Дело №2-2074/19
Категория №2.209
УИД 36RS0004-01-2019-001562-72
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июля 2019 года г. Воронеж
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Горшенева А.Ю., при секретаре Никульшиной М.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Шаповалова Алексея Михайловича к Воронежской области в лице Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области о взыскании убытков за счет казны Воронежской области,
УСТАНОВИЛ:
Шаповалов А.Д. обратился в суд с иском к Департаменту природных ресурсов и экологии Воронежской области о взыскании убытков.
В обоснование заявленных требований истец указал, что постановлением по делу об административном правонарушении №539/001537 от 18 сентября 2018 года, вынесенным заместителем руководителя департамента - начальником отдела государственного охотничьего надзора и охраны объектов животного мира ФИО9 он был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.8.37 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 500 рублей. На указанное постановление, а также на действия сотрудников департамента истцом были поданы жалобы в соответствующие инстанции.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении №539/001537 от 18.09.2018 года была подана истцом в Ленинский районный суд 28.09.2018 года по месту нахождения Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области. Определением судьи Ленинского районного суда от 02.10.2018 года жалоба передана по подсудности в Новоусманский районный суд Воронежской области.
Жалоба на действия сотрудников департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области были направлены в четыре инстанции: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области, прокуратуру Воронежской области, прокуратуру Новоусманского района Воронежской области.
В результате проверки проведенной Воронежской межрегиональной природоохранной прокуратурой на постановление по делу об административном правонарушении №539/001537 от 18 сентября 2018 года был принесен протест от 16.10.2018 года №2-1-2018, на основании которого 26 октября 2018 года оспариваемое истцом постановление начальника отдела государственного охотничьего надзора и охраны объектов животного мира Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 18.09.2018 года №539/001537 отменено постановлением заместителя руководителя департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области, исполняющей обязанности руководителя Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области ФИО10 как незаконное, а производство по делу прекращено.
В связи с чем, решением Новоусманского районного суда Воронежской области от 19 ноября 2018 года производство по жалобе истца на постановление начальника отдела государственного охотничьего надзора и охраны объектов животного мира Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 18.09.2018 года № 539/001537 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ было прекращено в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, т.е. в связи с наличием обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
В результате отстаивания своих прав в рамках административного дела истцом были понесены убытки, общий размер которых составил 31600 руб.
18 сентября 2018 года и 20 сентября 2018 года между истцом и ООО «Центром правовой помощи Виктория» были заключены договоры об оказании юридических услуг, выдана нотариальная доверенность представителю общества для оказания юридической помощи.
В рамках заключенных договоров истцом были оказаны следующие юридические услуги: по договору от 18.09.2018 года, устная консультация, составление жалоб на действия сотрудников Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области, всего было оказано услуг на 10 500 рублей; по договору от 20.09.2018 года, устная консультация, составление жалобы на постановление №539/001537 Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 18.09.2018г, подача жалобы в суд, представление интересов заказчика в суде при рассмотрении жалобы, всего было оказано услуг на 19500 рублей. Услуги по удостоверению доверенности нотариусом составили 1600 рублей.
Возместить причиненный убытки в добровольном порядке ответчик отказался.
Поскольку, как указывает истец, он был необоснованно привлечен к административной ответственности, он обратился с иском в суд и просит, с учетом уточненных исковых требований, взыскать с Воронежской области в лице Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области за счет казны Воронежской области в его пользу убытков, понесенных при рассмотрении административного дела в размере 31 600 руб., расходы по госпошлине в размере 1148 руб.
Истец в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца по доверенности Шаповалова Н.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Сукманова Л.И. в судебном заседании иск не признала, ссылаясь на письменные возражения, имеющиеся в материалах дела.
Суд, выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что постановлением по делу об административном правонарушении №539/001537 от 18 сентября 2018 года, вынесенным заместителем руководителя департамента - начальником отдела государственного охотничьего надзора и охраны объектов животного мира Шаповалов А.М. был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.8.37 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 500 рублей. На указанное постановление, а также на действия сотрудников департамента истцом были поданы жалобы в соответствующие инстанции.
В результате проверки проведенной Воронежской межрегиональной природоохранной прокуратурой оспариваемое истцом постановление начальника отдела государственного охотничьего надзора и охраны объектов животного мира Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 18.09.2018 года №539/001537 26 октября 2018 года отменено постановлением заместителя руководителя департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области, исполняющей обязанности руководителя Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области как незаконное, а производство по делу прекращено.
