Дело № 2-313/2021 12 февраля 2021 года
49RS0001-01-2020-005640-07
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
в составе председательствующего судьи Пановой Н.А.,
при секретаре Кузиной А.Ю.,
с участием прокурора Паскова А.В.,
представителя ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Обслуживающая организация города Магадана» Тишко Б.М.,
представителя ответчика Мэрии города Магадана Кучерявенко О.И.,
третьего лица Штомпель Е.К.,
представителя третьего лица Штомпеля Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Магадана в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Обслуживающая организация города Магадана», Мэрии города Магадана о возложении обязанности провести капитальный ремонт подпорной стены,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Магадана обратился в Магаданский городской суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с вышеназванным иском.
В обоснование требований указано, что решением общего собрания собственников многоквартирного дома № 34 по пр. Карла Маркса в г. Магадане от 28 мая 2016 года выбрана управляющая организация ООО «Обслуживающая организация города Магадана».
Отмечает, что подпорная стена является элементом благоустройства придомовой территории, а именно служит в целях предотвращения «сползания» грунта из-за разницы в высотных значениях между дворовым фасадом многоквартирного дома и детской площадкой для обеспечения беспрепятственного прохода к многоквартирному дому. Самостоятельно, отдельно от многоквартирного дома указанная стена не эксплуатируется и не несет никакого функционального назначения.
Указывает, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и подпорная стена, предназначенная для эксплуатации многоквартирного дома, в силу закона относятся к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома № 34 по пр-ту Карла Маркса в г. Магадане.
Считает, что ООО «Обслуживающая организация города Магадана», как организация, осуществляющая эксплуатацию (содержание) общего имущества вышеназванного многоквартирного дома, несет ответственность за соблюдением требований, предъявляемых к объектам, предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, в том числе к подпорной стене.
8 апреля 2020 года в ходе осмотра подпорной стены было установлено, что ее часть имеет разрушения и деформацию: отклонение от вертикали в сторону дома; вертикальные и наклонные трещины, разрушение арматуры; имеется просачивание поверхностных вод через стену.
По поручению Департамента САТЭК Мэрии г. Магадана МБУ «Служба технического контроля г. Магадана» была разработана проектно-сметная документация на капитальный ремонт подпорной стены, которая была направлена в обслуживающую организацию, однако обследование подпорной стены не проводилось, вопрос о ее ремонте, укреплении или демонтаже не решался.
По результатам проведенной проверки прокуратурой г. Магадана 10 апреля 2020 года генеральному директору ООО «Обслуживающая организация города Магадана» внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства с требованием принять меры по организации систематического наблюдения за состоянием подпорной стены; обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформации подпорной стены и осуществлению ее ремонта.
ООО «Обслуживающая организация города Магадана» приняты меры по организации систематического наблюдения за состоянием подпорной стены многоквартирного дома с помощью маяков, а также по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформации подпорной стены. Между тем требования в части проведения ремонта подпорной стены не исполнены.
Кроме того, считает, что вне зависимости от природы объекта, на котором возможно возникновение чрезвычайной ситуации, а также нахождения объекта в муниципальной или иной собственности, на органе местного самоуправления лежит обязанность по предотвращению возникновения чрезвычайной ситуации.
13 апреля 2020 года ЭКЦ УМВД России по Магаданской области проведено строительно-техническое исследование состояния железобетонной строительной конструкции (подпорной стены), по результатам которого сделаны выводы о том, что техническое состояние строительных конструкций подпорной стены оценивается как аварийное, характеризующееся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения.
Более того, территория Магаданской области относится к районам с высокой сейсмичностью, характеризуемой в основном возможностью землетрясений в 7-10 баллов шкалы MSK-64, вызывающих катастрофический характер или серьезный ущерб.
Приведенные обстоятельства, по мнению прокурора, свидетельствуют о возможности возникновения чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и их имуществу, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, в связи с чем орган местного самоуправления обязан заранее принять меры, направленные на предотвращение чрезвычайной ситуации.
Настаивает, что угроза возникновения чрезвычайной ситуации подлежит устранению путем проведения ремонта подпорной стены.
15 мая 2020 года главе муниципального образования «Город Магадан», мэру г. Магадана внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, которое оставлено без удовлетворения.
В своих ответах по состоянию на 30 ноября 2020 года ответчики сообщили, что работы по ремонту подпорной стены не проведены.
Настаивает на том, что бездействие ответчиков нарушает права и законные интересы граждан, неопределенного круга лиц, а также создает угрозу их жизни, здоровью и имуществу. Кроме того, обрушение подпорной стены приведет к блокировке входа (выхода) в многоквартирный дом, так как бетонная плита, обеспечивающая проход в многоквартирный дом через второй этаж, лежит непосредственно на подпорной стене.
Поскольку правоотношения Мэрии г. Магадана и ООО «Обслуживающая организация города Магадана» в части реализации полномочий по проведению капитального ремонта подпорной стены являются взаимосвязанными, поэтому считает, что обязанность по исполнению требований искового заявления должна быть возложена на обоих ответчиков совместно.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, прокурор г. Магадана просит суд обязать ответчиков в срок до 30 сентября 2021 года провести капитальный ремонт подпорной стены, расположенной по адресу: г. Магадан, пр-кт Карла Маркса, д. 34, в соответствии с проектно-сметной документацией по шифру 19-136-АС, СМ «Капитальный ремонт подпорной стены, расположенной по пр-ту Карла Маркса, 34 в г. Магадане», разработанной МБУ «Служба технического контроля города Магадана».
