Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Тахтамукайский районный суд
Республики Адыгея в составе:
Председательствующего судьи Борс Х.З.
При секретаре Ачох А.Р.
С участием представителя истца
по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ.Львова Т.В.
представителя истца по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ.- Совмиз Р.Д.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску зацепа Н. А. к Администрации МО «Энемское городское поселение» о признании права собственности на самовольную постройку.
У С Т А Н О В И Л:
Зацепа Н.А. обратилась в суд с заявлением к администрации МО «Энемское городское поселение» о признании незаконным отказ администрации МО « Энмское городское поселение» в изготовлении градостроительного плана и в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома.
Затем представила в суд исковое заявление об изменении требований в порядке ст. 39 ГПК РФ о признании за ней права собственности на самовольно возведенный фундамент, расположенный по адресу: РА, <адрес>.
В обоснование указала, что на основании Соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ она является владельцем земельного участка общей площадью 800 кв.м. из категории земель «земли населенных пунктов» с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно п. 1.3 договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, площадью 800 кв.м. в <адрес>, предоставлен для индивидуального жилищного строительства.
ДД.ММ.ГГГГ указанный договор аренды зарегистрирован Тахтамукайским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РА.
С целью получения разрешения на строительство жилого дома истица неоднократно обращалась в администрацию МО « Энемское городское поселение». Не получив разрешения, в последующем ею было начато на земельном участке, отведенном для этих целей, строительство жилого дома общей площадью 135,3 кв.м. После начала строительства, она продолжала пытаться оформить необходимую разрешительную документацию для строительства своего жилого дома, но администрация своевременно не выдала разрешительные документы.
Истица в очередной раз, желая узаконить начатое самовольное строительство своего жилого дома,ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Администрацию МО «Энемское городское поселение» <адрес> с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. исх. № администрация МО «Энемское городское поселение» со ссылкой на то, что ее земельный участок находится в зоне сельскохозяйственных угодий и находится в санитарно-защитной зоне объектов инженерной инфраструктуры (нефтепровода) сообщила об отказе в удовлетворении заявления.
Согласно п;1 ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
С 1 сентября 2006 г. из части 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации исключен абзац 1, в силу которого право собственности на самовольную постройку могло быть признано судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку. По смыслу абзаца 1 части 3 статьи 222 Кодекса (в редакции действовавшей до 01.09.2006) право собственности на самовольную постройку могло быть признано судом за лицом, осуществившим такую постройку. Право собственности признавалось при условии, что постройка осуществлена на принадлежащем ему земельном участке, либо при условии, что участок под возведенную постройку будет ему предоставлен в установленном порядке. Данная норма не ограничивала принадлежность земельного участка застройщику только правом собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования. Достаточно было наличия законного основания владения землей, в том числе и на праве аренды.
Абзац 2 части 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 0i.09.2006) содержит положения о признании права собственности за другим субъектом - не застройщиком, а лицом, которому принадлежит земельный участок. За лицом, не осуществлявшим строительство, право собственности на самовольную постройку может быть признано, если владение землей осуществляется на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного бессрочного пользования.
Таким образом, арендаторы земельных участков вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением соответствующих требовании. Арендатор вправе осуществлять строительство на предоставленном ему земельном участке с учетом разрешенного использования земельного участка.
На основании изложенного просит признать за ней право собственности на самовольно возведенный объект - фундамент,площадью 135,3кв.м., расположенный по адресу: РА, <адрес>.
В судебном заседании представители истца,- Львова Т.В. и Совмиз Р.Д. поддержали заявленные требования истца. Просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика Кошко Б.Ш.надлежаще, извещенная о месте и времени рассмотрения гражданского дела в судебное заседание не явилась и причину неявки суду не сообщила.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования основаны на законе и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно ч.3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном ( бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка, если при этом не нарушаются права и охраняемые законом интересы других лиц, строение не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В судебном заседании установлено, что на основании Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ Зацепа Н.А. является владельцем земельного участка общей площадью 800 кв.м. из категории земель «земли населенных пунктов» с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно п. 1.3 договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ данный земельный участок предоставлен для индивидуального жилищного строительства.
Как следует из объяснений представителя истца и материалов дела на указанном земельном участке истцом начато строительство индивидуального жилого дома и возведен уже фундамент, площадью 135,3 кв.м.
Строение возведено на земельном участке отведенном для этих целей, при строительстве выполнялись все необходимые требования.
ДД.ММ.ГГГГ. Зацепа Н.А. обратилась в Администрацию МО «Энемское городское поселение» с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. № администрация МО «Энемское городское поселение», со ссылкой на то, что ее земельный участок находится в зоне сельскохозяйственных угодий и находится в санитарно-защитной зоне объектов инженерной инфраструктуры (нефтепровода) сообщила об отказе в удовлетворении заявления.
Согласно п.26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ технические характеристики фундамента, расположенного по адресу : <адрес>оответствуют требованиям действующих ГОСТов, СНиПов, и СанПиНов, а именно :.
-Конструктивная часть выполненного фундамента соответствует технологическим нормативным требованиям. На данной улице размещена жилая застройка и участок, расположенный на <адрес> находится в радиусе квартала жилой застройки поселка в соответствии с требованиями п.».6 СНиП 2.07.01.-89*» Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
-Фактическое расстояние прокладки нефтепровода до участка застройки ИЖС равна 100м. Рекомендуемое минимальное расстояние от магистральных трубопроводов для транспортировки нефти до поселка составляет от 75м. до 100м. при минимальном диаметре 600мм. Для отдельных групп малоэтажных строений искомое расстояние уменьшено до 50,0м. Следовательно, расположение фундамента на спорном участке не противоречит действующим санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам, устанавливающим интервалы (СЗЗ) санитарно-защитных зон, поскольку фактически требуемый интервал равен 100м.
-Кроме того, экспертом установлено, что фундамент с цокольным этажом не может угрожать и не угрожает жизни и здоровью граждан и третьим лицам.
При таких обстоятельствах, суд считает экспертное заключение объективным, основанным на необходимой проектной и прочей документации и произведенным с непосредственным обследованием объекта недвижимости.
На основании исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу, что истец возвела фундамент жилого дома на предоставленном ей земельном участке с разрешенным видом использования (целевым назначением) «для индивидуального жилищного строительства», что соответствует возведенному фундаменту.
Суд полагает необходимым признать за истцом права собственности на возведенный фундамент жилого дома, размером 12.0м. х 11.0м.
При таких обстоятельствах суд обоснованно приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований истца.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Признать за Зацепа Н. А. право собственности на самовольно возведенный объект - фундамент возводимого индивидуального жилого дома, размером 12.0м. х 11.0м., расположенный по адресу: РА, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея через Тахтамукайский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Федеральный судья Борс Х.З.