Решением Новоусманского районного суда Воронежской области от 19 ноября 2018 года производство по жалобе истца на постановление начальника отдела государственного охотничьего надзора и охраны объектов животного мира Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 18.09.2018 года № 539/001537 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ было прекращено, в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, т.е. в связи с наличием обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
В результате отстаивания своих прав в рамках административного дела истцом были понесены убытки, общий размер которых составил 31 600 руб., что подтверждается договорами об оказании юридических услуг от 18 сентября 2018 года и 20 сентября 2018 года между истцом и ООО «Центром правовой помощи Виктория», а также нотариальной доверенностью, выданной представителю общества для оказания юридической помощи истцу.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.
В силу ч. 1 ст. 24.7 КоАП РФ суммы, израсходованные на оплату труда защитников по делам об административных правонарушениях, не входят в состав издержек по делу об административном правонарушении.
Статья 45 Конституции РФ закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Из содержания данной конституционной нормы следует, что действия (или бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц, причинившие вред любому лицу, влекут возникновение у государства обязанности этот вред возместить, а каждый пострадавший от незаконных действий органов государственной власти или их должностных лиц наделяется правом требовать от государства справедливого возмещения вреда.
Гражданский кодекс РФ среди основных начал гражданского законодательства предусматривает обеспечение восстановления нарушенных прав (статья 1) с использованием для этого широкого круга различных способов защиты (статья 12), включающих как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, так и полное возмещение убытков (статья 15).
Статья 16 ГК РФ устанавливает, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
По своей юридической природе обязательства, возникающие в силу применения норм гражданско-правового института возмещения вреда, причиненного актами органов власти или их должностных лиц, представляют собой правовую форму реализации гражданско-правовой ответственности, к которой привлекается в соответствии с предписанием закона причинитель вреда (статья 1064 ГК РФ).
В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях причинения лицу вреда в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, взыскатель имеет право на подачу иска о возмещении вреда за счет казны Российской Федерации по правилам статей 16, 1064 и 1069 ГК РФ.
В силу ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии с п.12.1 ч.1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Согласно ч.3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию:
1) о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту;
2) предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, финансирование деятельности Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области осуществляется за счет средств бюджета Воронежской области.
Согласно п. 1.1 Положения о Департаменте природных ресурсов и экологии Воронежской области, утв. Постановлением Правительства Воронежской области от 10 мая 2012 года № 382, Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области (далее - Департамент) является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим реализацию государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования на территории Воронежской области. Департамент является специально уполномоченным государственным органом Воронежской области по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов на территории Воронежской области, уполномоченным органом в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Воронежской области.
Пунктом 1.9 названного Положения установлено, что финансирование расходов на содержание Департамента осуществляется за счет средств областного бюджета, предусматриваемых на финансирование исполнительных органов государственной власти Воронежской области, а также за счет субвенций из федерального бюджета, предусмотренных на исполнение переданных Российской Федерацией полномочий, исполнение которых возложено на Департамент.
Согласно п. 3.3.77 Положения Департамент осуществляет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств, в том числе средств федерального бюджета, предусмотренных на осуществление переданных федеральных полномочий, в соответствии с действующим законодательством.
Поскольку вред причинен истцу должностным лицом Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области, который является главным распорядителем бюджетных средств по данному направлению суд, руководствуясь ч.1 ст. 125, 1071 ГК РФ и п. 1 ч.3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, приходит к выводу о том, что Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области является надлежащим ответчиком по делу и с него подлежат взысканию убытки, понесенные истцом на оплату юридических услуг в связи с производством по делу об административном правонарушении.
В силу статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 указанного Кодекса. В подтверждение понесенных расходов истцом представлены в суд квитанция за выдачу нотариальной доверенности на 1600 рублей, а также договор на оказание юридических услуг от 20.09.18г. с актом от 19.11.18г. на сумму 19500 рублей, в связи с чем, суд считает расходы обоснованными, но подлежащими частичному возмещению ( за оказанные услуги) в размере 10500 исходя из принципов разумности и справедливости, а всего 12100 рублей.
Кроме того истец просит взыскать расходы по договору от 18.09.2018г., однако, предоставленный в их подтверждение акт от 13.09.2018г. принят в качестве доказательства быть не может в связи с несоответствием дат составления документов и времени фактического выполнения работ.
В соответствии с п. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Поскольку при подаче иска истцом была оплачена государственная пошлина, которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца в размере 1148 руб.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Воронежской области в лице Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области за счет казны Воронежской области в пользу Шаповалова Алексея Михайловича убытки, причиненные незаконным административным преследованием, в сумме 12100 рублей, судебные расходы, состоящие из расходов по оплате государственной пошлины в сумме 1148 рублей, а всего 13248 рублей.
В остальной части исковых требований Шаповалову Алексею Михайловичу отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца.
