Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2859/2018 ~ М-2858/2018 от 10.09.2018

Решение в окончательной форме изготовлено 15 октября 2018 года        

Дело № 2-2859/18                                                                                        

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


    03 октября 2018 года                         город Мурманск

Ленинский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи        Кузнецовой Т.С.

при секретаре                 Халовой С.С.

с участием истца                Егоровой С.А.,

представителей ответчика        Черницына А.В., Летучей А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егоровой С.А. о признании незаконным приказа командира войсковой части 77360,    

УСТАНОВИЛ:


    Егорова С.А. обратилась в суд с иском о признании незаконным приказа командира войсковой части 77360.

В обоснование заявленных требований указала в иске, а также пояснила в судебном заседании о том, что 01 августа 2016 года между ней и войсковой частью 77360 в лице командира части ФИО1 заключен трудовой договор, согласно которому она была принята на работу на должность инженера отделения (логистики) управления с должностным окладом в размере <данные изъяты> рублей в месяц.

По результатам проведенной аттестации приказом командира части от 30 сентября 2016 года она признана соответствующей занимаемой должности, приказом командира части ей с 01 января 2017 года установлена 2 категория оплаты труда с окладом <данные изъяты> рублей в месяц. С учетом индексации размер оклада с 01 января 2018 года составил <данные изъяты> рублей.

Вместе с тем, 03 августа 2018 года по результатам проведенной Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому Флоту) выездной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части 77360 и признании незаконным решения аттестационной комиссии о присвоении ей 2 квалификационной категории в связи с отсутствием у нее требуемого стажа работы и образования она была уведомлена об установлении ей должностного оклада в размере <данные изъяты> рубля в месяц с 04 октября 2018 года, 06 августа 2018 года командиром части был издан соответствующий приказ.

Не согласившись с данным приказом, указала, что при присвоении ей квалификационной категории аттестационной комиссией были приняты во внимание результаты ее трудовой деятельности, характеристики руководителя подразделения, имеющийся стаж работы на аналогичных должностях, по схожим направлениям деятельности. При этом работодатель также вправе принимать необходимые решения в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом, обеспечивая закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.

В связи с этим полагала, что выводы о незаконности присвоения ей в порядке исключения 2 квалификационной категории (с учетом практического опыта и достигнутых результатов трудовой деятельности) только по причине отсутствия стажа работы, образования являются несостоятельными.

Кроме того, действующим законодательством и локальными нормативными актами войсковой части 77360 порядок лишения (снижения) присвоенной квалификационной категории по занимаемой должности не определен, в связи с чем законных оснований для изменения условий трудового договора в части размера должностного оклада не имелось.

Локальные нормативные акты войсковой части 77360 были приняты в соответствии со статьей 8 Трудового кодекса Российской Федерации, на основании коллективного договора, в том числе положений об аттестации, о системе оплаты труда, зарегистрированного в Министерстве труда и социальной защиты Мурманской области, не ухудшали положения работников.

Однако по результатам проведенной проверки проведенная в отношении нее аттестация признана незаконной с требованием об изменении установленного ей оклада, а заработная плата, начисленная в соответствии с установленным окладом – ущербом в сумме <данные изъяты>. Полагала, что в данном случае решение, принятое по результатам проверки, не входило в компетенцию членов комиссии, а приказ командира войсковой части 77360, изданный по результатам данной проверки, является незаконным, нарушающим ее трудовые права.

Уточнив в ходе рассмотрения дела исковые требования, просила признать незаконными и отменить параграф 4 приказа командира войсковой части 77360 № 95 от 06 августа 2018 года в части снижения с 04 октября 2018 года установленного ей должностного оклада до <данные изъяты> рублей.

Представители ответчика Черницын А.В., Летучая А.С. в судебном заседании заявили о несогласии с иском, сославшись на вынужденность исполнения командиром части выводов и предложений, приведенных в акте, составленном по итогам проведения контрольных мероприятий в отношении войсковой части в порядке Приказа Министра обороны Российской Федерации от 17 февраля 2017 года № 100дсп, согласно которым установление истцу 2 квалификационной категории с соответствующим должностным окладом признано необоснованным. Вместе с тем, полагали, что решение аттестационной комиссии войсковой части и приказ командира части об установлении Егоровой С.А. 2 категории по занимаемой должности инженера являлись правомерными, принятыми в соответствии с положениями действующего законодательства и локальных нормативных актов войсковой части, в пределах имеющихся полномочий. При принятии данного решения, принятого в отношении Егоровой С.А. в порядке исключения, что не противоречит правовым нормам, учитывались характеристика, данная непосредственным руководителем работника, опыт и стаж работы на соответствующих должностях, отсутствие дисциплинарных взысканий, наличие поощрений, ее обучение в высшем учебном заведении. С выводами комиссии, проведшей выездную проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности в отношении войсковой части, были не согласны и направили в Управление свои возражения, которые были рассмотрены и признаны не подлежащими удовлетворению, после чего работодатель с соблюдением установленной законом процедуры уведомил работника о снижении должностного оклада, командиром части издан оспариваемый приказ.

Заслушав истца, представителей ответчика, специалиста ФИО2, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Егорова С.А. с 01 августа 2016 года принята на должность инженера отделения (логистики) управления в войсковую часть 77360, с ней заключен трудовой договор от 01 августа 2018 года, о приеме на работу командиром войсковой части 77360 издан приказ № 112 от 01 августа 2018 года. При приеме на работу Егоровой С.А. установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> рублей в месяц, надбавка в размере 80 % за работу в районах Крайнего Севера, районный коэффициент к заработной плате в размере 50 %, надбавка в размере 20 % за выслугу лет в соответствии со стажем работы, составившим по состоянию на день трудоустройства 6 лет 7 месяцев 16 дней, другие виды выплат.

19 сентября 2016 года командиром войсковой части 77360 издан приказ № 981 о проведении аттестации.

На основании указанного приказа 30 ноября 2016 года проведена аттестация работника Егоровой С.А., по результатам которой аттестационной комиссией постановлено аттестовать Егорову С.А. в должности инженера отделения логистики войсковой части 77360 с принятием решения о соответствии занимаемой должности, установить 2 категорию оплаты труда с 01 января 2017 года в порядке исключения в соответствии с Соглашением от 01 августа 2014 года, заключенным между работниками войсковой части 77360 и работодателем, о чем составлены протоколы № 3 и 4.

По итогам проведенной аттестации командиром войсковой части 77360 изданы приказ № 1041 от 30 сентября 2016 года о соответствии Егоровой С.А. занимаемой должности инженера отделения логистики управления войсковой части 77360, приказ № 1379 от 22 декабря 2016 года об установлении Егоровой С.А. с 01 января 2017 года 2 категории оплаты труда, приказ № 19 от 10 февраля 2017 года об установлении инженеру отделения (логистики) управления Егоровой С.А. с 01 января 2017 года 2 квалификационной категории с окладом <данные изъяты> рублей в месяц.

11 января 2018 года между войсковой частью 77360 в лице командира части и Егоровой С.А. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от 01 августа 2016 года, которым предусмотрено установление работнику должностного оклада в размере <данные изъяты> рублей в месяц с 01 января 2018 года.

Во исполнение Плана ведомственного финансового контроля на 2018 год, в соответствии с приказом начальника Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Минобороны России (по Военно-Морскому Флоту) от 30 января 2018 года № 13 контрольной группой указанного Управления в отношении объекта ведомственного контроля – войсковой части 77360 проведены контрольные мероприятия, по результатам которой 06 марта 2018 года составлен акт выездной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности, согласно которому в ходе проведения проверки установлено, что в нарушение пункта 7 главы III Приложения № 2 к Приказу № 255, требований Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 года № 37 (в редакции от 14 марта 2011 года), требований, установленных штатом войсковой части по коду специальности в двух случаях лицам гражданского персонала войсковой части 77360, замещающим должности техника и инженера, должностные оклады устанавливались при отсутствии соответствующего образования и стажа работы по специальности; установлен причиненный необоснованной выплатой заработной платы инженеру Егоровой С.А. ущерб в размере <данные изъяты>.

21 марта 2018 года на данный акт войсковой частью 77360 поданы возражения, которые комиссией Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому Флоту) оставлены без удовлетворения, о чем составлен протокол рассмотрения возражений от 10 мая 2018 года № 66/5.

В силу пункта 51 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 17 февраля 2017 года № 100дсп «Об утверждении регламента организации и осуществления ведомственного финансового контроля в Вооруженных Силах Российской Федерации» по итогам проведения контрольных мероприятий и с учетом выводов и предложений, изложенных в акте, руководителем объекта ведомственного контроля издается приказ по результатам контрольного мероприятия, а также обеспечивается постановка на учет сумм выявленного ущерба; выполнение предложений, отраженных в акте; устранение выявленных в результате проведения контрольных мероприятий нарушений; возмещение причиненного ущерба; принятие решения о привлечении виновных должностных лиц объекта ведомственного контроля к материальной и/или дисциплинарной ответственности.

Во исполнение установленного порядка 03 августа 2018 года истцу вручено уведомление о предстоящих изменениях условий трудового договора и установлении должностного оклада по занимаемой должности инженера отделения (логистики) в размере <данные изъяты> рубля по истечении двух месяцев со дня ознакомления с данным уведомлением, предложено продолжить работу по занимаемой должности, разъяснено, что при отказе от продолжения работы в связи с изменившимися условиями трудовой договор может быть расторгнут по пункту 7 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

06 августа 2018 года командиром войсковой части 77360 издан приказ № 95 об установлении инженеру отделения (логистики) управления Егоровой С.А. с 04 октября 2018 года должностного оклада в размере <данные изъяты> рубля.

Истец, не согласившись с изданным командиром части приказом, обратилась в суд с рассматриваемым иском, полагая свои трудовые права нарушенными.

С позицией истца суд соглашается, полагая ее обоснованной.

Так, в соответствии со статьей 56 трудовым договором является соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

В силу положений статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются такие условия, как: трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с данным Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов; условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

    Согласно статье 72 Трудового кодекса Российской Федерации изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

    В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработной платой (оплатой труда работника) является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Оклад (должностной оклад) – это фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Как следует из статьи 132 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.

В соответствии со статьей 135 указанного Кодекса заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений в федеральных государственных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 данного Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

При этом под профессиональными квалификационными группами понимаются группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В соответствии со статьей 195.1 под квалификацией работника понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Согласно статье 349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583», изданным в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 года № 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений", утверждены размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № 1 к Приказу); Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № 2 к приказу); Порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № 3 к приказу).

Согласно приложению № 1 к указанному Приказу (таблица 65) размеры должностных окладов инженера (других специальностей и наименований), имеющего 2 категорию, составляет <данные изъяты> рублей, не имеющего категории – <данные изъяты> рублей.

В соответствии с приложением № 2 к Приказу «Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» должностные оклады (тарифные ставки) гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации в размерах, установленных приложением № 1 к данному Приказу (пункт 7).

Должностные оклады (тарифные ставки) заместителям руководителей воинских частей и организаций, главным бухгалтерам, руководителям структурных подразделений и их заместителям, специалистам и рабочим устанавливаются приказами руководителей воинских частей и организаций, наделенных полномочиями работодателя.

Размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала включаются в трудовые договоры (пункт 8).

Гражданскому персоналу воинских частей и организаций, имеющему право на повышение в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Положением, должностные оклады (тарифные ставки) увеличиваются на размер повышения, то есть устанавливается новый должностной оклад (тарифная ставка). Если гражданский персонал имеет право на повышение одновременно по нескольким основаниям, должностной оклад (тарифная ставка) увеличивается на сумму процентов повышений (пункт 13).

Из материалов дела следует, что дополнительным соглашением № 14 к коллективному договору войсковой части 77360 утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала войсковой части 77360 (в новой редакции), вступившее в силу с 01 ноября 2015 года.

