Судья – < Ф.И.О. >1 Дело <...>а- 7653/18
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 марта 2018 года <...>
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего < Ф.И.О. >5
судей < Ф.И.О. >4, < Ф.И.О. >2
по докладу судьи краевого суда < Ф.И.О. >4
при секретаре < Ф.И.О. >3,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному иску Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования <...> о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения требований по апелляционной жалобе главы муниципального образования <...> на решение Тихорецкого городского суда от <...>.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Тихорецкий межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования <...> о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования, выразившегося в не финансировании мероприятий по обеспечению классов образовательных учреждений умывальными раковинами, теплым и холодным водоснабжением в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и обязании устранить нарушения требований законодательства.
В обоснование заявленных требований указано, что Тихорецкой межрайонной прокуратурой, в рамках контроля исполнения актов прокурорского реагирования, внесенных по результатам выявленных нарушений в июне 2016 года, проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности детей в период проведения образовательного процесса в деятельности муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений <...>. Установлено, что решениями Тихорецкого районного суда удовлетворен ряд исковых заявлений Тихорецкого межрайонного прокурора к муниципальным бюджетным образовательным учреждениям, расположенным на территории <...> об обязании обеспечить в кабинетах начальных классов, биологии, химии и физики умывальными раковинами, холодным и теплым водоснабжением в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, с учетом росто-возрастных особенностей обучающихся. Решения сторонами не обжаловались, вступили в законную силу.
С учетом материального положения ответчиков, а так же тот факт, что на исполнение вступивших в законную силу решений судов необходимо выделение денежных средств из бюджета учредителя (собственника) образовательных учреждений, по всем вышеназванным гражданским делам ответчикам была предоставлена отсрочка исполнения решений сроком на один год.
Вместе с тем, в августе - сентябре 2017 года директора образовательных учреждений обратились в Тихорецкие городской и районный суды с заявлениями о предоставлении отсрочки исполнения вышеназванных решений судов до <...>. В качестве оснований для отсрочки указывается отсутствие со стороны администрации муниципального образования <...> финансирования.
Просила признать незаконным бездействия администрации муниципального образования <...>, выразившееся в не финансировании в 2016 - 2017 годах мероприятий по обеспечению классов образовательных учреждений умывальными раковинами, теплым и холодным водоснабжением в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства. Обязать администрацию муниципального образования <...> выделить учебным учреждениям <...> в 2018 году денежные средства, достаточные для исполнения вступивших в законную силу решений Тихорецкий городского и районного судов в части осуществления мероприятий по обеспечению в кабинетах начальных классов, биолгии, химии и физики умывальными раковинами, холодным и теплым водоснабжением в соответствии с требованиями санитарно- эпидемиологического законодательства.
Обжалуемым решением Тихорецкого городского суда от <...> административный иск Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования <...> удовлетворен.
В апелляционной жалобе глава муниципального образования <...> просит отменить указанное решение суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор просил решение суда оставить без изменения. Представитель администрации муниципального образования <...> не представила документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования, в связи с чем не была допущена к участию в деле.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Установлено, что решениями Тихорецкого районного суда от <...>, <...> удовлетворены 14 исковых заявлений Тихорецкого межрайонного прокурора к муниципальным бюджетным образовательным учреждениям, расположенным на территории <...> об обязании обеспечить в кабинетах начальных классов, биолгии, химии и физики умывальными раковинами, холодным и теплым водоснабжением в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, с учетом росто-возрастных особенностей обучающихся. Решения сторонами не обжаловались, вступили в законную силу.
Решениями Тихорецкого городского суда от <...>, <...> удовлетворены 6 исковых заявлений Тихорецкого межрайонного прокурора к Муниципальным бюджетным образовательным учреждениям, расположенным на территории <...> об обязании обеспечить в кабинетах начальных классов, биологии, химии и физики умывальными раковинами, холодным и теплым водоснабжением в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, с учетом росто-возрастных особенностей обучающихся. Решения сторонами не обжаловались, вступили в законную силу.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
С учетом материального положения ответчиков, а так же тот факт, что на исполнение вступивших в законную силу решений судов необходимо выделение денежных средств из бюджета учредителя (собственника) образовательных учреждений, по всем вышеназванным гражданским делам ответчикам была предоставлена отсрочка исполнения решений сроком на один год.
Вместе с тем, в августе - сентябре 2017 года директора образовательных учреждений обратились в Тихорецкие городской и районный суды с заявлениями о предоставлении отсрочки исполнения вышеназванных решений судов до <...>. В качестве оснований для отсрочки указывается отсутствие со стороны администрации муниципального образования <...> финансирования на проведение работ по обеспечению в кабинетах начальных классов, биологии, химии и физики умывальными раковинами, холодным и теплым водоснабжением в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства. При этом, к указанным заявлениям были приложены документы, подтверждающие факт оповещения учредителя (собственника) образовательных учреждений о наличии вступивших в законную силу решений суда и необходимости выделения денежных средств. Однако с сентября 2016 года по настоящее время денежные средства в необходимом объеме выделены не были, в бюджете муниципального образования <...> не предусмотрены.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В пункте 3 статьи 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по соблюдению санитарно- эпидемиологического законодательства в школьных учреждениях.
Согласно статье 28 Федерального закона от <...> <...> «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально- техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п.2 ч.3); создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации (п.15 ч.3); создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п.2 ч.6); соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации (п.3 ч.6).
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от <...> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от <...> <...>- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от <...> №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья, а так же организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Как установлено вступившими в законную силу вышеназванными решениями судов, образовательными учреждениями <...> нарушаются вышеуказанные нормы федерального законодательства об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности учащихся, а так же не соблюдаются требования п. 4.27 Сан.Пин 2.<...>-10.
Согласно пункта 3 части 1 статьи 10 Устава муниципального образования <...> в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципального района обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно пункта 1.4 Уставов образовательных учреждений <...> учреждения являются некоммерческими организациями и не ставят извлечение прибыли основной целью своей деятельности. Собственником имущества Учреждений является муниципальное образование <...>. Функции и полномочия Учредителя Учреждения осуществляет администрация муниципального образования <...> (далее - Учредитель). Школы являются муниципальными бюджетными учреждениями, которые осуществляют оказание муниципальных услуг, выполнение работ и исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
В соответствии с частями 1,3 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.
Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии со статьей 9.2 Федерального закона от <...> <...> ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выпол░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░) ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <...> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <...>, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ <...> «░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <...> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░. 309, ░░.311 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ <...> ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <...> – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <...>.
< ░.░.░. >6
< ░.░.░. >6
< ░.░.░. >6
< ░.░.░. >6
< ░.░.░. >6
< ░.░.░. >6
< ░.░.░. >6
< ░.░.░. >6
< ░.░.░. >6
< ░.░.░. >6
< ░.░.░. >6
< ░.░.░. >6
< ░.░.░. >6
< ░.░.░. >6
< ░.░.░. >6