей полнотой распорядительной власти и несёт ответственность за все стороны жизнедеятельности подчинённых.
Как усматривается из книги корабельных расписаний войсковой части (...), в прямом подчинении помощника командира корабля находится команда снабжения, состоящая из старшины и двух коков-вестовых.
Заявитель и представитель ответчика в судебном заседании пояснили, что команду снабжения возглавляет старшина, в непосредственном подчинении которого находятся коки-вестовые.
Основываясь на вышеизложенном, суд находит, что прохождение Малининым военной службы в должности «помощник командира войсковой части (...)» не может безусловно свидетельствовать об осуществлении им непосредственного руководства командой снабжения корабля, что придавало бы условиям его военной службы особый характер, обусловленный всей полнотой ответственности, возлагаемой Общевоинскими уставами Вооружённых Сил Российской Федерации на командиров как на единоначальников, в связи с чем считает, что указанные обстоятельства в соответствии с приведёнными нормативными актами не дают заявителю право на получение оспариваемой надбавки.
Таким образом, суд, вопреки доводам Малинина, приходит к выводу о том, что руководитель ФКУ «ЕРЦ», не выплачивая ему ежемесячную надбавку за особые условия военной службы в размере 5% оклада по воинской должности, бездействует правомерно.
Учитывая, что должностными лицами нарушения прав заявителя не допущены, суд в соответствии со ст.258 ГПК РФ не находит оснований для возложения на командира войсковой части (...), командующего Северным флотом и руководителя ФКУ «ЕРЦ» каких-либо обязанностей.
Поскольку требования заявителя удовлетворению не подлежат, то судебные расходы, понесённые им в связи с уплатой государственной пошлины, в размере 200 рублей не компенсируются.
На основании изложенного и руководствуясь ст.98, 194-199, 258 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части (...) капитан-лейтенанта Малинина Юрия Вячеславовича об оспаривании действий командира войсковой части (...), связанных с отказом в подготовке проекта приказа о принятии дел и должности, а также бездействия командующего Северным флотом и руководителя федерального казённого учреждения «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации», связанных с не изданием приказа о принятии дел и должности и невыплатой ежемесячной надбавки за особые условия военной службы, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Гаджиевский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда.
Председательствующий по делу |
А.Ю. Попов |