Согласно условиям Положения оно разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255, вводится в целях определения особенностей порядка и условий оплаты труда работников части и регламентирует, в числе прочего, порядок установления окладов (должностных окладов) работников на основании Приложения № 1 к Приказу Министра обороны от 23 апреля 2014 года № 255.

Согласно пункту 2.1 указанного Положения размеры должностных окладов руководителям структурных подразделений и специалистам войсковой части 77360 устанавливаются командиром с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, уровня образования, стажа работы, сложности и важности работы, степени самостоятельности при выполнении поставленных задач, в соответствии с данными таблиц Приложения № 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255.

Конкретные должностные оклады руководителям и специалистам, группы размеров тарифных ставок по профессиям рабочих устанавливаются командиром войсковой части 77360 в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками в зависимости от разряда и сложности выполняемых работ, с учетом напряженности нормированных заданий и норм обслуживания, с учетом опыта работы (службы) работникам и (или) по результатам его аттестации. В случае спорных ситуаций, связанных с правильным применением тарифно-квалификационных характеристик и (или) положений Приказа Министра обороны Российской Федерации от 2014 года № 255 установление должностных окладов и тарифных ставок производится командиром части после предварительного согласования с финансовым органом и (или) с соответствующими органами, уполномоченными давать разъяснения по применению законодательства.

Должностные оклады (тарифные ставки) работникам части устанавливаются в расчете на год или количество месяцев содержания должностей в соответствии со штатом (штатным расписанием). В течение года увеличение должностного оклада (тарифной ставки) работнику в связи с присвоением квалификационной категории (изменением группы по размерам тарифных ставок) по результатам аттестации производится на основании приказа командира войсковой части 77360. В случае отсутствия экономии по фонду оплаты труда данное увеличение производится с начала следующего года.

В виде исключения командир войсковой части 77360 имеет право по результатам аттестации присваивать квалификационную категорию (изменять группу по размерам тарифных ставок) работникам, принимать (назначать) на должности гражданский персонал независимо от соблюдения рекомендаций Постановления Минтруда от 21 августа 1998 года № 37, приказа Минзравсоцразвития России от 2010 года № 541, других нормативно-правовых актов по тарифно-квалификационным характеристикам.

В войсковой части 77360 применяется Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 года № 37, который рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров; призван обеспечить рациональное разделение труда, создать действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности на основе четкой регламентации трудовой деятельности работников в современных условиях; проводит унификацию нормативов регламентации труда работников для обеспечения единого подхода к подбору персонала соответствующей квалификации и соблюдения единых принципов тарификации работ, основанных на их сложности.

Как следует из общих положений данного Квалификационного справочника он предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.

Квалификационные характеристики, включенные в данный выпуск Справочника, являются нормативными документами, предназначенными для обоснования рационального разделения и организации труда, правильного подбора, расстановки и использования кадров, обеспечения единства при определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований, а также принимаемых решений о соответствии занимаемым должностям при проведении аттестации руководителей и специалистов.

Квалификационные характеристики на предприятиях, в учреждениях и организациях могут применяться в качестве нормативных документов прямого действия или служить основой для разработки внутренних организационно-распорядительных документов - должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности.

Поскольку квалификационные характеристики распространяются на работников предприятий, учреждений и организаций независимо от их отраслевой принадлежности и ведомственной подчиненности, в них представлены наиболее характерные для каждой должности работы. Поэтому при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях, и устанавливаются требования к необходимой специальной подготовке работников.

В характеристиках должностей специалистов предусматривается в пределах одной и той же должности без изменения ее наименования внутридолжностное квалификационное категорирование по оплате труда.

Квалификационные категории по оплате труда специалистов устанавливаются руководителем предприятия, учреждения, организации. При этом учитываются степень самостоятельности работника при выполнении должностных обязанностей, его ответственность за принимаемые решения, отношение к работе, эффективность и качество труда, а также профессиональные знания, опыт практической деятельности, определяемый стажем работы по специальности, и др.

Соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям должностных характеристик определяется аттестационной комиссией согласно действующему положению о порядке проведения аттестации. При этом особое внимание уделяется качественному и эффективному выполнению работ.

Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

    Согласно данному Квалификационному справочнику требованиями к квалификации по должности «Инженер» являются: высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5 лет; по должности «Инженер 2 категории»: высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера или других инженерно-технических должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образованием, не менее 3 лет.

    Соглашением, заключенным 01 августа 2014 года между войсковой частью 77360 и работниками части, утверждены квалификационные категории по оплате труда руководителей, специалистов и технических исполнителей войсковой части 77360, согласно которым по должности «Инженер» установлены следующие требования к квалификации: высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы, по должности «Инженер 2 категории»: высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера не менее 3 лет.

    В соответствии с Положением об аттестации работников управления войсковой части 77360, утвержденным командиром войсковой части 77360 23 сентября 2013 года, аттестация работников управления войсковой части 77360 осуществляется с целью улучшения подбора и расстановки кадров, стимулирования работников к повышению квалификации, улучшения качества и эффективности работы, а также установления соответствия занимаемой должности и их тарификации, то есть определения разряда оплаты труда, и представляет собой компетентную оценку деловых качеств работников части и результатов их труда.

    Аттестации в соответствии с данным Положением подлежат все руководители, специалисты и технических исполнители (включая совместителей) части.

Аттестация лиц гражданского персонала части проводится один раз в три года. До истечения трех лет после проведения предыдущей аттестации может проводиться внеочередная аттестация по соглашению между работником и работодателем, по решению работодателя вследствие сокращения численности, штата части, изменения условий оплаты труда.

Аттестация включает в себя следующие этапы: изучение членами аттестационной комиссии всех представленных в комиссию материалов; характеристика работника его непосредственным руководителем; собеседование с работником и (или) тестирование; оценка пригодности аттестуемого работникам занимаемой должности (выполняемой работе), составление рекомендаций; голосование членов комиссии по результатам аттестации; ознакомление аттестуемого работника с результатами аттестации.

На основании представленных в комиссию материалов, результатов собеседования и (или) тестирования, характеристики руководителя и высказываний других членов комиссии комиссия:

- дает одну из следующих оценок деятельности работника: соответствует занимаемой должности (выполняемой работе); соответствует занимаемой должности и рекомендуется для замещения вакантной должности; соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций комиссии с повторной аттестацией через определенный аттестационной комиссией период; не соответствует занимаемой должности;

- выносит рекомендации: о повышении (снижении) квалификационной категории; об отнесении к тому или иному разряду оплаты труда; о необходимости повышения профессиональных знаний и другие.

При этом, как установлено приложением № 8 к Положению об аттестации работников, оценка служебной квалификации аттестуемого работника основывается на заключении о его соответствии положениям должностной инструкции, определении доли его участия в решении поставленных задач, сложности выполняемой им работы, ее результативности, учитываются: образование; стаж работы по специальности; профессиональная компетентность; знание необходимых в работе нормативных правовых актов; знакомство с отечественным и зарубежным опытом в данной области; умение оперативно принимать решения для достижения поставленных целей; качество законченной работы; способность адаптироваться к новой ситуации и находить новые подходы к решению возникающих проблем; своевременность выполнения должностных обязанностей; ответственность за результаты работы; интенсивность труда (способность в ограниченные сроки справляться со значительным объемом работы); умение работать с документами; способность прогнозировать и планировать, организовывать, прогнозировать и анализировать свою работу или работу подчиненных; способность в короткие сроки осваивать технические средства, обеспечивающие повышение производительности труда и качества работы; производственная этика и стиль общения; способность к творчеству, предприимчивость; самостоятельность; способность к самооценке.

Результаты аттестации в недельный срок докладываются командиру части председателем аттестационной комиссии.

После завершения работы аттестационной комиссии командование части разрабатывает мероприятия по выполнению рекомендаций аттестационной комиссии с конкретными сроками реализации этих мероприятий.

Командир части с учетом рекомендаций аттестационной комиссии не позднее чем в месячный срок с момента ее проведения принимает одно из следующих решений: установление соответствующих разрядов оплаты труда (с объявлением об этом приказом); о переводе с согласия работника на другую работу с понижением в должности с учетом действующего законодательства (часть 2 статьи 73 Трудового кодекса Российской Федерации). При невозможности перевода работника на другую работу командир части может расторгнуть с работником трудовой договор в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании установлено, что в ходе проведения в отношении Егоровой С.А. аттестации аттестационной комиссией были учтены ее личные и деловые качества, положительная характеристика непосредственного руководителя – начальника отделения (логистики), стаж и опыт работы на ранее занимаемых должностях <данные изъяты>, наличие поощрений и отсутствие взысканий, результаты ее трудовой деятельности по занимаемой должности, результаты аттестации, прохождение обучения в высшем учебном заведении, и по результатам аттестации принято решение о соответствии Егоровой С.А. занимаемой должности и возможности установления ей 2 категории по занимаемой должности.

Результаты проведенной аттестации, учтенные командиром войсковой части 77360, послужили основанием для принятия решения об издании соответствующих приказов.

О применении вышеприведенных положений нормативных правовых актов и локальных нормативных актов в войсковой части 77360 в судебном заседании даны разъяснения специалистом ФИО2, являющейся заместителем начальника отдела (по расчету с личным составом) филиала ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «1 финансово-экономическая служба», полагавшей, что как решение аттестационной комиссии, так и решение командира войсковой части 77360 приняты в соответствии с законом и в пределах предоставленных им полномочий.

Оценив установленные по делу обстоятельства и исследованные доказательства, принимая во внимание вышеприведенные нормы, закрепленные в действующем законодательстве, суд приходит к выводу о том, что понижать истцу категорию и, соответственно, должностной оклад в одностороннем порядке работодатель был не вправе.

При этом ссылки представителей ответчика на вынужденность таких действий командира части в связи с необходимостью исполнения акта выездной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части 77360 и требований Приказа от 17 февраля 2017 года № 100дсп при разрешении данного спора суд не принимает, поскольку данные действия фактически нарушили как права работника, так и требования действующего трудового законодательства, в том числе установленные в статье 72 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающие основания для изменения определенных сторонами условий трудового договора.

Таких оснований в данном случае не имелось, а доказательств обратному суду не представлено, согласие работника на изменение условий трудового договора отсутствовало, что следует из записи Егоровой С.А. в уведомлении от 03 августа 2018 года, в связи с чем, соответственно, у работодателя отсутствовали основания для издания оспариваемого приказа.

При таких обстоятельствах следует признать, что приказ командира войсковой части 77360 от 06 августа 2018 года в части, касающейся снижения установленного Егоровой С.А. должностного оклада, является незаконным и подлежит отмене, а исковые требования Егоровой С.А. - обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд


РЕШИЛ:


    Исковые требования Егоровой С.А. о признании незаконным приказа командира войсковой части 77360 – удовлетворить.

Признать незаконным и отменить параграф 4 приказа командира войсковой части 77360 от 06 августа 2018 года № 95 в части снижения с 04 октября 2018 года должностного оклада Егоровой С.А. до <данные изъяты>.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционной порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья                              Т.С. Кузнецова

2-2859/2018 ~ М-2858/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Егорова Светлана Анатольевна
Ответчики
Командир войсковой части 77360
Войсковая часть 77360
Другие
ФКУ "Объединенное стратегическое командование Северного флота" - "1 финансово-экономическая служба"
Суд
Ленинский районный суд г. Мурманска
Судья
Кузнецова Татьяна Сергеевна
Дело на странице суда
len--mrm.sudrf.ru
10.09.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.09.2018Передача материалов судье
10.09.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.09.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.09.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.09.2018Судебное заседание
03.10.2018Судебное заседание
15.10.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.11.2018Дело оформлено
25.02.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее