Дело <Номер обезличен>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 августа 2015 года г. Зея Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Клаус Н.В.,
при секретаре Аршинюк О.А.,
с участием представителя истца Томина А.В.,
представителя ответчика ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области – Сидоренко С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Зеи к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов УФССП России по Амурской области Носковой О.В., Отделу судебных приставов по Зейскому району УФССП России по Амурской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства <Номер обезличен> - ИП,
УСТАНОВИЛ:
Решением Зейского районного суда от <Дата обезличена> по иску прокурора Зейского района в интересах Лобановой Н.А. к администрации города Зеи о проведении капитального ремонта, вступившим в законную силу <Дата обезличена>, на администрацию города Зеи возложена обязанность в шестимесячный срок провести капитальный ремонт кровли и отмостки многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
<Дата обезличена> Зейским районным судом на основании вышеуказанного решения был выдан исполнительный лист <Номер обезличен>, предъявленный в ОСП по Зейскому району <Дата обезличена>. <Дата обезличена> на основании указанного исполнительного листа в отношении должника - администрации города Зеи постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Зейскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Амурской области возбуждено исполнительное производство <Номер обезличен>-ИП, которым установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе - 5 дней. В дальнейшем, определением Зейского районного суда от <Дата обезличена> администрации города Зеи было отказано в предоставлении отсрочки исполнения названного выше решения суда. <Дата обезличена> судебным приставом-исполнителем ОСП по Зейскому району было направлено требование об исполнении вступившего в законную силу решения суда в десятидневный срок, поступившее в адрес должника <Дата обезличена>.
Поскольку требования исполнительного документа в установленный срок исполнены не были, <Дата обезличена> судебный пристав-исполнитель ОСП по Зейскому району Носкова О.В. вынесла постановление о взыскании с администрации города Зеи исполнительского сбора в сумме <данные изъяты> рублей.
Администрация города Зеи обратилась в суд с иском к судебному приставу- исполнителю Отдела судебных приставов по Зейскому району УФССП России по Амурской области Носковой О.В. об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей в рамках исполнительного производства <Номер обезличен>-ИП, в обоснование требований указав, что в связи с отсутствием денежных средств вследствие наличия большой кредиторской задолженности бюджета города Зеи, исполнить решение суда в установленный срок не представилось возможным. Администрацией города была проведена работа, направленная на исполнение указанного судебного решения путем реализации мероприятий, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации. Так, на основании п. 7 ст. 168 Жилищного кодекса РФ, п. 7 ст. 9 Закона Амурской области от 08 июля 2013 года № 200-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Амурской области», п. 2 ч. 5 Региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Амурской области, в 2014-2043 годах», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23 января 2014 № 26, постановлением администрации города Зеи от <Дата обезличена> <Номер обезличен> утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Зеи, на 2015 год (в редакции постановления администрации от <Дата обезличена> <Номер обезличен>), которым определена первоочередность выполнения ремонта крыши <адрес> в <адрес>. Приказом Министерства ЖКХ Амурской области от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-од был утвержден Краткосрочный план реализации данной программы на 2014-2016 годы, в котором на III квартал 2015 года включены работы по капитальному ремонту крыши дома <адрес>. Таким образом администрацией города Зеи предприняты все возможные меры для исполнения судебного решения, при этом исполнить его в срок установленный для добровольного исполнения оказалось невозможным по причинам, не зависящим от воли и действий должника. Считает, что умысел и вина администрации города в неисполнении судебного акта в срок, установленный для добровольного ее исполнения, отсутствуют. Целью исполнительского сбора является обеспечение реального и своевременного исполнения судебных актов. Учитывая изложенные обстоятельства, взыскание с администрации города Зеи дополнительно <данные изъяты> рублей из дефицитного бюджета города, не послужит достижению указанных целей, а напротив, приведет к противоположным результатам.
Определением суда от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Отдел судебных приставов по Зейскому району УФССП России по Амурской области и Управление Федеральной службы судебных приставов по Амурской области.