Судья: А.Ю. Горшенев
Дело №2-2074/19
Категория №2.209
УИД 36RS0004-01-2019-001562-72
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июля 2019 года г. Воронеж
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Горшенева А.Ю., при секретаре Никульшиной М.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Шаповалова Алексея Михайловича к Воронежской области в лице Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области о взыскании убытков за счет казны Воронежской области,
УСТАНОВИЛ:
Шаповалов А.Д. обратился в суд с иском к Департаменту природных ресурсов и экологии Воронежской области о взыскании убытков.
В обоснование заявленных требований истец указал, что постановлением по делу об административном правонарушении №539/001537 от 18 сентября 2018 года, вынесенным заместителем руководителя департамента - начальником отдела государственного охотничьего надзора и охраны объектов животного мира ФИО9 он был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.8.37 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 500 рублей. На указанное постановление, а также на действия сотрудников департамента истцом были поданы жалобы в соответствующие инстанции.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении №539/001537 от 18.09.2018 года была подана истцом в Ленинский районный суд 28.09.2018 года по месту нахождения Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области. Определением судьи Ленинского районного суда от 02.10.2018 года жалоба передана по подсудности в Новоусманский районный суд Воронежской области.
Жалоба на действия сотрудников департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области были направлены в четыре инстанции: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области, прокуратуру Воронежской области, прокуратуру Новоусманского района Воронежской области.
В результате проверки проведенной Воронежской межрегиональной природоохранной прокуратурой на постановление по делу об административном правонарушении №539/001537 от 18 сентября 2018 года был принесен протест от 16.10.2018 года №2-1-2018, на основании которого 26 октября 2018 года оспариваемое истцом постановление начальника отдела государственного охотничьего надзора и охраны объектов животного мира Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 18.09.2018 года №539/001537 отменено постановлением заместителя руководителя департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области, исполняющей обязанности руководителя Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области ФИО10 как незаконное, а производство по делу прекращено.
В связи с чем, решением Новоусманского районного суда Воронежской области от 19 ноября 2018 года производство по жалобе истца на постановление начальника отдела государственного охотничьего надзора и охраны объектов животного мира Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 18.09.2018 года № 539/001537 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ было прекращено в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, т.е. в связи с наличием обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
В результате отстаивания своих прав в рамках административного дела истцом были понесены убытки, общий размер которых составил 31600 руб.
18 сентября 2018 года и 20 сентября 2018 года между истцом и ООО «Центром правовой помощи Виктория» были заключены договоры об оказании юридических услуг, выдана нотариальная доверенность представителю общества для оказания юридической помощи.
В рамках заключенных договоров истцом были оказаны следующие юридические услуги: по договору от 18.09.2018 года, устная консультация, составление жалоб на действия сотрудников Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области, всего было оказано услуг на 10 500 рублей; по договору от 20.09.2018 года, устная консультация, составление жалобы на постановление №539/001537 Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 18.09.2018г, подача жалобы в суд, представление интересов заказчика в суде при рассмотрении жалобы, всего было оказано услуг на 19500 рублей. Услуги по удостоверению доверенности нотариусом составили 1600 рублей.
Возместить причиненный убытки в добровольном порядке ответчик отказался.
Поскольку, как указывает истец, он был необоснованно привлечен к административной ответственности, он обратился с иском в суд и просит, с учетом уточненных исковых требований, взыскать с Воронежской области в лице Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области за счет казны Воронежской области в его пользу убытков, понесенных при рассмотрении административного дела в размере 31 600 руб., расходы по госпошлине в размере 1148 руб.
Истец в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца по доверенности Шаповалова Н.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Сукманова Л.И. в судебном заседании иск не признала, ссылаясь на письменные возражения, имеющиеся в материалах дела.
Суд, выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что постановлением по делу об административном правонарушении №539/001537 от 18 сентября 2018 года, вынесенным заместителем руководителя департамента - начальником отдела государственного охотничьего надзора и охраны объектов животного мира Шаповалов А.М. был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.8.37 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 500 рублей. На указанное постановление, а также на действия сотрудников департамента истцом были поданы жалобы в соответствующие инстанции.
В результате проверки проведенной Воронежской межрегиональной природоохранной прокуратурой оспариваемое истцом постановление начальника отдела государственного охотничьего надзора и охраны объектов животного мира Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 18.09.2018 года №539/001537 26 октября 2018 года отменено постановлением заместителя руководителя департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области, исполняющей обязанности руководителя Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области как незаконное, а производство по делу прекращено.
Решением Новоусманского районного суда Воронежской области от 19 ноября 2018 года производство по жалобе истца на постановление начальника отдела государственного охотничьего надзора и охраны объектов животного мира Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 18.09.2018 года № 539/001537 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ было прекращено, в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, т.е. в связи с наличием обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
В результате отстаивания своих прав в рамках административного дела истцом были понесены убытки, общий размер которых составил 31 600 руб., что подтверждается договорами об оказании юридических услуг от 18 сентября 2018 года и 20 сентября 2018 года между истцом и ООО «Центром правовой помощи Виктория», а также нотариальной доверенностью, выданной представителю общества для оказания юридической помощи истцу.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.
В силу ч. 1 ст. 24.7 КоАП РФ суммы, израсходованные на оплату труда защитников по делам об административных правонарушениях, не входят в состав издержек по делу об административном правонарушении.
Статья 45 Конституции РФ закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Из содержания данной конституционной нормы следует, что действия (или бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц, причинившие вред любому лицу, влекут возникновение у государства обязанности этот вред возместить, а каждый пострадавший от незаконных действий органов государственной власти или их должностных лиц наделяется правом требовать от государства справедливого возмещения вреда.
Гражданский кодекс РФ среди основных начал гражданского законодательства предусматривает обеспечение восстановления нарушенных прав (статья 1) с использованием для этого широкого круга различных способов защиты (статья 12), включающих как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, так и полное возмещение убытков (статья 15).
Статья 16 ГК РФ устанавливает, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
По своей юридической природе обязательства, возникающие в силу применения норм гражданско-правового института возмещения вреда, причиненного актами органов власти или их должностных лиц, представляют собой правовую форму реализации гражданско-правовой ответственности, к которой привлекается в соответствии с предписанием закона причинитель вреда (статья 1064 ГК РФ).
В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях причинения лицу вреда в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, взыскатель имеет право на подачу иска о возмещении вреда за счет казны Российской Федерации по правилам статей 16, 1064 и 1069 ГК РФ.
В силу ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии с п.12.1 ч.1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Согласно ч.3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию:
1) о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту;
2) предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, финансирование деятельности Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области осуществляется за счет средств бюджета Воронежской области.
Согласно п. 1.1 Положения о Департаменте природных ресурсов и экологии Воронежской области, утв. Постановлением Правительства Воронежской области от 10 мая 2012 года № 382, Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области (далее - Департамент) является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим реализацию государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования на территории Воронежской области. Департамент является специально уполномоченным государственным органом Воронежской области по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов на территории Воронежской области, уполномоченным органом в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Воронежской области.
Пунктом 1.9 названного Положения установлено, что финансирование расходов на содержание Департамента осуществляется за счет средств областного бюджета, предусматриваемых на финансирование исполнительных органов государственной власти Воронежской области, а также за счет субвенций из федерального бюджета, предусмотренных на исполнение переданных Российской Федерацией полномочий, исполнение которых возложено на Департамент.
Согласно п. 3.3.77 Положения Департамент осуществляет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств, в том числе средств федерального бюджета, предусмотренных на осуществление переданных федеральных полномочий, в соответствии с действующим законодательством.
Поскольку вред причинен истцу должностным лицом Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области, который является главным распорядителем бюджетных средств по данному направлению суд, руководствуясь ч.1 ст. 125, 1071 ГК РФ и п. 1 ч.3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, приходит к выводу о том, что Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области является надлежащим ответчиком по делу и с него подлежат взысканию убытки, понесенные истцом на оплату юридических услуг в связи с производством по делу об административном правонарушении.
В силу статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 указанного Кодекса. В подтверждение понесенных расходов истцом представлены в суд квитанция за выдачу нотариальной доверенности на 1600 рублей, а также договор на оказание юридических услуг от 20.09.18г. с актом от 19.11.18г. на сумму 19500 рублей, в связи с чем, суд считает расходы обоснованными, но подлежащими частичному возмещению ( за оказанные услуги) в размере 10500 исходя из принципов разумности и справедливости, а всего 12100 рублей.
Кроме того истец просит взыскать расходы по договору от 18.09.2018г., однако, предоставленный в их подтверждение акт от 13.09.2018г. принят в качестве доказательства быть не может в связи с несоответствием дат составления документов и времени фактического выполнения работ.
В соответствии с п. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Поскольку при подаче иска истцом была оплачена государственная пошлина, которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца в размере 1148 руб.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Воронежской области в лице Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области за счет казны Воронежской области в пользу Шаповалова Алексея Михайловича убытки, причиненные незаконным административным преследованием, в сумме 12100 рублей, судебные расходы, состоящие из расходов по оплате государственной пошлины в сумме 1148 рублей, а всего 13248 рублей.
В остальной части исковых требований Шаповалову Алексею Михайловичу отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца.
Судья: А.Ю. Горшенев