Дело № 2- 626 /2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июня 2013 года г. Железногорск
Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Антроповой С.А., при секретаре Дряхловой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белецкас Л.П. к Управлению социальной защиты населения Администрации ЗАТО г.Железногорск Красноярского краяо признании права на получение мер социальной поддержки (субсидий) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Белецкас Л.П. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края (далее - УСЗН Администрации ЗАТО г.Железногорск) о признании права на получение мер социальной поддержки (субсидий) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в обоснование исковых требований указав, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала воспитателем в детских садах №№ и № совхоза Е. Управления рабочего снабжения Г.. ДД.ММ.ГГГГ была уволена по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по педагогическому стажу. В указанный период работы и в настоящее время проживала и проживает в <адрес>, который является подчиненным администрации г. Железногорск. Детские сады № и №, входившие в состав Г., находились в поселке <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки (субсидий) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как педагогу-пенсионеру. Ей было отказано на том основании, что она работала в образовательном учреждении «Детский сад», который в период ее трудовой деятельности в должности педагогического работника (воспитателя) находился в ведении Г., то есть не являлся краевым или муниципальным образовательным учреждением. Считая данный отказ неправомерным, истица просит признать за ней право на получение мер социальной поддержки (субсидий) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ и обязать ответчика предоставить ей субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Истица Белецкас Л.П. в судебное заседание не прибыла, просила в заявлении рассмотреть дело в ее отсутствие, доверив представление своих интересов представителю Черновой Е.В.
Представитель истца Чернова Е.В. (полномочия по доверенности) в судебном заседании поддержала исковые требования, ссылаясь на доводы, изложение в иске.
Представитель ответчика Зубрева Н.А. (полномочия по доверенности) в судебном заседании исковые требования не признала, сославшись на письменные возражения на иск, из которых следует, что Белецкас Л.П. по представленной копии ее трудовой книжки общего стажа работы в краевых государственных и (или) муниципальных образовательных учреждениях в сельской местности не имеет, работала воспитателем детского сада отделения № совхоза Е. Управления рабочего снабжения Г., воспитателем детского сада № совхоза Е. Управления рабочего снабжения Г.. Г. к краевым государственным и (или) муниципальным образовательным учреждениям не относится, это федеральное унитарное предприятие. Кроме того, не представлены документы, подтверждающие факт проживания истицы Белецкас Л.П. в сельской местности или в поселках городского типа (рабочих поселках) в период ее работы в должности воспитателя; документы, подтверждающие пользование льготами, предусмотренными педагогическим работникам в сельской местности, в период работы в детских садах Г..
УСЗН Администрации ЗАТО г. Железногорск исполняет переданные Законом края № 11-5397 отдельные государственные полномочия в соответствии с Законом края № 10-4691 на основании постановления Администрации ЗАТО г. Железногорск № 237 и не может принимать решения о предоставлении денежных выплат педагогическим работникам, не имеющих общего стажа работы в краевых государственных и (или) муниципальных образовательных учреждениях в сельской местности не менее 10 лет, а также педагогическим работникам, которым установлены МСП на федеральном уровне и их финансовое обеспечение в соответствии со ст. 84 БК РФ должно осуществляться РФ.
Право педагогов-пенсионеров образовательных учреждений, находящихся (находившихся) в ведомстве сельскохозяйственных, промышленных и иных предприятий и организаций, на меры социальной поддержки ст. 55 Закона РФ «Об образовании» не предусмотрено.
Для педагогических работников-пенсионеров льготы предусматривались постановлением Совета Министром СССР от 04.05.1971 года № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности», правопреемником Совета Министров согласно заключительным и переходным положениям Конституции РФ, является Правительство РФ со дня вступления в силу Конституции РФ, следовательно, исковые требования необходимо предъявлять Правительству РФ в лице уполномоченного федерального органа государственной власти.
Представитель третьего лица – Министерства финансов РФ Белова О.Г. (действующая по доверенности), надлежащим образом извещенная о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не прибыла, адресовав суду заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства финансов РФ, а также письменные возражения из которых следует, что на территории Красноярского края меры социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам в сельской местности установлены Законом Красноярского края от 10 июня 2010 года № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)». До 01 января 2012 года положения указанного Закона предусматривали льготы только для педагогических работников, работающих в сельской местности. В связи с принятием Закона Красноярского края от 01 декабря 2011 года № 13-6597 «О внесении изменений в Законы края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» и «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов краяотдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения», с 01 января 2012 года предусмотрены меры социальной поддержки путем денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательныхучреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Красноярского края, а также указанным работникам, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа), общий стаж по основному месту работы которых в краевых государственных и (или) муниципальных образовательных учреждениях в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа) составляет не менее 10 лет. На основании ст. 7 Закона Красноярского края от 10 июня 2010 года № 10-4691 следует, что предоставление денежных выплат является расходным обязательством Красноярского края и финансируется за счет средств краевого бюджета.