Представитель истца Томин А.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал, пояснив о вышеизложенном, при этом поддержал требования, в том числе к Отделу судебных приставов УФССП России по Амурской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амуской области. Также пояснил, что в связи с необходимостью исполнения решения суда были направлены письма НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» и Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области с просьбой включить дом, расположенный по адресу: <адрес> в региональную программу на 2015 год. Согласно ответа министра ЖКХ Амурской области ФИО8, в первом чтении Законодательным Собранием Амурской области приняты изменения в областной закон № 200-ОЗ, согласно которым предельные сроки предоставления сведений органами местного самоуправления в уполномоченный орган отодвигаются с 1 августа на 1 ноября, что позволит внести изменения в региональную программу на 2015 год, и провести капитальный ремонт кровли <адрес> в текущем году.
Представитель ответчика ОСП по Зейскому району УФССП Росссии по Амурской области Сидоренко С.В. в судебном заседании с требованиями не согласен, полагает, что в рассматриваемом случае должником не представлено доказательств того, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля.
Представитель ответчика УФССП России по Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомил.
Ответчик - судебный пристав-исполнитель ОСП по Зейскому району Носкова О.В. в судебное заседание также не явилась, согласно поступившей телефонограммы просит дело рассмотреть в ее отсутствие, с требованиями не согласна.
Третье лицо - прокурор Зейского района в судебное заседание не явился, согласно поступившей телефонограммы просит дело рассмотреть в его отсутствие, против удовлетворения заявленных требований не возражает.
В силу ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, а также материалы исполнительного производства <Номер обезличен>-ИП, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям:
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 21 июля 1997 г №118-ФЗ «О судебных приставах», в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 2 октября 2007 г №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч.12 ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве», срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствие со ст.105 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно ст.112 Федерального закона от 2 октября 2007 г №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30 июля 2001 г №13-П, исполнительский сбор не является государственной пошлиной, не относится к сборам в смысле ст.57 Конституции РФ. Исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определённую дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершённым им правонарушением в процессе исполнительного производства. Согласно ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В судебном заседании установлено, что решением Зейского районного суда по иску прокурора Зейского района в интересах Лобановой Н.А. к администрации города Зеи о проведении капитального ремонта, вступившим в законную силу <Дата обезличена>, на администрацию <адрес> возложена обязанность в шестимесячный срок провести капитальный ремонт кровли и отмостки многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
<Дата обезличена> Зейским районным судом на основании вышеуказанного решения был выдан исполнительный лист <Номер обезличен>, предъявленный в ОСП по Зейскому району <Дата обезличена>. <Дата обезличена> на основании указанного исполнительного листа в отношении должника - администрации города Зеи постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Зейскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Амурской области возбуждено исполнительное производство <Номер обезличен>-ИП, которым установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе - 5 дней. В дальнейшем, определением Зейского районного суда от <Дата обезличена> администрации города Зеи было отказано в предоставлении отсрочки исполнения названного выше решения суда. <Дата обезличена> судебным приставом-исполнителем ОСП по Зейскому району было направлено требование об исполнении вступившего в законную силу решения суда в десятидневный срок, поступившее в адрес должника <Дата обезличена>.
Поскольку требования исполнительного документа в установленный срок исполнены не были, <Дата обезличена> судебный пристав-исполнитель ОСП по Зейскому району Носкова О.В. вынесла постановление о взыскании с администрации города Зеи исполнительского сбора в сумме <данные изъяты> рублей.
В ходе рассмотрения настоящего дела судом установлено, что в целях исполнения решения Зейского районного суда от <Дата обезличена> в части проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> предпринят ряд соответствующих действий.
Так в соответствии с п. 7 ст. 168 Жилищного кодекса РФ, п. 7 ст. 9 Закона Амурской области от 08 июля 2013 года № 200-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Амурской области», п.5 Региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Амурской области, в 2014 – 2043 годах», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23 января 2014 года № 26, постановлением администрации <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> с учетом изменений, внесенных постановлением <Номер обезличен> от <Дата обезличена> утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Зеи, на 2015 год, которым определена первоочередность выполнения ремонта крыши <адрес> в <адрес>.
Как следует из утвержденного приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области <Номер обезличен>-од от <Дата обезличена> краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных в Амурской области на 2014-2016 годы, ремонт крыши многоквартирного дома, расположенного в <адрес> запланирован к завершению на <Дата обезличена>.
