2-513/19 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Инта |
29 апреля 2019 года |
Интинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Матюшенко Ю.Ф., при секретаре Белозеровой О.Л., с участием представителя истца Сметаниной Н.К., представителя ответчика Витковской М.Б., третьего лица Бутырчик С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акционерного общества "Интауголь" к Государственному учреждению Республики Коми "Центр занятости населения города Инты" об отмене решения,
установил:
АО "Интауголь" обратилось в суд с иском к ГУ РК "ЦЗН города Инты" об отмене решения о сохранении среднего месячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения Ф.И.О.
В обоснование истец указал, что <....> Ф.И.О. уволена из АО "Интауголь" по п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ в связи с ликвидацией организации. <....> ответчиком принято решение о сохранении Ф.И.О. среднего месячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения, что истец полагает необоснованным, поскольку решение не мотивировано на основе сведений и документов, удостоверяющих наличие исключительных обстоятельств, при которых возможно возложение на работодателя дополнительных расходов, а также в отсутствие доказательств, указывающих на достаточность действий бывшего работника по своему трудоустройству.
Возражая против удовлетворения иска, ответчик в письменном отзыве указал на законность и обоснованность принятого решения, вызванного объективной невозможностью трудоустроить Ф.И.О. в связи с отсутствием на рынке труда подходящей для неё работы, а также ссылался, что супруг Ф.И.О. также уволен из АО "Интауголь" и состоит на учете в качестве безработного.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Третье лицо Ф.И.О. в заседании суда с иском не согласилась, указав на отсутствие возможности трудоустроиться, а также на наличие финансовых затрат в связи с прохождением лечения.
Заслушав участников, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определены ст.318 ТК РФ, в соответствии с которой такому работнику безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.
Согласно ч.2 ст.318 ТК РФ сохранение за указанным работником среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения производится по решению органа службы занятости населения в исключительных случаях и при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Таким образом, к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, его нетрудоустройство этим органом и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, тяжелой болезнью, требующей дорогостоящего лечения, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного.
Из материалов дела следует, что Ф.И.О. состояла в трудовых отношениях с АО "Интауголь" и была уволена <....> по п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ в связи с ликвидацией организации.
С <....> Ф.И.О. зарегистрирована в ГУ РК "ЦЗН города Инты" в качестве гражданина, обратившегося за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы. На основании приказа от <....> Ф.И.О. также признана безработной с <....>.
Согласно карточке персонального учета гражданина, Ф.И.О. имеет специальность портного, имеет трудовой стаж по профессии <....>. Средний заработок третьего лица по последнему месту работы составил <....>
С даты постановки на учет Ф.И.О. регулярно обращалась в орган службы занятости за сведениями о наличии вакансий, однако не была трудоустроена в связи с отсутствием вариантов подходящей работы для неё работы, что подтверждается сведениями ГУ РК "ЦЗН города Инты" о вакансиях (выписками из регистра).
Направлений на работу Ф.И.О. не выдавалось.
В соответствии с записями в планах поиска работы Ф.И.О. регулярно самостоятельно посещала различные предприятия в целях поиска работы. В качестве результата рассмотрения обращения по вопросу трудоустройства указано на отсутствие вакансий.
Несоблюдение третьим лицом сроков обращения в службу занятости для перерегистрации не установлено.
<....> Ф.И.О. обратилась в ГУ РК "ЦЗН города Инты" с заявлением о принятии решения о сохранении среднемесячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения.
Решением ГУ РК "ЦЗН города Инты" от 14.02.2019 №381 за Ф.И.О. признано право на сохранение средней заработной платы за четвертый месяц со дня увольнения с <....>, из текста которого следует, что Ф.И.О. обратилась в ГУ РК "ЦЗН города Инты" до истечения месячного срока со дня увольнения, в период по <....> не была им трудоустроена. В качестве исключительного случая для принятия решения указано отсутствие иных видов доходов. Ссылок на какие-либо иные обстоятельства в решении не имеется.
Исходя из положений ч.2 ст.318 ТК РФ сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях. Проверяя данное обстоятельство, суд установил следующее.
Согласно выписке из протокола от 15.02.2019 №19, при принятии оспариваемого решения организационно-методической (экспертной) комиссией учтено, что Ф.И.О. обратилась в ГУ РК "ЦЗН города Инты" до истечения месячного срока со дня увольнения, в период с <....> направления на работу не выдавались в связи с отсутствием для неё вариантов подходящей работы, нарушений прохождения перерегистрации в установленные службой занятости сроки не зафиксировано. Также комиссией принято во внимание, что со слов Ф.И.О. у нее отсутствуют иные виды социальной поддержки (пенсий, пособий).
На основании сведений Центра ПФР в РК и ГБУ РК "ЦСЗН города Инты" Ф.И.О. получателем пенсии или иных социальных выплат не является.
Вместе с тем само по себе отсутствие у Ф.И.О. иных источников дохода в спорный период к исключительным обстоятельствам не относятся, поскольку она трудоспособна, какими-либо заболеваниями, препятствующими трудоустройству, не страдает, нетрудоспособных лиц, находящихся на его иждивении, не имеет, уволенный из АО "Интауголь" супруг третьего лица таковым не является.
Из сообщения ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Инты" следует, что Ф.И.О. на учете в качестве малоимущей не зарегистрирована.
Согласно справке АО "Интауголь" при увольнении Ф.И.О. было выплачено выходное пособие в размере <....>., компенсация за неиспользованный отпуск в размере <....> Средний заработок третьего лица за второй месяц трудоустройства составил <....> за третий – <....>
Получая после уведомления работодателя о ликвидации предприятия заработную плату, а также в течение первых трех месяцев сохраненный заработок в размере, превышающем размер прожиточного минимума, составляющего для трудоспособного населения северной природно-климатической зоны Республики Коми 15 067 руб., Ф.И.О., при достаточной степени заботливости и осмотрительности, могла и должна была предвидеть возможные негативные последствия своего нетрудоустройства в будущем.
Также суд полагает, что расходы третьего лица и её супруга на прохождение обследования и лечения в целях дальнейшего проведения <....> по медицинским показаниям не являются основанием для возложения на работодателя дополнительной финансовой нагрузки в рамках предоставления предусмотренных ст.318 ТК РФ гарантий увольняемому работнику.
Таким образом, исключительных обстоятельств, позволяющих признать Ф.И.О. социально незащищенной и требующей дополнительной материальной поддержки на период трудоустройства в виде сохранения за ней среднего месячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения, не установлено.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания за Ф.И.О. права на сохранение среднего заработка в течение четвертого месяца со дня увольнения, в связи с чем, исковые требования об отмене решения от 14.02.2019 № 381 подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Акционерного общества "Интауголь" удовлетворить.
Отменить решение Государственного учреждения Республики Коми "Центр занятости населения города Инты" от 14 февраля 2019 года № 381 о сохранении Ф.И.О. среднего месячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий |
подпись |
Мотивированное решение составлено 04 мая 2019 года.
Копия верна: |
|
судья |
Ю.Ф. Матюшенко |