Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-90/2018 от 22.03.2018

№ 12-90/2018

Р Е Ш Е Н И Е

21 мая 2018 года. город Минеральные Воды.

Судья Минераловодского городского суда Ставропольского края Залугин С.В. с участием защитника Марченко В.Ф. по доверенности Канцедалова А.Ю., рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Минеральные Воды жалобу должностного лица – главного инженера Минераловодской дистанции гражданских сооружений Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений – СП СКЖД – филиала ОАО «РЖД» Марченко В.Ф. на постановление мирового судьи судебного участка № 6 города Минеральные Воды и Минераловодского района Кочарян Т.Ж., исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 5 города Минеральные Воды и Минераловодского района от 02 марта 2018 года по делу административном правонарушении по части 2 статьи 19.20 КоАП РФ, в отношении: Марченко В.Ф., .............. года рождения, уроженца села .............., проживающего по адресу: .............., работающего в должности главного инженера Минераловодской дистанции гражданских сооружений Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений – СП СКЖД – филиала ОАО «РЖД»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 6 города Минеральные Воды и Минераловодского района Кочарян Т.Ж., исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 5 города Минеральные Воды и Минераловодского района от 02 марта 2018 года главный инженер Минераловодской дистанции гражданских сооружений Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений – СП СКЖД – филиала ОАО «РЖД» Марченко В.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения против порядка управления по части 2 статьи 19.20 КоАП РФ, выразившееся осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.

Не соглашаясь с принятым постановлением, Марченко В.Ф. подана жалоба, в которой просит отменить указанное постановление мирового судьи судебного участка № 6 города Минеральные Воды и Минераловодского района Кочарян Т.Ж., исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 5 города Минеральные Воды и Минераловодского района и прекратить производство по делу.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Марченко В.Ф. и Минераловодский межрайонный транспортный прокурор, извещенные о времени и месте рассмотрении жалобы, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела на более поздний срок не ходатайствовали, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствии.

Выслушав доводы защитника Марченко В.Ф. по доверенности Канцедалова А.Ю. и исследовав материалы дела, оценивая, доказательства по делу в их совокупности, считаю необходимым жалобу Марченко В.Ф. удовлетворить, а постановление по делу об административном правонарушении отменить и прекратить производство по делу по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Из материалов административного дела следует, в ходе проверки, проведенной в период 05.12.2017 года Минераловодской межрайонной транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения Минераловодской дистанции гражданских сооружений Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений – СП СКЖД – филиала ОАО «РЖД» законодательства в сфере обеспечения безопасного обращения с отходами I и II класса опасности, лицензионного законодательства в указанной сфере.

В ходе поверки выявлены нарушения в указанной сфере законодательства, допущенные работниками Минераловодской дистанции гражданских сооружений Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений – СП СКЖД – филиала ОАО «РЖД», а именно: осуществляется деятельность по сбору и транспортировке отходов I - IV класса опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп).

Данные обстоятельства послужили поводом для вынесения заместителем Минераловодского межрайонного транспортного прокурора 25 декабря 2017 года постановления о возбуждении в отношении главного инженера Минераловодской дистанции гражданских сооружений Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений – СП СКЖД – филиала ОАО «РЖД» Марченко В.Ф. дела об административном правонарушении по признакам ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.20 КоАП РФ, то есть в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Постановлением мирового судьи судебного участка № 6 города Минеральные Воды и Минераловодского района Кочарян Т.Ж., исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 5 города Минеральные Воды и Минераловодского района от 02 марта 2018 года главный инженер Минераловодской дистанции гражданских сооружений Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений – СП СКЖД – филиала ОАО «РЖД» Марченко В.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения против порядка управления по части 2 статьи 19.20 КоАП РФ.

Часть 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Признавая виновным главного инженера Минераловодской дистанции гражданских сооружений Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений – СП СКЖД – филиала ОАО «РЖД» Марченко В.Ф. в совершении указанного административного правонарушения, мировой судья исходил из того, что 07 сентября 2017 года Минераловодская дистанции гражданских сооружений, согласно акту № 1, выполнило передачу (транспортировку) отработанных ртутьсодержащих ламп для накопления эксплуатационному локомотивному депо Минеральные Воды Северо-Кавказской дирекции тяги, не имея на то лицензии, что является нарушением лицензионных требований.

Между тем выводы мирового судьи о наличии в действиях главного инженера Минераловодской дистанции гражданских сооружений Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений – СП СКЖД – филиала ОАО «РЖД» Марченко В.Ф. состава административного правонарушения, предусмотренного частью. 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нельзя признать обоснованными.

Согласно пункту 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Из содержания приведенных норм следует, что событие и состав административного правонарушения, включая виновность лица, привлекаемого к ответственности, должны быть достоверно подтверждены представленными административным органом доказательствами, неопровержимо свидетельствующими об указанных обстоятельствах.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении (статья 26.1 КоАП РФ).

Положениями статьи 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Объектом посягательства правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является порядок государственного управления. В частности, установленный государством порядок лицензирования деятельности, не носящей коммерческого характера и не преследующей цели извлечения прибыли.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

При этом под обращением с отходами названной нормой подразумевается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; под размещением отходов - хранение и захоронение отходов; под хранением отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; под накоплением отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Положениями статьи 9 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует любая деятельность, не связанная с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (далее – Правила № 681).

Данные Правила устанавливают порядок обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.

Согласно пункту 4 Правил № 681 потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп. Накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов (пункт 5 Правил № 681).

Хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары (пункт 15 Правил № 681).

Отработанные ртутьсодержащие лампы представляют собой ртутьсодержащие отходы, представляющие собой выведенные из эксплуатации и подлежащие утилизации осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением и содержанием ртути не менее 0,01 процента.

Потребителями ртутьсодержащих ламп являются юридические лица или индивидуальные предприниматели, не имеющие лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности, а также физические лица, эксплуатирующие осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением.

Под накоплением понимается хранение потребителями ртутьсодержащих ламп, за исключением физических лиц, разрешенного в установленном порядке количества отработанных ртутьсодержащих ламп.

Место первичного сбора и размещения представляет собой место для предварительного сбора и временного размещения отработанных ртутьсодержащих ламп перед передачей их специализированным организациям для дальнейшего сбора, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения.

В соответствии с пунктом 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно.

Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары.

При этом хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV - навалом, насыпью, в виде гряд.

Ртутьсодержащие лампы отнесены к I классу опасности и в соответствии с пунктом 2.1 Санитарных правил по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления (СП 2.1.7.1386-03), являются чрезвычайно опасными по степени воздействия на человека и окружающую среду.

Исходя из видов деятельности определенных Уставом ОАО «РЖД» и сведений о видах его экономической деятельности, указанных в ЕГРЮЛ, ОАО «РЖД» осуществляет такой вид экономической деятельности как деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности (пункты 2761 и 2937 выписки из ЕГРЮЛ).

В соответствии с приказом начальника Минераловодской дистанции гражданских сооружений № 88 от 09.01.2017 года на главного инженера Минераловодской дистанции гражданских сооружений Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений – СП СКЖД – филиала ОАО «РЖД» Марченко В.Ф. возложена обязанность по общему руководству по организации природоохранной деятельности.

Как следует из материалов дела, в качестве искусственного освещения в помещениях эксплуатационного локомотивного депо Минеральные Воды Северо-Кавказской дирекции тяги используются ртутьсодержащие, люминесцентные энергосберегающие лампы I класса опасности.

По договору № 2385457 от 20.04.2017, заключенному между ОАО «РЖД» в лице начальника Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений – структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги (заказчик) и ИП Б.И.В. (исполнитель), ИП Б.И.В.. оказывает обществу услуги по сбору, транспортировке, обработке, обезвреживанию утилизации и размещению промышленных отходов I - IV класса опасности.

В ходе прокурорской проверки 06.12.2017 выявлены нарушения в указанной сфере законодательства, допущенные работниками Минераловодской дистанции гражданских сооружений Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений – СП СКЖД – филиала ОАО «РЖД», а именно: осуществляется деятельность по сбору и транспортировке отходов I - IV класса опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп).

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Между тем, Минераловодская дистанции гражданских сооружений Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений – СП СКЖД – филиала ОАО «РЖД не осуществляет сбор отходов и их транспортировку, доказательств обратного в ходе рассмотрения жалобы, не представлено.

Из представленных следует, что Минераловодская дистанции гражданских сооружений Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений – СП СКЖД – филиала ОАО «РЖД осуществляет только временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что материалами дела об административном правонарушении объективно не подтверждается факт нарушения должностным лицом лицензионных требований при обращении с отходами I класса опасности (ртутьсодержащими лампами).

Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статьёй 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, не соблюдены.

Пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, производство по рассматриваемому делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного и в соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка № 6 города Минеральные Воды и Минераловодского района Кочарян Т.Ж., исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 5 города Минеральные Воды и Минераловодского района от 02 марта 2018 года о признании главного инженера Минераловодской дистанции гражданских сооружений Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений – СП СКЖД – филиала ОАО «РЖД» Марченко В.Ф. виновным в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 19.20 КоАП РФ и назначения ему административного наказание в виде предупреждения отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Жалобу главного инженера Минераловодской дистанции гражданских сооружений Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений – СП СКЖД – филиала ОАО «РЖД» Марченко В.Ф. – удовлетворить.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы в Минераловодский городской суд.

Судья

Копия верна:

Судья Минераловодского городского суда ФИО5

12-90/2018

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Марченко Виталий Филиппович
Суд
Минераловодский городской суд Ставропольского края
Судья
Залугин Сергей Валентинович
Статьи

ст. 19.20 ч.2 КоАП РФ

Дело на сайте суда
mineralovodsky--stv.sudrf.ru
22.03.2018Материалы переданы в производство судье
19.04.2018Судебное заседание
21.05.2018Судебное заседание
21.05.2018Вступило в законную силу
23.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее