Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-5852/2016 ~ М-5047/2016 от 31.05.2016

№2а-5852/16-24

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июля 2016 года город Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи

М.Н. Картавых,

при секретаре

М.О.Журковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Миняева Ю. С. о признании незаконным распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина, решения Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Карелия о депортации,

у с т а н о в и л:

Миняев Ю.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <данные изъяты>, обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с заявлением по тем основаниям, что он ДД.ММ.ГГГГ приговором <данные изъяты> был осужден к <данные изъяты> лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии <данные изъяты>. 06.05.2014 распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации -рн пребывание (проживание) на Миняева Ю.С. территории Российской Федерации признано нежелательным сроком до 26.12.2024 года, в связи с чем 05.04.2016 УФМС России по Республике Карелия принято решение о депортации Миняева Ю.С. в государство гражданской принадлежности. Административный истец отмечает, что прибыл из республики <данные изъяты> в <данные изъяты> году и проживал у своего дяди в <адрес>, в 2000 женился, родился сын, с супругой приобрел недвижимость в <адрес>. Собрался на постоянное место жительство в РФ, выписан с Республики <данные изъяты>, имеет адресный листок убытия, в <данные изъяты> не имеет ни родственников, ни жилья, ни с кем отношения не поддерживает, <данные изъяты> языком не владеет. Решение о нежелательности пребывания в РФ не обжаловал, так как юридически не грамотный и не знал, что с ним делать. Полагая, что распоряжение Минюста России нарушает его права на уважение личной и семейной жизни, гарантированное ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Миняев Ю.С. просит суд признать незаконным и отменить распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина, подлежащего освобождению из мест лишения свободы -рн от ДД.ММ.ГГГГ и решение о депортации, утвержденное начальником УФМС России по Республике Карелия, 05.04.2016 года.

Миняев Ю.С. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, пояснил, что обращался в Миграционную службу для постановки на учет по месту пребывания, указали, что в случае принятия положительного решения суда поставят на учет.

Министерство юстиции Российской Федерации своего представителя в судебное заседание не направило, просило о рассмотрении дела без участия представителя Министерства и отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражений, представленных суду.

Представитель УФМС Росси no РК Пищугин С.Г., действующий на основании доверенности, полагал требования Миняева Ю.С. не подлежащими удовлетворению по основаниям изложенным в отзыве, административным истцом совершено тяжкое преступление и он должен выехать за пределы РФ.

Представитель МВД РК Шахник С.Г., действующий на основании доверенности, полагал административный иск не подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, материалы административного дела в отношении Миняева Ю.С., суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 4 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации (далее также - иностранные лица) имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Часть 1 статьи 219 КАС РФ предусматривает, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5).

Из материалов дела следует, что распоряжение Минюста России -рн было вынесено 06.05.2014 года. Решение о депортации Миняева Ю.С. в государство гражданской принадлежности, утверждено начальником УФМС России по Республике Карелия 05.04.2016.

Таким образом, с заявлениями об оспаривании распоряжения Минюста России административный истец обратился 31.05.2016, то есть с существенным пропуском установленного законом срока для обжалования решений органов государственной власти. Учитывая, что административный истец не обладает достаточной юридической грамотностью, и в связи с содержанием его в местах лишения свободы, не имел длительное время возможности воспользоваться квалифицированной помощью со стороны лиц, компетентных в вопросах материального и процессуального права, а также в целях реализации права на судебную защиту прав и свобод, гарантированному ст. 46 Конституции Российской Федерации, руководствуясь ч,7 ст.219 КАС РФ, суд полагает срок обращения в суд пропущенным по уважительным причинам и подлежащим восстановлению.

Согласно ч. 3 ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом (ч. 4 ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 №114-ФЗ).

