Дело № 2-2630/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Смоленск 30 июня 2015 года
Ленинский районный суд г.Смоленска
В составе:
председательствующего (судьи) Космачевой О.В.
при секретаре Козлове П.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баловнева А.С. к УМВД России по Смоленской области, Министерству Финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Баловнев А.С. обратился в суд с иском к УМВД России по Смоленской области, Министерству Финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> в связи с нарушением его прав при содержании в ИВС г. Смоленска в период с ДД.ММ.ГГГГ Нарушение прав выразилось в необеспечении надлежащих условий содержания, а именно: несоблюдении норматива санитарной площади 4 кв.м. на человека, отсутствие в камере водопровода и канализации, что исключало соблюдение гигиены, отсутствии туалета в помещении камеры, непредоставлении постельного белья.
Судом по делу в качестве соответчика привлечено УМВД России по г. Смоленску.
Истец Баловнев А.С., надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, явку своего представителя в суд не обеспечил.
Представитель УМВД России по г. Смоленску Полякова Е.И. в судебном заседании требования не признала, поддержала представленные возражения на иск. Указала, что истец содержался в ИВС с ДД.ММ.ГГГГ года, а затем в ДД.ММ.ГГГГ
Представитель МФ России в лице УФК по Смоленской области Попова Ю.В.. исковые требования не признала по основаниям, приведенным в представленных возражениях. Поддержала приведенные выше доводы представителя изолятора, указав также на отсутствие правовых оснований для взыскания с государства в пользу истца денежной компенсации морального вреда.
Ответчик УМВД России по Смоленской области о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст. 1069 ГК РФ подлежит возмещению вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. (ст. 151 ГК РФ).
Согласно ч.1 ст.17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»). Поэтому применение вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Статьей 3 названной Конвенции установлено, что никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Европейский Суд отмечал, что страдания и унижение при нарушении ст.3 Конвенции в любом случае должны превосходить уровень страданий и унижений, неизбежно присутствующих в любом законном обращении или наказании. В соответствии с данным положением Договаривающееся Государство должно обеспечить содержание лица под стражей в таких условиях, в которых бы уважалось его человеческое достоинство, такими способами и методами, при которых лицо не терпит душевных страданий и лишений, превышающих неизбежный уровень страданий при заключении, а также должным образом заботится о здоровье и благополучии с учетом практических требований лишения свободы.
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые проведенным в Женеве в 1955 года первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и одобренные Экономическим и социальным советом ООН в резолюциях № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ года, предусматривают, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию (п.10).
Судом установлено, что изолятор временного содержания обвиняемых и подозреваемых является структурным подразделением УМВД России по г. Смоленску.
Баловнев А.С. в спорный период содержался в ИВС УМВД России по г. Смоленску с ДД.ММ.ГГГГ
Изолятор временного содержания УМВД России по Смоленской области расположен в здании ДД.ММ.ГГГГ, состоит из <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> лимит мест – <данные изъяты>, т.е. на одного человека приходится 4,8 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ в ИВС содержалось <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>
Указанные обстоятельства подтверждаются справкой, копией книги учета лиц, содержащихся в ИВС.
В соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел относятся к местам содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, которые предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. (ст. 7, 9). В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.
В силу ст.23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы.
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Во исполнение положений ст. 16 Федерального закона № 103-ФЗ Приказом Министерства внутренних дел РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 950, согласованным с Генеральной прокуратурой РФ, утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
Правилами … установлено, что подозреваемые и обвиняемые, прошедшие санитарную обработку, получают постельные принадлежности (п.15); размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах ИВС производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих (п.21); подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем, казанное имущество выдается бесплатно во временное пользование (п.43); камеры ИВС оборудуются санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; бачком для питьевой воды (п.45); при отсутствии в камере системы подачи горячей водопроводной воды горячая вода (температурой не более +50 °С), а также кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребности (п.48).
Как следует из представленных возражений и пояснений представителя УМВД России по г. Смоленску в судебном заседании в помещении ИВС имелся санузел, общей площадью 7,6 кв.м., в который сотрудниками ИВС осуществлялся покамерный вывод подозреваемых и обвиняемых, с ДД.ММ.ГГГГ в каждой камере установлен санузел, умывальник с горячей и холодной водой.
Учитывая, что в соответствии с Правилами санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, а также краном с водопроводной водой должна быть оборудована камера, где содержатся указанные лица, данные обстоятельства, по мнению суда, являются достаточными для того, чтобы причинить страдания или переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, и вызвать у Баловнева А.С. чувство неполноценности. При этом судом принимается во внимание то обстоятельство, что ответчиками не представлено доказательств того, что указанные ограничения прав истца были основаны на измеримых интересах безопасности.
При таком положении, суд находит доказанным факт содержания Баловнева А.С. в ИВС, в условиях не приемлемых с позиции статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Что касается доводов Баловнева А.С. об отсутствии должного материально–бытового обеспечения при его содержании в учреждении, т.е. превышении нормы санитарной площади в камере на одного человека и непредоставлении постельного белья, то они проверялись в ходе судебного разбирательства, однако, своего объективного подтверждения не нашли.
В судебном заседании представитель УМВД оспаривала эти доводы, ссылаясь на то, что постельным бельем истец в период его содержания был обеспечен, стирка белья осуществлялась в соответствии с условиями договора об оказании соответствующих услуг от ДД.ММ.ГГГГ года.
С учетом установленного лимита мест (<данные изъяты>) и количества содержавшихся лиц (<данные изъяты>) в ИВС в период нахождения в учреждении Баловнева А.С. факта превышения приходящейся на него санитарной площади в камере судом не установлено.
Доказательств обратного указанным фактам суду не представлено.
В связи с приведенным, с учетом доказанности факта нарушения личных неимущественных прав Баловнева А.С., а также вины Российской Федерации в нарушении этих прав, принимая во внимание то обстоятельство, что изоляторы временного содержания органов внутренних дел финансируются за счет средств федерального бюджета по линии МВД России (ст.9 Федерального закона № 103-ФЗ), исходя из прецедентной практики Европейского Суда по аналогичным спорам (п.10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебном решении»), суд применительно к правилам ст.ст.151, 1069 и 1071 ГК РФ считает возможным взыскать в пользу истца с Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ денежную компенсацию причиненного ему морального вреда, определив его размер, исходя из требований разумности и справедливости, равным <данные изъяты>
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Баловнева А.С. <данные изъяты> в счет денежной компенсации морального вреда.
В остальной части иска, а также в удовлетворении исковых требований к УМВД России по Смоленской области, УМВД России по г. Смоленску Баловневу А.С. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение месяца после его принятия.
Председательствующий О.В.Космачева
Мотивированное решение изготовлено 03.07.2015.