Представитель третьего лица – Министерства социальной политики Красноярского края, надлежащим образом извещенное о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не прибыл, адресовав суду заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства социальной политики Красноярского края, а также письменные возражения, из которых следует, что исковые требования Белецкас Л.П. не подлежат удовлетворения по следующим основаниям: Законом РФ «Об образовании» и Законом края № 10-4691 определен закрытый (исчерпывающий) перечень образовательных учреждений (федеральных государственных, образовательных учреждений субъектов РФ, муниципальных образовательных учреждений, педагогическая деятельность в которых дает право на получение МСП на оплату жилого помещения, отопления и освещения. Истец в исковом заявлении указывала на два периода работы в ведомственных учреждениях: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Определение вида собственности (принадлежности) образовательного учреждения до 1992 года, в которых также работали педагоги-пенсионеры, должно производиться на основании законодательства, действовавшего в тот временной период. Очевидно, что педагоги, работавшие в образовательных учреждения до распада СССР и до разделения (1992 год) предметов ведения и полномочий между РФ, составляющими ее республиками, краями, областями, городами Москва и Санкт-Петербург, автономными областями, автономными округами и местным самоуправлением, следует относить к педагогическим работникам федеральных образовательных учреждений (государство-федерация). Право педагогов-пенсионеров образовательных учреждений, находящихся (находившихся) в ведомственной принадлежности предприятий, организаций, статья 55 Закона РФ «Об образовании» не предусматривает, соответственно это не регулируется и Законом края № 10-4691.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
Из представленных суду документов, пояснений сторон следует, что истица в спорный период работала в сельских дошкольных образовательных учреждениях №№ и №, расположенных в сельской местности – в деревне <адрес>, а именно:
с ДД.ММ.ГГГГ воспитателем детского сада отделения № совхоза «Е. управления рабочего снабжения Г. (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ),
ДД.ММ.ГГГГ переведена медицинской сестрой детского сада № совхоза Е. управления рабочего снабжения Г. (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ),
ДД.ММ.ГГГГ переведена воспитателем детского сада № совхоза Е. управления рабочего снабжения Г. (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ),
ДД.ММ.ГГГГ откомандирована в Г. воспитателем детского сада № совхоза Е. (приказ № Министра от ДД.ММ.ГГГГ),
ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию в связи с уходом на пенсию по педагогическому стажу, ст. 31 КЗОТ РФ (приказ №л/с от ДД.ММ.ГГГГ).
Истице назначена пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В указанные периоды работы и в настоящее время истица проживала и проживает в настоящее время в сельской местности – в деревне <адрес> по <адрес>, что подтверждается справкой МП «ГЖКУ» от ДД.ММ.ГГГГ и копией паспорта истицы; истица находится на пенсии.
ДД.ММ.ГГГГ Белецкас Л.П. обратилась в УСЗН Администрации ЗАТО г. Железногорск с заявлением о предоставлении ей мер социальной поддержки (субсидии) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как педагогу-пенсионеру, представив необходимые для этого документы.
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ руководителя УСЗН Администрации ЗАТО г. Железногорск Белецкас Л.П. в предоставлении мер социальной поддержки (субсидии) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как педагогу-пенсионеру отказано в связи с тем, что она работала в образовательном учреждении «детский сад», который в период ее трудовой деятельности в должности педагогического работника (воспитателя) находился в ведении Г., то есть не являлся краевым государственным или муниципальным образовательным учреждением.
Согласно Перечню закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 года № 508, Уставу ЗАТО Железногорск, деревня <адрес> входит в состав ЗАТО Железногорск Красноярского края, данный населенный пункт находится в подчинении Администрации ЗАТО г. Железногорск.
Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 4 мая 1971г. № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности», в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 г. № 437, от 24 января 1985 г. № 85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.
Положения указанных актов о предоставлении жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам общеобразовательных школ в сельской местности, вышедшим пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия Закона РФ от 10 июля 1992г. № 3266-1 «Об образовании» (абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона в редакции ФЗ от 13 января 1996г. №12-ФЗ).
В соответствии с п. 5 ст. 55 вышеуказанного Закона РФ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки устанавливаются законодательными актами субъектов РФ.
На территории Красноярского края меры социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам в сельской местности установлены Законом Красноярского края от 10 июня 2010г. № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)».
До 01 января 2012г. положения указанного Закона предусматривали льготы только для педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности.
В связи с принятием Закона Красноярского края от 01 декабря 2011г. №13-6597 «О внесении изменений в Законы края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» и «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения», с 01 января 2012г. предусмотрены меры социальной поддержки путем денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Красноярского края, а также указанным работникам, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа), общий стаж по основному месту работы которых в краевых государственных и (или) муниципальных образовательных учреждениях в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа) составляет не менее 10 лет.
В соответствии со ст.2 Закона Красноярского края от 10 июня 2010г. № 10-4691 педагогическим работником является педагогический работник краевого государственного или муниципального образовательного учреждения, работающий и проживающий в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа), для которого указанное учреждение является основным местом работы, а также указанный педагогический работник, вышедший на пенсию и проживающий в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа), общий стаж по основному месту работы которого в краевых государственных и (или) муниципальных образовательных учреждениях в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа) составляет не менее 10 лет.
В соответствии со ст. 3 этого же Закона педагогическим работникам предоставляются денежные выплаты в следующих размерах: а) 100 процентов оплаты жилой площади; б) 100 процентов оплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления; в) 100 процентов оплаты освещения исходя из объема электрической энергии, потребленной на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой Правительством края.
Из статьи 7 этого Закона следует, что предоставление денежных выплат является расходным обязательством Красноярского края и финансируется за счет средств краевого бюджета.
В силу вышеизложенного, право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) является федеральной мерой социальной поддержки, которая должна предоставляться, в порядке, установленном законодательством РФ.
Статьей 72 Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина; социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, не могут противоречить федеральным законам.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2010г. № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ «Об образовании», нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992г. № 3266-1 «Об образовании» (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из указанной нормы Закона следует, что получение указанных льгот педагогическим работникам не связано с формой собственности образовательного учреждения.
При этом, как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 958-О-О, из абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" не следует, что субъект Российской Федерации наделяется полномочием снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.
Положения Закона Красноярского края от 10.06.2010 № 10-4691 не могут рассматриваться как ограничивающие право на получение мер социальной поддержки в виде бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением в сельской местности пенсионеров - педагогических работников, вышедших на пенсию из ведомственных учреждений и из учреждений, финансируемых за счет средств краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований Красноярского края, и чье право на сохранение жилищно-коммунальных льгот ранее не ставилось законодательными и исполнительными органами Красноярского края под сомнение. К таким лицам относятся и истец.
Как установлено судом, ведомственные дошкольные учреждения, в которых работала истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно действующему в тот период законодательству, не могли быть иначе как государственными учреждениями, поскольку отсутствовало разделение на ветви власти (федеральная, муниципальная, краевая), впоследствии указанные учреждения, что не оспаривается ответчиком, были переведены в разряд муниципальных, финансируемых за счет средств краевого бюджета и бюджета муниципального образования ЗАТО Железногорск.
Материалами дела подтверждено и судом установлено, что Белецкас Л.П. более 10-ти лет являлась педагогическим работником (воспитателем) образовательных учреждений в сельской местности (с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ), в полном объеме получала меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг и после выхода на пенсию, как педагогический работник образовательного учреждения, работавший в сельской местности. Отказ в настоящее время в предоставлении указанных мер мотивирован лишь тем, что она работала в детском саду, не являющимся краевым государственным либо муниципальным образовательным учреждениям, иных оснований отказа в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг ответчиком не указывается.
Поскольку истица пользовалась правом на получение вышеуказанных мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, установленных как ранее действующими законодательными актами союзного значения, так и действующим Законом Российской Федерации «Об образовании», а субъект Российской Федерации не наделен полномочием снижать объем полагающихся педагогическим работникам указанных мер социальной поддержки, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, то факт того, что она работала в детских садах, не являющихся краевыми государственными либо муниципальными образовательными учреждениями, не может явиться основанием для лишения права истицы на получение указанных льгот.
Оценивая установленные обстоятельства в совокупности, руководствуясь вышеуказанными положениями закона, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах исковые требования о возложении на ответчика обязанности предоставить истцу меры социальной поддержки с 01 января 2012г. являются законными и обоснованными, иск – подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, суд полагает требования Белецкас Л.П. законными и обоснованными и принимает решение об их удовлетворении в целом.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 10 ░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – 03 ░░░░ 2013 ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░