В силу п. 3 ст. 27 Федерального закона N 114-ФЗ от 15.08.96 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2003 N 199 утверждено Положение о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

Названное Положение определяет в соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

Из п. 3 Положения следует, что в случае выявления предусмотренных Федеральным законом от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" обстоятельств, являющихся основанием для принятия решения о нежелательности пребывания, территориальные органы (подразделения) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти представляют в соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти материалы, подтверждающие указанные обстоятельства.

Порядок представления материалов и их рассмотрения определяется нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

Решение о нежелательности пребывания принимается федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2003 N 199, в срок не более 1 месяца со дня представления материалов, указанных в п. 3 Положения.

Будучи включенным в Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, Минюст России приказом от 20.08.2007 №171 утвердил Инструкцию «О порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации Иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы».

В соответствии с п.2 данной Инструкции Минюст России в пределах установленной компетенции рассматривает вопросы о нежелательности пребывания (проживания) в России в отношении иностранных граждан, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Миняев Ю. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец Республики <данные изъяты>.

Личность и гражданская принадлежность подтверждается паспортом гражданина Республики <данные изъяты>: , выданным ДД.ММ.ГГГГ ОВД района <данные изъяты> <адрес>, а также заключением об установлении личности от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с заключением УФМС России по Республике Карелия по проверке принадлежности к гражданству Российской Федерации Миняев Ю.С. гражданином Российской Федерации не является.

Приговором <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик был осужден к <данные изъяты>) годам лишения свободы за совершение преступления, предусмотренного ч. <данные изъяты> УК РФ с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Постановлением Сегежского городского суда Республики Карелия ходатайство Миняева Ю.С. об условно-досрочном освобождении удовлетворено, срок освобождения был определен ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 06 мая 2014 года -рн, на основании ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», п. 11 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115- Ф3 «О правом положении иностранных граждан в Российской Федерации» пребывание (проживание) Миняева Ю.С. в Российской Федерации признано нежелательным сроком до 26 декабря 2024 года.

Пунктом 11 статьи 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации может быть принято в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.

В силу статьи 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" под депортацией в соответствии со статьей понимается принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации. Данные правила распространяются и на лиц без гражданства (п.2 ст.2 №115-ФЗ).

Руководствуясь указанной нормой закона, а также положениями Приказа от 12.10.2009 МВД РФ №758 ФМС №240 «Об организации деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы и их территориальных органов по депортации и административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства», приказа от 07.10.2008 МЮ РФ №225 ФМС №240 «Об утверждении регламента взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной миграционной службы, их территориальных органов по контролю за исполнением вынесенных Министерством юстиции Российской Федерации решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свобод», УФМС России по Республике Карелия 05.04.2016 года приняло решение о депортации Миняева Ю.С. в государство гражданской принадлежности - Республику Таджикистан.

Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 08 апреля 2016 года Миняев Ю.С. временно размещен в СУВСИГ УФМС России по Республике Карелия до исполнения решения о депортации, но не более чем на два месяца, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ включительно. По истечении срока содержания иностранный гражданин был освобожден.

Принимая во внимание изложенное, учитывая фактические обстоятельства данного дела, а именно то, что Миняев Ю.С. имеет непогашенную судимость за совершение в России тяжкого преступления, что создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации № -рн от 06.05.2014 о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, а также решение УФМС России по РК о депортации от 05.04.2016, вынесены уполномоченными органами с соблюдением требований действующего законодательства, регулирующего порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных гражданин и лиц без гражданства, решения о депортации.

Однако, по смыслу действующего миграционного законодательства принятие органом государственной власти соответствующего решения в отношении иностранного гражданина о нежелательности въезда в Российскую Федерацию должно быть обоснованным.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод в ст. 8 устанавливает недопустимость вмешательства со стороны публичных властей в осуществление права на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Непогашенная или неснятая судимость служит основанием для оценки личности и совершенных ею преступлений как обладающих повышенной общественной опасностью, и поэтому предполагает применение в отношении лиц, имеющих судимость, возможность закрепления федеральным законом определенных дополнительных обременений, сохраняющихся в течение разумного срока после отбывания уголовного наказания, которые обусловлены, в том числе, общественной опасностью таких лиц, адекватны ей и связаны с обязанностью нести ответственность за виновное поведение.

При принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации Миняева Ю.С., подлежащего освобождению из мест лишения свободы, Минюстом России не были учтены следующие обстоятельства, связанные с личностью административного истца.

Миняев Ю. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет паспорт гражданина <данные изъяты>, в котором указано, что Отделом ЗАГС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован брак между Миняевым Ю.С. и В, от брака с которой имеется сын М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается копией свидетельства о рождении . На территории РФ в совместной собственности с женой М административный истец имеет двухкомнатную квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, что подтверждается копией Свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, серия <адрес>.

Отец административного истца- Миняев С. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <данные изъяты>, <адрес>, является гражданином РФ, что подтверждается копией Свидетельства о рождении и копией водительского удостоверения №<адрес>.

Брат П, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином РФ, что подтверждается паспортом .

Копией трудовой книжки подтверждается осуществление трудовой деятельности Миняевым Ю.С. на территории Российской Федерации с 1993 по 2001 год.

В Определении от 04.06.2013 N 902-0 Конституционный Суд Российской Федерации, следуя ранее высказанным правовым позициям (постановление от 17.02.1998 N 6-П, определение от 12.05.2006 N 155-0 и др.), пришел к выводу, что суды, не ограничиваясь установлением только формальных оснований применения закона, должны исследовать и оценивать реальные обстоятельства, чтобы признать соответствующие решения в отношении иностранного гражданина либо лица без гражданства необходимыми и соразмерными.

Таким образом, несмотря на то, что положения статей 25.10 и 27 Федерального закона N 114-ФЗ носят императивный характер, с учетом указанной выше правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации суд при проверке соответствующего решения должен оценить все фактические обстоятельства дела.

С учетом изложенного, в соответствии с приведенной правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, суд исходя из вышеизложенных фактических обстоятельств дела, с учетом личности заявителя, приходит к выводу, что распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина, подлежащего освобождению из мест лишения свободы -рн от 06.05.2014, не является необходимым и соразмерным, нарушает право административного истца на уважение личной и семейной жизни, право на свободу и личную неприкосновенность, лишает его возможности общения с родственниками, являющимися гражданами Российской Федерации и проживающими на территории Российской Федерации, и не оправдано крайней социальной необходимостью.

Таким образом, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, в соответствии с положениями ст. 84 КАС РФ в их системной взаимосвязи с положениями ч.2 ст,64 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации -рн от 06.05.2014 о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, не отвечает требованиям закона, в связи с чем подлежит отмене.

Поскольку распоряжение Минюста России -рн от 06.05.2014 признано незаконным, следовательно, и основанное на указанном распоряжении решение УФМС России по Республике Карелия о депортации от 05.04.2016 также является незаконным.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ суд

р е ш и л:

Административные исковые требования Миняева Ю. С. удовлетворить. Признать незаконными распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации -рн от 06.05.2014 года о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина, подлежащего освобождению из мест лишения свободы и решение Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Карелия от 05.04.2016 о депортации.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.Н. Картавых

Мотивированное решение изготовлено 25 июля 2016 года

2а-5852/2016 ~ М-5047/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Миняев Юрий Сергеевич
Ответчики
Министерство юстиции Российской Федерации
МВД по РК
УФМС России по Республике Карелия
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Картавых Маргарита Николаевна
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
31.05.2016Регистрация административного искового заявления
31.05.2016Передача материалов судье
01.06.2016Решение вопроса о принятии к производству
01.06.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.06.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.06.2016Судебное заседание
04.07.2016Судебное заседание
19.07.2016Судебное заседание
25.07.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.07.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.11.2016Дело оформлено
21.11.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее