РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 ноября 2013 года Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Багрянской В.Ю.,
при секретаре Панферовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ковырягина <данные изъяты> к ГУ УПФ РФ в г. Воронеже о признании незаконным решения пенсионного органа и о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии,
установил:
Истец обратился с настоящим иском к ответчику. Указывая, что с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии по старости. Полагая, размер назначенной ему пенсии неверным, истец обратился с заявлением к ответчику, требуя пересчитать размер страховой части пенсии с учетом справки о заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года. Ответчик своим решением от ДД.ММ.ГГГГ отказал истцу в перерасчете пенсии, ввиду того, что справка о заработке была выдана истцу за период времени до переселения его с <данные изъяты> на территорию РФ, что не соответствует нормам Соглашения между <данные изъяты> и Правительством РФ о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ года. Не согласившись с решением пенсионного органа, истец обратился с настоящим иском в суд.
В судебном заседании истица исковые требования поддержал, пояснил изложенное в иске.
Представитель истца по устной доверенности Панина О.Л. привела правовое обоснование заявленных требований.
Представитель ответчика по доверенности Швецова И.В. исковые требования не признала, просит отказать в их удовлетворении, представила суду мотивированные возражения.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» утратил силу с 1 января 2002 года в связи с принятием Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
С 1 января 2002 года на территории Российской Федерации действует Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
С ДД.ММ.ГГГГ Ковырягину А.В. досрочно назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Расчет пенсии истца производился с учетом документов, имеющихся в пенсионном деле в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также на основании Соглашения между Правительством РФ и <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года.
Названным Соглашением регулируются вопросы пенсионного обеспечения граждан, переселившихся на постоянное место жительства в РФ из <данные изъяты> после распада СССР.
В силу п. 3 ст. 6 Соглашения, для граждан государства одной Стороны, переселившихся на территорию государства другой Стороны и работавших после переселения, размер пенсии исчисляется исходя из заработка (дохода), получаемого после переселения.
Для граждан государства одной Стороны, которые, переселившись на территорию государства другой Стороны, не работали или не имеют минимального стажа работы, требуемого для исчисления заработной платы при назначении пенсии в соответствии с законодательством государства Стороны, куда они переселились, размер пенсии исчисляется исходя из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, осуществляющего аналогичную деятельность до дня назначения пенсии государством той Стороны, на территорию которого они переселились.
В случае невозможности определения среднемесячного заработка в указанном порядке размер пенсии исчисляется исходя из среднемесячного заработка, сложившегося ко времени назначения пенсии на территории того государства, куда переселился гражданин.
По смыслу указанного международного договора, он может распространяться на граждан, которые проживали на территории иностранного государства и работали там, у иностранного работодателя.
Судом установлено, что истец постоянно проживал на территории <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ он работал на территории <данные изъяты>, однако, работал он у российского работодателя, в <данные изъяты>. Таким образом, нормы Соглашения от 16 мая 1997 года к истцу применены быть не могут.
То обстоятельство, что российский работодатель, расположенный на территории иностранного государства, не осуществлял уплату страховых взносов за истца в пенсионный фонд РФ, также не может являться основанием для нарушения пенсионных прав истца.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования. Соответственно, осуществляемое федеральным законодателем правовое регулирование отношений в сфере пенсионного обеспечения этих лиц, должно предусматривать эффективные гарантии их права на трудовую пенсию, адекватные природе, целям и значению данного вида пенсионного обеспечения, с тем чтобы исключить возможность блокирования реализации приобретенных пенсионных прав и на основе доступных процедур обеспечить своевременное и в полном объеме получение полагающейся пенсии.
Пунктом 2 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" закреплено правило, позволяющее включать в страховой стаж периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись застрахованными лицами за пределами территории Российской Федерации, либо в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае самостоятельной уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Возможность для граждан Российской Федерации, работающих за пределами ее территории, добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за себя предусмотрена пунктом 1 статьи 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
По смыслу данного нормативного положения во взаимосвязи с частью второй статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации, называющим в числе плательщиков единого социального налога организации, и абзацем пятым пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", относящим к застрахованным лицам граждан Российской Федерации, работающих за пределами территории Российской Федерации, в случае уплаты страховых взносов в соответствии со статьей 29 данного Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, модель добровольного участия работника в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию должна применяться только при условии, что обязательное пенсионное страхование не распространяется на него в силу закона или международного договора, т.е. в случае, когда он работает у иностранного работодателя на территории иностранного государства, не связанного с Российской Федерацией международным договором, предусматривающим возможность зачета периодов такой работы в стаж, дающий право на трудовую пенсию, и устанавливающим порядок взаимных расчетов между государствами относительно назначаемых пенсий на условиях пропорционального распределения финансового бремени между бюджетами национальных пенсионных фондов.
Таким образом, самостоятельная уплата страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке статьи 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" выступает в качестве основания включения в страховой стаж периодов работы, выполняемой застрахованными лицами за пределами территории Российской Федерации, лишь в случаях, когда иной порядок уплаты страховых взносов в отношении данной категории застрахованных лиц не предусмотрен законодательством или международными договорами.
