РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
а. Кошехабль 21 февраля 2018 года
Кошехабльский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего – судьи Самогова Т.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО6,
с участием:
истца ФИО1,
представителя ответчика – администрации муниципального
образования «<адрес>» ФИО7,
действующего по доверенности б/н от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика комитета Республики Адыгея
по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям ФИО8,
действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации муниципального образования «<адрес>», Комитету Республики Адыгея по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, главному управлению МЧС России по <адрес> об установлении факта постоянного проживания, признании незаконным отказа в предоставлении субсидии, как гражданину, лишившемуся жилья в результате стихийного бедствия в 2002 году, признании незаконным действий администрации МО «<адрес>» в части непредставлении сведений в Комитет Республики Адыгея по делам ГО и ЧС, обязании Комитет Республики Адыгея по делам ГО и ЧС выдать жилищный сертификат о предоставлении выплаты гражданину, утратившему жилье в результате стихийного бедствия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации МО «<адрес>», Комитету Республики Адыгея по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, главному управлению МЧС России по <адрес> в котором просит установить факт постоянного проживания по адресу: <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным отказ администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении субсидии, как гражданину, лишившемуся жилья в результате стихийного бедствия в 2002 году, признать незаконным действия администрации МО «<адрес>» в части не предоставления сведений в Комитет Республики Адыгея по делам ГО и ЧС о том, что он в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживал в домовладении расположенному по адресу: <адрес> с целью своевременного получения субсидии, как гражданину лишившемуся жилья в результате стихийного бедствия в 2002 году, обязать Комитет Республики Адыгея по делам ГО и ЧС выдать жилищный сертификат о предоставлении выплату гражданину, утратившему жилье в результате стихийного бедствия.
При этом указал, что с ДД.ММ.ГГГГ и до 2002 года он постоянно проживал по адресу: <адрес>. В 2002 году в <адрес> произошло наводнение, в связи с чем, дом в котором он проживал, был признан непригодным для проживания.
Его родственники, проживавшие в тот момент в домовладении, расположенному по адресу: <адрес> получили субсидии на приобретение жилья, что подтверждается свидетельством о предоставлении субсидии гражданину, лишившемуся жилья или части его в результате стихийного бедствия, и членам его семьи № от ДД.ММ.ГГГГ.
В момент стихийного бедствия он временно находился в командировке за пределами Республики Адыгея. Явиться по месту жительства для постановки на учет в списки граждан пострадавших от стихийного бедствия не смог.
В результате несчастного случая, получил обморожение обеих нижних конечностей, вследствие чего были ампутированы обе ноги.
Учитывая серьезность травмы, длительные период реабилитации, обратиться за получением помощи смог позже.
В 2007 году обращался в администрации за восстановлением его права на получение жилья, однако получил отказ в связи с тем, что отсутствовало подтверждение о его проживании, в момент стихийного бедствия по адресу: <адрес>.
В настоящее время снимает квартиру по договору найма, состоит в очереди на улучшение жилищных условий в общем списке под №.
Положенного ему жилья также как и выплат не получил.
На основании изложенного просил установить факт постоянного проживания по адресу: <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным отказ администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении субсидии, как гражданину, лишившемуся жилья в результате стихийного бедствия в 2002 году, признать незаконным действия администрации МО «<адрес>» в части не предоставления сведений в Комитет Республики Адыгея по делам ГО и ЧС о том, что он в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживал в домовладении расположенному по адресу: <адрес> с целью своевременного получения субсидии, как гражданину лишившемуся жилья в результате стихийного бедствия в 2002 году, обязать Комитет Республики Адыгея по делам ГО и ЧС выдать жилищный сертификат о предоставлении выплату гражданину, утратившему жилье в результате стихийного бедствия.
Истец ФИО1, в судебном заседании поддержал свои исковые требования и просил их удовлетворить. При этом указал, что в момент наводнения он находился в командировке на Севере в связи с чем, не имел возможности встать в очередь на получение субсидий. Его жена и сын проживают в <адрес>.
Представитель ответчика администрации МО «<адрес>» ФИО7 в судебном заседании пояснил, что субсидия на приобретение жилья взамен утраченного в период паводка 2002 года в размере 205800 рублей, была предоставлена гражданам, проживавшим по адресу: <адрес> в 2002 году. В 2007 году истец обращался в администрацию МО «<адрес>» и Президенту Республики Адыгея, однако получил отказ, в связи с тем, что отсутствовало подтверждение факта его проживания на момент стихийного бедствия по адресу: <адрес>. Однако указанный отказ им не обжаловался в судебном порядке. Согласно ст. 196 ГК РФ срок исковой давности составляет три года, со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Из искового заявления следует, что истец знал о нарушении его прав уже более 15 лет. На основании изложенного просил отказать в удовлетворении иска ФИО1 в связи с истечением срока исковой давности. Кроме того указал, что из материалов дела и пояснений ответчика следует, что он длительное время жил на севере, кроме того у него там живет жена и родной сын.
Представитель ответчика Комитета Республики Адыгея по делам ГО и ЧС ФИО8 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска ФИО1, так как им пропущен срок исковой давности. Кроме того, указала, что он ФИО1 мог обжаловать отказ администрации еще в 2007 году, однако этого сделано не было. При этом из материалов дела следует, что у него есть семья в <адрес>, из чего следует, что он постоянно проживал вместе с семьей на Севере. Истцом не представлено доказательств о том, что он фактически проживал в <адрес>.
Представитель ответчика ГУ МЧС России по <адрес> извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО2 и ФИО9 в судебном заседании пояснили, что на момент паводка в 2002 году истец ФИО1 находился в командировке, однако оставался прописанным по адресу: <адрес> в связи с чем, находили исковые требования ФИО1 подлежащими удовлетворению в полном объеме. Кроме того ФИО2 указал, что ФИО1 смог приехать после командировки лишь в 2003 году, когда они уже жили в <адрес> и он сказал, что будет сам зарабатывать на дом. А в 2006 году они его забрали с Севера без ног.
Выслушав истца ФИО1, представителя ответчика – администрации МО «<адрес>» ФИО7, представителя ответчика – Комитета Республики Адыгея по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям ФИО8, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО2 и ФИО9, исследовав материалы дела, суд считает, что в удовлетворении иска ФИО1 к администрации муниципального образования «<адрес>», Комитету Республики Адыгея по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, главному управлению МЧС России по <адрес> об установлении факта постоянного проживания, признании незаконным отказа в предоставлении субсидии, как гражданину, лишившемуся жилья в результате стихийного бедствия в 2002 году, признании незаконным действий администрации МО «<адрес>» в части непредставлении сведений в Комитет Республики Адыгея по делам ГО и ЧС, обязании Комитет Республики Адыгея по делам ГО и ЧС выдать жилищный сертификат о предоставлении выплаты гражданину, утратившему жилье в результате стихийного бедствия, необходимо отказать по следующим основаниям.
Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При этом, согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с п. 2 ст. 29 Федерального Конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено право граждан Российской Федерации на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Согласно абз. 2 п. 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями.
Свидетели ФИО10, ФИО11, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, указали, что истец ФИО1 на момент паводка 2002 года проживал по адресу: <адрес>, однако находился в командировке в связи с чем не попал в список граждан потерявших жилье в результате стихийного бедствия.
Из свидетельства № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ФИО2 (мать истца) выдана субсидия в размере 205800 рублей из средств федерального бюджета на приобретение жилья, при этом указано, что численный состав семьи 2 человека.
Из свидетельства о государственной регистрации права серии 01-АА № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на праве общей долевой собственности в размере 1/2 доли владеет земельным участком, площадью 3500 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>. Документ основание – свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ.
Из справки администрации МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ФИО1, 1970 года рождения, состоит в очереди на улучшение жилищных условий в администрации МО «<адрес>» в общем списке под № на основании распоряжения главы МО «<адрес>».
Из ответа заместителя прокурора <адрес> Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ ФИО12 на заявление ФИО1 по вопросу отказа в предоставлении государственного жилищного сертификата следует, что нарушений в действиях администрации МО «<адрес>» при отказе во включении ФИО1 в список граждан, подлежащих обеспечению государственными жилищными сертификатами, не установлено.
Из ответчика заместителя прокурора <адрес> Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ ФИО13 на заявление ФИО1 по вопросу отказа в предоставлении государственного жилищного сертификата следует, что нарушений в действиях администрации МО «<адрес>» при отказе во включении ФИО1 в список граждан, подлежащих обеспечению государственными жилищными сертификатами, не установлено.
Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на праве общей долевой собственности в размере 1/2 доли владеет земельным участком, площадью 3500 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>. Иного зарегистрированного объекта недвижимого имущество за ФИО1 не числится.
Из уведомления от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правах ФИО3 (супруга истца) и ФИО4 (сын истца) на имевшиеся (имеющиеся) у них объекты недвижимости.
Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В соответствии с п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.
Согласно п. 1 ст. 200 ГК РФ, следует, что если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
При этом из искового заявления ФИО1 следует, что в связи с травмами, полученными в результате несчастного случая и ампутацией нижних конечностей он не смог обратиться за восстановлением нарушенных прав, в сроки установленные ГК РФ.
Вместе с тем, из искового заявления следует, а также подтверждается материалами гражданского дела, что ФИО1 обращался в администрацию МО «<адрес>» для получения им положенных выплат, однако получил отказ в связи с отсутствием факта его постоянного проживания на момент наводнения 2002 года по адресу: <адрес>.
Однако после получения отказа в 2007 году, истец ФИО1 не обратился в суд за защитой своих прав на получение мер государственной поддержки как лица, лишившегося жилого помещения в результате стихийного бедствия.
Таким образом, при исчислении сроков исковой давности, даже при начале указанного срока с 2007 года, следует, что ФИО1 обратился в суд лишь через 10 лет после того как узнал о нарушении его прав на получение мер государственной поддержки как лица, лишившегося жилого помещения в результате стихийного бедствия.
При этом суд также учитывает, что из показаний свидетелей следует, что ФИО1 возвращался из командировки с Севера в 2003 году и в тот момент уже знал о том, что ему не произведена выплата за потерю жилья.
В соответствии с п. 1 ст. 199 ГК РФ следует, что требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.
Согласно п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно ст. 205 ГК РФ в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности.
Вместе с тем, суд приходит к выводу, что истцом ФИО1 пропущен срок исковой давности по неуважительной причине, при этом он узнал в 2003 году о не включении его в списки граждан для оказания мер государственной поддержки в связи с потерей жилья, однако никаких действий для защиты якобы нарушенных прав не предпринял.
Кроме того, суд находит, что материалами дела не подтвержден факт постоянного проживания истца ФИО1 по адресу: <адрес>, при этом суд находит установленным факт, что ФИО1 в период предшествовавший паводку 2002 году и до 2006 года постоянно проживал на Севере вместе со своей семьей, а именно женой ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и сыном ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по адресу: <адрес>.
Истцом также не представлено суду доказательств о его трудоустройстве и работы вахтовым способом, то есть не представлен трудовой договор, трудовая книжка, кроме того истец ФИО1 не может указать наименование юридического лица (работодателя).
При таких обстоятельствах учитывая, что представителем администрации МО «<адрес>» и представителем Комитета Республики Адыгея по делам ГО и ЧС заявлено, что истцом ФИО1 пропущен срок исковой давности, а также учитывая, что пропуск указанного срока подтвержден материалами дела, суд приходит к выводу отказать ФИО1 в восстановлении пропущенного срока для обращения в суд и удовлетворении иска к администрации МО «<адрес>», Комитету Республики Адыгея по делам ГО и ЧС, главному управлению МЧС России по <адрес> об установлении факта постоянного проживания, признании незаконным отказа в предоставлении субсидии, как гражданину, лишившемуся жилья в результате стихийного бедствия в 2002 году, признании незаконным действий администрации МО «<адрес>» в части непредставлении сведений в Комитет Республики Адыгея по делам ГО и ЧС, обязании Комитет Республики Адыгея по делам ГО и ЧС выдать жилищный сертификат о предоставлении выплаты гражданину, утратившему жилье в результате стихийного бедствия.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении ходатайства ФИО1 о восстановлении пропущенного срока исковой давности отказать.
В удовлетворении иска ФИО1 к администрации муниципального образования «<адрес>», Комитету Республики Адыгея по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, главному управлению МЧС России по <адрес> об установлении факта постоянного проживания, признании незаконным отказа в предоставлении субсидии, как гражданину, лишившемуся жилья в результате стихийного бедствия в 2002 году, признании незаконным действий администрации МО «<адрес>» в части непредставлении сведений в Комитет Республики Адыгея по делам ГО и ЧС, обязании Комитет Республики Адыгея по делам ГО и ЧС выдать жилищный сертификат о предоставлении выплаты гражданину, утратившему жилье в результате стихийного бедствия отказать
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Адыгея в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Кошехабльский районный суд Республики Адыгея.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья /подпись/