К делу №2-1327/15г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 июня 2015 года Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе
председательствующего Дрепа М.В.
при секретаре Козмовой С.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Коваленко М.И. о понуждении Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик к заключению договора купли-продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Коваленко М.И. обратилась в суд с заявлением о понуждении Администрации МО город-курорт Геленджик к заключению договора купли-продажи земельного участка, утверждая, что ей на праве собственности принадлежит здание магазина «Тюльпан» общей площадью 23,1 кв.м. по ул.<адрес> в г.Геленджике, расположенное на земельном участке площадью 43 кв.м. с кадастровым номером №, предоставленного ей в аренду. Обратилась в Администрацию с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность, но письмом от 08.12.2014г. ей было отказано.
Полагает, что данный отказ противоречит положениям ст.ст.28,36 Земельного кодекса РФ, в связи с чем просит оспариваемое решение заинтересованного лица признать незаконным, и возложить на заинтересованное лицо обязанность заключить с ней договор купли-продажи земельного участка площадью 43 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по ул.<адрес> в г.Геленджике, по цене, действующей на момент отказа в предоставлении в собственность земельного участка.
В судебном заседании представитель Коваленко М.И. поддержал требования по указанным основаниям.
Представитель Администрации МО город-курорт Геленджик с заявлением не согласен по основаниям, изложенным в письме Первого Зам. Главы МО город-курорт Геленджик от 08.12.2014г, согласно которому Коваленко М.И. отказано в предоставлении в собственность спорного земельного участка по тем основаниям, что участок расположен в пределах особо охраняемых природных территориях и не может быть предоставлен в частную собственность.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Как установлено в судебном заседании, Коваленко М.И. на основании договора купли-продажи на основании конкурса от 25.02.1994г. приобрела в собственность здание магазина «Тюльпан» общей площадью 23,1 кв.м. по ул.<адрес> в г.Геленджике. Право собственности зарегистрировано в ЕГРП и удостоверено свидетельством о государственной регистрации права от 17.04.2003г.
Между Администрацией МО город-курорт Геленджик и Коваленко М.И. 14.07.2011г. заключен договор № аренды земельного участка государственной собственности несельскохозяйственного назначения, по условиям которого Коваленко М.И. передан в пользование сроком на 10 лет земельный участок площадью 43 кв.м. с кадастровым номером №, для торгового павильона-магазина, расположенный по ул.<адрес> в г.Геленджике.
Решением Администрации, изложенным в ответе Первого Зам. Главы МО город-курорт Геленджик от 08.12.2014г. Коваленко М.И. отказано в удовлетворении ее заявления о выкупе земельного участка. В качестве основания для принятия такого решения в ответе заинтересованным лицом было указано, что участок расположен в пределах особо охраняемых природных территориях и не может быть предоставлен в частную собственность.
Не согласившись с указанным решением, Коваленко М.И. обратилась в суд с настоящим заявлением.
Как следует из правовой позиции Судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда, изложенной в Апелляционном определении от 26.02.2015г. (по делу №33-2951/2015) по аналогичному спору:
«Согласно п.2 ст.15 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно п.2 ст.27 Земельного кодекса РФ, земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пп.1 п.5 ст.27 Земельного кодекса РФ к земельным участкам ограниченным в обороте и находящимся в государственной или муниципальной собственности отнесены в частности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996г. №591-р утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение, согласно которому территория города-курорта Геленджик и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта г. Геленджика признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.
Согласно письму Минприроды России от 14.06.2011г. № 05-12-44/8646 «О курортах федерального значения Краснодарского края», признание утратившим силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1996г. №591-р не отменяет ранее принятых решений об отнесении курортов Анапа, Геленджик, Сочи к курортам федерального значения.
В соответствии с п.1 ст.16 Федерального закона от 23.02.1995г. №26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 17.12.1987г. №494 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны Геленджикской группы курортов (Кабардинка, Геленджик, Дивноморск, Джанхот, Прасковеевка, Криница-Бетта, Архипо-Осиповка) в Краснодарском крае» испрашиваемый земельный участок располагается во второй зоне горно-санитарной охраны курорта Геленджик.
Согласно ст.96 Земельного кодекса РФ, использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.
При этом судебная коллегия полагает необходимым отметить, что согласно п.2 ст.22 Земельного кодекса РФ, земельные участки, за исключением указанных в п.4 ст.27 Земельного кодекса РФ, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством.
В статье 27 Земельного кодекса РФ определен перечень земельных участков, изъятых из оборота; данный перечень является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит. Земельные участки, расположенные в пределах земель особо охраняемых природных территорий не отнесены к земельным участкам, изъятым из оборота.
Однако в соответствии с подп.1 п.5 ст.27 Земельного кодекса РФ земельные участки, расположенные в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи; находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте. В соответствии с абз.2 п.2 ст.27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесённые к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность. Следовательно, действующее законодательство прямо запрещает предоставление в собственность земельных участков, отнесенных к землям особо охраняемых природных территорий, находящихся в государственной или муниципальной собственности».
Из вышеизложенного следует, что у Администрации МО город-курорт Геленджик отсутствуют законные основания для заключения с Коваленко М.И. договора купли-продажи земельного участка площадью 43 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по ул.<адрес> в г.Геленджике, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в данной части.
Суд находит не подлежащими удовлетворению требования Коваленко М.И. и в остальной части.
Из положений статей 29, 36 ЗК РФ не следует, что в решении о предоставлении земельного участка в собственность обязательным реквизитом является указание его выкупной цены.
В силу статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001г. №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" при продаже земельных участков в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 36 Земельного кодекса РФ, стоимость таких земельных участков устанавливается субъектом Российской Федерации.
В Краснодарском крае стоимость земельных участков определена в статье 10 Закона Краснодарского края от 05.11.2002г. №532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", согласно которой в городе Краснодаре стоимость земельных участков устанавливается в семнадцатикратном размере ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; в иных населенных пунктах, а также за пределами границ населенных пунктов – в десятикратном размере ставки земельного налога за единицу площади земельного налога.
Законодатель в пункте 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ установил, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса РФ).
В силу статьи 445 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Согласно ст. 3 ГПК РФ, право на обращение в суд за защитой своих нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов имеют заинтересованные лица. Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, является установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса и факта его нарушения ответчиком, а также доказанность того обстоятельства, что избранный способ защиты приведет к восстановлению нарушенных прав.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что уполномоченным органом не принято решение о предоставлении спорного земельного участка в собственность Коваленко М.И, и в данном случае правоотношения не носят гражданско-правовой характер.
В данном споре Администрация МО город-курорт Геленджик выступает в качестве органа, принимающего решения или выполняющего действия властно-распорядительного характера, а не стороны по договору купли-продажи земельного участка.
Суд отмечает, что выкупная цена в договоре купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должна определяться по правилам и в порядке, установленном действующим законодательством.
В рассматриваемом случае учитывая, что уполномоченным органом не принято решение о предоставлении земельного участка площадью 43 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по ул.<адрес> в г.Геленджике в собственность Коваленко М.И, суд считает, что требования Коваленко М.И. должны быть заявлены в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ об урегулировании разногласий при заключении договора.
При этом обращению в суд должно предшествовать соблюдение досудебного порядка урегулирования спора путем направления протокола разногласий. Однако в данном случае отсутствует проект договора купли-продажи указанного земельного участка, а протокол разногласий к проекту договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка Коваленко М.И. в Администрацию не направлялся.
Следовательно, заявительница вправе обратиться в суд с иском об урегулировании разногласий в части конкретной выкупной цены, при заключении с Администрацией МО город-курорт Геленджик договора купли-продажи земельного участка.
Руководствуясь ст.ст.194 - 198 и ст.258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░