дело № 2а-2452/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 декабря 2021 года г. Ульяновск
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе судьи Шлейкина М.И., при секретаре Котельниковой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Ульяновской области к Алексееву В.Н. о взыскании транспортного налога за 2018 г. и пени по транспортному налогу за 2015-2018 гг.,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 2 по Ульяновской области (далее по тексту – МИФНС России № 2 по Ульяновской области) обратилась в суд с административным иском к Алексееву В.Н. о взыскании транспортного налога за 2018 г. и пени по транспортному налогу за 2015-2018 гг.,
Требования мотивированы тем, что ответчик Алексеев В.Н. являлся плательщиком транспортного налога за период с 2014 года по 2018 год.
Судебным приказом и.о. мирового судьи судебного участка № 3 Железнодорожного судебного района г. Ульяновска от 20.04.2018 года с Алексеева В.Н. взыскана задолженность по транспортному налогу за 2014 -2016 гг. в размере 13136 руб.
Указанная задолженность оплачена ответчиком 12.10.2018 года.
Также судебным приказом и.о. мирового судьи судебного участка № 4 Железнодорожного судебного района г. Ульяновска от 15.06.2020 года с Алексеева В.Н. взыскана задолженность по транспортному налогу за 2017 г. в размере 4654,95 руб.
Кроме того, ответчику было направлено уведомление и выставлено требование об уплате транспортного налога за 2018 год в размере 3560 руб., однако в установленный срок налог уплачен не был.
Поскольку административный ответчик своевременно не уплатил недоимку по транспортному налогу за 2015-2018 гг., то ему были начислены пени в размере 1284,16 руб.
Требования об уплате пени ответчиком не исполнены.
В связи с этим, просят суд взыскать с ответчика задолженность транспортного налога за 2018 г. в размере 3560 руб. и пени по транспортному налогу за 2015-2018 гг. в размере1284,16 руб.
Административный истец и административный ответчик, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав письменные материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
статьей 356 НК РФ предусмотрено, что транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3 статьи 363 НК РФ).
В силу положений ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 2). В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде (пункт 3).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке, предусмотренном статьями 69, 70 Налогового кодекса РФ.
Налоговое законодательство связывает возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика.
Налоговые органы, определяя налоговую базу для исчисления сумм транспортного налога, руководствуются данными о транспортных средствах, зарегистрированных в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Начисление и уплата транспортного налога в случае продажи транспортного средства прекращаются с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено.
Таким образом, до момента снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах ГИБДД, плательщиком транспортного налога является лицо, за которым зарегистрировано транспортное средство. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 362 НК РФ).
Материалами деда установлено, что за административным ответчиком в 2018 году было зарегистрировано транспортное средство марки №, государственный регистрационный знак №
В связи с этим, административный ответчик является плательщиком транспортного налога.
МИФНС России № 2 по Ульяновской области в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление № от 27.06.2019 об уплате транспортного налога за 2018 год в размере 3560 руб. за вышеуказанные автомобиль в срок до 02.12.2020 года.
Данное уведомление было направлено ответчику заказным письмом по адресу регистрации.
В установленный срок транспортный налог административным ответчиком уплачен не был.
В п. 1 ст. 72 НК РФ указано, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу п. 4 ст. 75 НК РФ пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ).
В связи с неуплатой в установленный срок транспортного налога административному ответчику были начислены пени за период с 03.12.2019 года по 04.02.2020 года в размере 47,85 руб.
МИФНС России № 2 по Ульяновской области в адрес административного ответчика направлено требование № об уплате транспортного налога за 2018 год в размере 3560 руб. и пени в размере 47,85 руб. в срок до 18.03.2020 года.
Данное требование было направлено ответчику заказным письмом по адресу регистрации.
Названное требование ответчиком исполнено не было.
Несмотря на то, что МИФНС России № 2 по Ульяновской области соблюдена процедура взыскания задолженности по транспортному налогу за 2018 год, ответчик до настоящего времени свою обязанность по уплате данного налога за указанный период не исполнил.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статьей 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Исходя из смысла положений ст. 48 НК РФ при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверки при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.
07.07.2020 года, т.е. в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, МИФНС России № 2 по Ульяновской области обратилась к мировому судье о взыскании транспортного налога за 2018 год в размере 3560 руб. и пени в размере 47,85 руб.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 4 Железнодорожного судебного района г. Ульяновска от 08.07.2021 года с Алексеева В.Н. была взыскана задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 3560 руб. и пени в размере 47,85 руб.
Определением мирового судьи судебного участка № 4 Железнодорожного судебного района г. Ульяновска от 30.08.2021 года был отменен вышеуказанный судебный приказ.
26.10.2021 года, т.е. в течение установленного п. 3 ст. 48 НК РФ шестимесячного срока со дня отмены судебного приказа, налоговый орган обратился в суд о взыскании указанного налога и пени в порядке искового производства.
Учитывая, что ответчик является плательщиком транспортного налога за 2018 год и данный налог им в установленные законом сроки не был уплачен, а также принимая во внимание, что срок для обращения в суд с требованием о взыскании налога не пропущен, то суд считает, что требования МИФНС России № 2 по Ульяновской области о взыскании транспортного налога за 2018 год в размере 3560 руб. и пени в размере 47,85 руб. законны и обоснованы.
Что касается требований истца о взыскании пени по транспортному налогу за 2015-2016 гг., то суд исходит из следующего.
Согласно п. 1 ст. 38 НК РФ возникновение обязанности по уплате налога связывается с наличием объекта налогообложения.
Частями 1 и 3 ст. 44 указанного Кодекса установлено, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
В соответствии с требованиями статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В п. 1 ст. 72 НК РФ указано, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Положения статьи 75 НК РФ предусматривают, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1); сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2); пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3).
В силу п. 4 ст. 75 НК РФ пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ).
Исходя из указанных норм, в случае неуплаты налогоплательщиком в установленный срок налога, ему начисляются пени равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации до полного погашения задолженности по налогу.
Таким образом, пени по своей правовой природе представляют собой компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в установленный срок.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Из материалов дела следует, что судебным приказом и.о. мирового судьи судебного участка № 3 Железнодорожного судебного района г. Ульяновска от 20.04.2018 года с Алексеева В.Н. взыскана задолженность по транспортному налогу за 2014 -2016 гг. в размере 13136 руб. и пени за период с 02.12.2017 года по 06.12.2017 года в размере 18,05 руб.
Указанная задолженность оплачена ответчиком 12.10.2018 года, что следует из материалов исполнительного производства.
Следовательно, с ответчика подлежат взысканию пени по транспортному налогу за 2014 -2016 гг. за период с 07.12.2017 года по 11.10.2018 года в размере 1005,34 руб.
Требования № от 25.06.2019 года об уплате начисленных пеней за указанные периоды ответчиком не исполнено.
При этом, требования истца о взыскании пени по транспортному налогу за 2014 год за период с 01.12.2015 года по 27.12.2015 года и пени по транспортному налогу за 2015 год за период с 02.12.2016 года по 05.12.2016 года удовлетворению не подлежат, поскольку за обязанности по уплате транспортного налога на указанные периоды у ответчика не возникло.
Также истец просит взыскать пени по транспортному налогу за 2017 г. за период с 29.01.2019 года по 24.06.2019 года в размере 202,89 руб.
Между тем суд считает, что данные требования удовлетворению не подлежат.
Так, судебным приказом и.о. мирового судьи судебного участка № 4 Железнодорожного судебного района г. Ульяновска от 15.06.2020 года с Алексеева В.Н. взыскана задолженность по транспортному налогу за 2017 г. в размере 4654,95 руб. и пени за период с 04.12.2018 года по 28.01.2019 года в размере 66,84 руб.
В силу п. п. 5, 6 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме и могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 46 - 48 НК РФ.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 г. N 11-П, изложена правовая позиция, согласно которой пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 57 Постановления от 30.07.2013 N 57, при применении указанных норм судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога.
В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.
Таким образом, исходя из вышеуказанных норм права, пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному. Обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате обязательных платежей. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания обязательных платежей и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.
Между тем, судебный приказ и.о. мирового судьи судебного участка № 4 Железнодорожного судебного района г. Ульяновска от 15.06.2020 года о взыскании с Алексеева В.Н. задолженности по транспортному налогу за 2017 г. в размере 4654,95 руб. и пени за период с 04.12.2018 года по 28.01.2019 года в размере 66,84 руб. отменен определением мирового судьи судебного участка № 4 Железнодорожного судебного района г. Ульяновска от 26.08.2021 года по заявлению должника.
Надлежащих и допустимых доказательств принудительного взыскания недоимки по транспортному налогу за 2017 г. после отмены судебного приказа, административным истцом не представлено и в материалах дела не имеется.
Таким образом, учитывая, что в настоящее время отсутствует недоимка по основному обязательству - транспортному налогу за 2017 год, то к ответчику не могут быть применены меры ответственности в виде пени, поскольку отсутствует установленная судебным актом задолженность, на которую они могут быть начислены.
Задолженность по транспортному налогу за 2017 год в настоящем деле налоговый орган к взысканию не предъявляет.
В связи с этим, испрашиваемые налоговым органом пени по транспортному налогу за 2017 г. за период с 29.01.2019 года по 24.06.2019 года в размере 202,89 руб. удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах, исковые требования налогового органа подлежат частичному удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Следовательно, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 400 руб.
Руководствуясь ст. ст. 175 -180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Ульяновской области к Алексееву В.Н. о взыскании транспортного налога за 2018 г. и пени по транспортному налогу за 2015-2018 гг. удовлетворить частично.
Взыскать с Алексеева В.Н., проживающего по адресу: <адрес> пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Ульяновской области задолженность:
по транспортному налогу за 2018 год в размере 3560 руб. и пени по транспортному налогу за 2018 год за период 03.12.2019 года по 04.02.2020 года в размере 47,85 руб.;
пени по транспортному налогу за 2014 -2016 гг. за период с 07.12.2017 года по 11.10.2018 года в размере 1005,34 руб.
Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Ульяновской области к Алексееву В.Н. о взыскании пени по транспортному налогу за 2014 год за период с 01.12.2015 года по 27.12.2015 года и пени по транспортному налогу за 2015 год за период с 02.12.2016 года по 05.12.2016 года, а также пени по транспортному налогу за 2017 год за период с 29.01.2019 года по 24.06.2019 года оставить без удовлетворения.
Взыскать с Алексеева В.Н. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Ульяновского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в течение одного месяца с момента изготовления мотивированной части решения.
Судья М.И. Шлейкин