Из сообщения министерства ЖКХ Амурской области <Номер обезличен> от <Дата обезличена> следует, что по результатам рассмотрения обращение администрации города Зеи по вопросу проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес>, в краткосрочный план капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, утвержденный приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-од на 2015 год включены работы по разработке проектно-сметной документации по ремонту крыши. В Законодательное Собрание Амурской области внесен на рассмотрение законопроект, который <Дата обезличена> принят в первом чтении и после принятия законопроекта появится возможность корректировки Краткосрочного плана на 2015 год с включением мероприятий по ремонту крыши МКД в краткосрочный план.
При этом суд учитывает, что согласно п.7 ст. 168 ЖК РФ, в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 9 Закона Амурской области от 08 июля 2013 года № 200-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Амурской области», подготовка и утверждение региональной программы осуществляются в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом. Региональная программа формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта во всех многоквартирных домах, расположенных на территории области. Региональной программой определяются предельные сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором.
В силу п. 4, 5, 6 ст. 9 указанного Закона, для формирования региональной программы товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, управляющие организации в течение одного месяца со дня вступления в силу настоящего Закона представляют в органы местного самоуправления сведения о многоквартирных домах, управление которыми они осуществляют, по форме, утвержденной уполномоченным органом. Орган местного самоуправления собирает сведения по многоквартирным домам, сведения по которым не представлены лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами. Орган местного самоуправления обобщает сведения и определяет необходимость проведения капитального ремонта в порядке, установленном Правительством области. Обобщенные сведения обо всех многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования, представляются органом местного самоуправления уполномоченному органу в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона.
Уполномоченный орган на основании сведений, представленных органами местного самоуправления, в течение четырех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона подготавливает проект региональной программы и направляет его на рассмотрение в Правительство области. Правительство области утверждает региональную программу в течение одного месяца с даты поступления ее проекта от уполномоченного органа.
Региональная программа подлежит актуализации не реже чем один раз в год.
Для актуализации региональной программы лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, представляют в органы местного самоуправления сведения о многоквартирных домах, управление которыми они осуществляют, в сроки, установленные органами местного самоуправления, по форме, утвержденной уполномоченным органом. Органы местного самоуправления собирают сведения по многоквартирным домам, сведения по которым не представлены лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами. Органы местного самоуправления обобщают представленные сведения и направляют их в уполномоченный орган по утвержденной им форме ежегодно, до 1 июля.
Уполномоченный орган на основании сведений, представленных органами местного самоуправления, до 1 августа подготавливает проект изменений региональной программы и направляет программу на рассмотрение в Правительство области.
Правительство области утверждает региональную программу с учетом внесенных в нее изменений и дополнений не позднее чем за месяц до внесения в Законодательное Собрание Амурской области проекта закона Амурской области об областном бюджете.
Пунктом 7 указанной статьи регламентируется, что в целях реализации региональной программы, конкретизации сроков проведения капитального ремонта, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту, определения видов и объема государственной и муниципальной поддержки капитального ремонта уполномоченный орган, органы местного самоуправления утверждают краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации региональной программы в порядке, установленном Правительством области.
Таким образом, поскольку фактическое исполнение судебного решения в части проведения капитального ремонта крыши многоквартирного жилого дома путем участия в названной выше Региональной программе «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Амурской области, в 2014 – 2043 годах» с учетом установленной законом процедуры требует значительного времени, в указанной части суд приходит к выводу об отсутствии бездействия администрации города Зеи в исполнении решения суда в части выполнения работ по ремонту крыши многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих о наличии предпринятых должником тех или иных мер, направленных на исполнение вступившего в законную силу решения суда в части проведения капитального ремонта отмостки многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, как в течение шестимесячного срока с момента вступления решения Зейского районного суда от <Дата обезличена> в законную силу, так и в последующем, администрацией города Зея при рассмотрении настоящего спора не представлено, как не представлено доказательств нарушения установленных сроков исполнения исполнительного документа в указанной части, вызванных чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
При указанных обстоятельствах, суд полагает подлежащими отказу в удовлетворении требования истца об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований администрации города Зеи к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов УФССП России по Амурской области Носковой О.В., Отделу судебных приставов по Зейскому району УФССП России по Амурской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства <Номер обезличен>-ИП, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Зейский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Клаус Н.В.
Мотивированное решение составлено <Дата обезличена>.
Судья Клаус Н.В.