По смыслу части первой статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации, российские граждане, работающие по трудовому договору в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, обладают стандартным правовым статусом работника, на которого распространяются как общие нормы трудового законодательства, так и общие нормы законодательства об обязательном социальном страховании, а особенности в правовом регулировании отношений с их участием могут предусматриваться федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Поскольку такие федеральные законы на сегодняшний день отсутствуют, на войсковые части, выступающие в качестве работодателей для указанных лиц, в том числе дислоцированные за пределами границ Российской Федерации войсковые части независимо от места их расположения, должно возлагаться исполнение всех обязанностей работодателя, предусмотренных российским законодательством, включая обязанность по уплате единого социального налога и страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Кроме того, в настоящее время ни Налоговый кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не содержат каких-либо специальных норм, которые освобождали бы российские организации, расположенные на территории иностранных государств (в том числе войсковые части), от выполнения данной обязанности, предусмотренной федеральным законодателем в интересах работников (включая лиц из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации).
Следовательно, в силу предписаний Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 22 и 349), Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 235) и Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (подпункт 1 пункта 1 статьи 6) российские войсковые части, дислоцированные на территории иностранных государств, фактически будучи работодателями для российских граждан из числа вольнонаемного персонала, обязаны осуществлять обязательное пенсионное страхование и уплачивать страховые взносы на финансирование страховой и накопительной частей трудовых пенсий этих граждан, причем независимо от того, являются данные войсковые части юридическими лицами либо не являются.
Соответственно, Российская Федерация как правовое и социальное государство, принимая решение о дислокации российских войсковых частей на территории иностранных государств (в том числе в <адрес>), должна создавать и правовой механизм, обеспечивающий постановку данных войсковых частей на учет в налоговых органах и позволяющий им формировать надлежащим образом пенсионные права работающих в них российских граждан из числа вольнонаемного персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Таким образом, в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 10 июля 2007 года N 9-П, пункт 2 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в системной взаимосвязи с законоположениями, закрепляющими безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы за своих работников, не может истолковываться как исключающий возможность зачета в страховой стаж периодов работы, как следствие, принятие к зачету справок о заработной плате граждан Российской Федерации, занятых по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранных государств, - независимо от того, уплачивались ли за них в эти периоды войсковыми частями страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Иное означало бы установление таких различий в условиях приобретения пенсионных прав, которые не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям и, следовательно, несовместимы с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд полагает требования истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать решение Управления Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Воронеже № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Воронеже произвести перерасчет пенсии Ковырягину <данные изъяты> с учетом заработной платы за период работы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Судья
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 ноября 2013 года Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Багрянской В.Ю.,
при секретаре Панферовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ковырягина <данные изъяты> к ГУ УПФ РФ в г. Воронеже о признании незаконным решения пенсионного органа и о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии,
установил:
Истец обратился с настоящим иском к ответчику. Указывая, что с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии по старости. Полагая, размер назначенной ему пенсии неверным, истец обратился с заявлением к ответчику, требуя пересчитать размер страховой части пенсии с учетом справки о заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года. Ответчик своим решением от ДД.ММ.ГГГГ отказал истцу в перерасчете пенсии, ввиду того, что справка о заработке была выдана истцу за период времени до переселения его с <данные изъяты> на территорию РФ, что не соответствует нормам Соглашения между <данные изъяты> и Правительством РФ о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ года. Не согласившись с решением пенсионного органа, истец обратился с настоящим иском в суд.
В судебном заседании истица исковые требования поддержал, пояснил изложенное в иске.
Представитель истца по устной доверенности Панина О.Л. привела правовое обоснование заявленных требований.
Представитель ответчика по доверенности Швецова И.В. исковые требования не признала, просит отказать в их удовлетворении, представила суду мотивированные возражения.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» утратил силу с 1 января 2002 года в связи с принятием Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
С 1 января 2002 года на территории Российской Федерации действует Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
С ДД.ММ.ГГГГ Ковырягину А.В. досрочно назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Расчет пенсии истца производился с учетом документов, имеющихся в пенсионном деле в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также на основании Соглашения между Правительством РФ и <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года.
Названным Соглашением регулируются вопросы пенсионного обеспечения граждан, переселившихся на постоянное место жительства в РФ из <данные изъяты> после распада СССР.
В силу п. 3 ст. 6 Соглашения, для граждан государства одной Стороны, переселившихся на территорию государства другой Стороны и работавших после переселения, размер пенсии исчисляется исходя из заработка (дохода), получаемого после переселения.
Для граждан государства одной Стороны, которые, переселившись на территорию государства другой Стороны, не работали или не имеют минимального стажа работы, требуемого для исчисления заработной платы при назначении пенсии в соответствии с законодательством государства Стороны, куда они переселились, размер пенсии исчисляется исходя из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, осуществляющего аналогичную деятельность до дня назначения пенсии государством той Стороны, на территорию которого они переселились.
В случае невозможности определения среднемесячного заработка в указанном порядке размер пенсии исчисляется исходя из среднемесячного заработка, сложившегося ко времени назначения пенсии на территории того государства, куда переселился гражданин.
По смыслу указанного международного договора, он может распространяться на граждан, которые проживали на территории иностранного государства и работали там, у иностранного работодателя.
Судом установлено, что истец постоянно проживал на территории <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ он работал на территории <данные изъяты>, однако, работал он у российского работодателя, в <данные изъяты>. Таким образом, нормы Соглашения от 16 мая 1997 года к истцу применены быть не могут.
То обстоятельство, что российский работодатель, расположенный на территории иностранного государства, не осуществлял уплату страховых взносов за истца в пенсионный фонд РФ, также не может являться основанием для нарушения пенсионных прав истца.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования. Соответственно, осуществляемое федеральным законодателем правовое регулирование отношений в сфере пенсионного обеспечения этих лиц, должно предусматривать эффективные гарантии их права на трудовую пенсию, адекватные природе, целям и значению данного вида пенсионного обеспечения, с тем чтобы исключить возможность блокирования реализации приобретенных пенсионных прав и на основе доступных процедур обеспечить своевременное и в полном объеме получение полагающейся пенсии.
Пунктом 2 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" закреплено правило, позволяющее включать в страховой стаж периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись застрахованными лицами за пределами территории Российской Федерации, либо в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае самостоятельной уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Возможность для граждан Российской Федерации, работающих за пределами ее территории, добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за себя предусмотрена пунктом 1 статьи 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
По смыслу данного нормативного положения во взаимосвязи с частью второй статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации, называющим в числе плательщиков единого социального налога организации, и абзацем пятым пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", относящим к застрахованным лицам граждан Российской Федерации, работающих за пределами территории Российской Федерации, в случае уплаты страховых взносов в соответствии со статьей 29 данного Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, модель добровольного участия работника в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию должна применяться только при условии, что обязательное пенсионное страхование не распространяется на него в силу закона или международного договора, т.е. в случае, когда он работает у иностранного работодателя на территории иностранного государства, не связанного с Российской Федерацией международным договором, предусматривающим возможность зачета периодов такой работы в стаж, дающий право на трудовую пенсию, и устанавливающим порядок взаимных расчетов между государствами относительно назначаемых пенсий на условиях пропорционального распределения финансового бремени между бюджетами национальных пенсионных фондов.
Таким образом, самостоятельная уплата страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке статьи 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" выступает в качестве основания включения в страховой стаж периодов работы, выполняемой застрахованными лицами за пределами территории Российской Федерации, лишь в случаях, когда иной порядок уплаты страховых взносов в отношении данной категории застрахованных лиц не предусмотрен законодательством или международными договорами.
По смыслу части первой статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации, российские граждане, работающие по трудовому договору в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, обладают стандартным правовым статусом работника, на которого распространяются как общие нормы трудового законодательства, так и общие нормы законодательства об обязательном социальном страховании, а особенности в правовом регулировании отношений с их участием могут предусматриваться федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Поскольку такие федеральные законы на сегодняшний день отсутствуют, на войсковые части, выступающие в качестве работодателей для указанных лиц, в том числе дислоцированные за пределами границ Российской Федерации войсковые части независимо от места их расположения, должно возлагаться исполнение всех обязанностей работодателя, предусмотренных российским законодательством, включая обязанность по уплате единого социального налога и страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Кроме того, в настоящее время ни Налоговый кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не содержат каких-либо специальных норм, которые освобождали бы российские организации, расположенные на территории иностранных государств (в том числе войсковые части), от выполнения данной обязанности, предусмотренной федеральным законодателем в интересах работников (включая лиц из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации).
Следовательно, в силу предписаний Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 22 и 349), Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 235) и Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (подпункт 1 пункта 1 статьи 6) российские войсковые части, дислоцированные на территории иностранных государств, фактически будучи работодателями для российских граждан из числа вольнонаемного персонала, обязаны осуществлять обязательное пенсионное страхование и уплачивать страховые взносы на финансирование страховой и накопительной частей трудовых пенсий этих граждан, причем независимо от того, являются данные войсковые части юридическими лицами либо не являются.
Соответственно, Российская Федерация как правовое и социальное государство, принимая решение о дислокации российских войсковых частей на территории иностранных государств (в том числе в <адрес>), должна создавать и правовой механизм, обеспечивающий постановку данных войсковых частей на учет в налоговых органах и позволяющий им формировать надлежащим образом пенсионные права работающих в них российских граждан из числа вольнонаемного персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Таким образом, в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 10 июля 2007 года N 9-П, пункт 2 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в системной взаимосвязи с законоположениями, закрепляющими безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы за своих работников, не может истолковываться как исключающий возможность зачета в страховой стаж периодов работы, как следствие, принятие к зачету справок о заработной плате граждан Российской Федерации, занятых по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранных государств, - независимо от того, уплачивались ли за них в эти периоды войсковыми частями страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Иное означало бы установление таких различий в условиях приобретения пенсионных прав, которые не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям и, следовательно, несовместимы с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд полагает требования истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать решение Управления Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Воронеже № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Воронеже произвести перерасчет пенсии Ковырягину <данные изъяты> с учетом заработной платы за период работы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Судья