Определением судьи от 15 января 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечены собственники помещений вышеназванного многоквартирного дома Штомпель Е.К., Ишутинов Д.С., Казаринов В.З., Малиновская Т.М., Бабушкин Ю.А., Бабушкина Т.А., Максименко Г.И., Раханская Е.А., Захаревский А.А., Лисецкая А.В., Кончев А.Ю., Суханкина В.М., Басанский А.А., Бирюков С.А., Федорив В.И., Риттер П.А., Рыбальченко Э.В., Богомазов В.Ю., Коломейцев В.В., Басанский А.А., Васильева Н.А., Ягжева Э.М., (Порхун) Раханская О.В., Муниципальное образование «Город Магадан» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города Магадана, ОГБУЗ «Магаданский родильный дом».
Третье лицо Рыбальченко Э.В. для участия в судебном заседании не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в вое отсутствие.
Третьи лица Ишутинов Д.С., Казаринов В.З., Малиновская Т.М., Бабушкин Ю.А., Бабушкина Т.А., Максименко Г.И., Раханская Е.А., Захаревский А.А., Лисецкая А.В., Кончев А.Ю., Суханкина В.М., Басанский А.А., Бирюков С.А., Федорив В.И., Риттер П.А., Богомазов В.Ю., Коломейцев В.В., Басанский А.А., Васильева Н.А., Ягжева Э.М., (Порхун) Раханская О.В., представители третьих лиц Муниципального образования «Город Магадан» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города Магадана и ОГБУЗ «Магаданский родильный дом» для участия в судебном заседании не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
Учитывая надлежащее извещение участников процесса о времени и месте судебного разбирательства, суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании прокурор г. Магадана требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, дополнительно указав, что подпорная стена самостоятельным объектом недвижимого имущества не является, так как ее строительство осуществлялось вместе с многоквартирным домом в целях предотвращения «сползания» грунта, и если ее убрать, то грунтом будет засыпан весь первый этаж дома. Настаивает на том, что подпорная стена является конструктивной частью дома, обязанность по обслуживанию которой лежит на управляющей организации, которой меры по ее содержанию и ремонту не предпринимаются. При этом считает, что поскольку стена находится в аварийном состоянии и существует угроза ее обрушения, то Мэрия г. Магадана также должна принимать участие в ремонте подпорной стены.
Представитель ответчика ООО «Обслуживающая организация города Магадана» требования не признал, поскольку подпорная стена к общему имуществу собственников многоквартирного дома не относится, так как предметом благоустройства земельного участка не является, функции содержания или обслуживания дома не выполняет, здание дома и подпорной стены не имеют общего фундамента. Доказательства передачи подпорной стены на баланс управляющей организации или дома, а также включении ее в состав общего имущества дома отсутствуют. В приложении № 3 к договору управления многоквартирным домом от 1 июня 2016 года № 11, а также в техническом паспорте сведений о подпорной стене также не содержатся. Считает, что подпорная стена выполняет защитные функции от оползневых явлений не только в отношении спорного дома, но и в отношении других домов. Настаивает на том, что обязанность по ее содержанию лежит на Мэрии г. Магадана, поскольку находится на территории муниципального образования «Город Магадан», поэтому управляющая организация является ненадлежащим ответчиком. Отметил, что нахождение подпорной стены на земельном участке, предоставленном в общую долевую собственность собственникам многоквартирного жилого дома, не имеет правового значения в связи с нарушением порядка ее отнесения к сооружениям инженерной защиты. Просил в удовлетворении иска к ООО «Обслуживающая организация города Магадана» отказать.
Представитель ответчика Мэрии г. Магадана требования не признала, указав, что Мэрия г. Магадана является ненадлежащим ответчиком по делу. Мэрией г. Магадана в адрес управляющей организации 20 апреля 2020 года была направлена проектная документация «Капитальный ремонт подпорной стены, расположенной по пр-ту Карла Маркса, 34 в г. Магадане», однако последняя документацию не использовала, мер по разработке иной проектной документации не предпринимала, ремонтные работы подпорной стены не осуществляла. Считает, что своевременные мероприятия по обнаружению неисправностей подпорной стены и по устранению исключили бы аварийное состояние стены. Находит ошибочным довод истца о том, что обязанность проведения капитального ремонта подпорной стены вытекает из положений законодательства, регулирующего вопросы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, поскольку аварийное состояние подпорной стены обусловлено не стихийным бедствием или иным неконтролируемым событием, а систематическим бездействием управляющей организации, при этом в настоящее время состояние трещин подпорной стены стабильно. Настаивает на том, что проведение ремонта многоквартирного дома не отнесено к вопросам местного самоуправления, а потому возложение такой обязанности на органы местного самоуправления ввиду уклонения собственников и управляющей организации от исполнения прямых обязанностей является недопустимым. Полагает, что невыполнение работ по ремонту подпорной стены свидетельствует о нарушении ООО «Обслуживающая организация города Магадана» лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, а также нарушает права собственников помещений дома, в том числе Мэрии г. Магадана, в собственности которой также находятся жилые помещения в указанном доме. Просила в удовлетворении иска к Мэрии г. Магадана отказать.
Третье лицо, а также представитель третьего лица считали необходимым проведение капитального ремонта подпорной стены, так как она продолжает разрушаться, однако считают, что она не является общим имуществом собственников многоквартирного дома, поэтому необходимо установить кто за нее несет ответственность.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 указанного Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Положениями ст. 161 ЖК РФ определено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 указанного Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (ч. 1).
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
- соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
- безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
- доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
- постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (ч. 1.1).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 указанного Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем (ч. 2.3).
Как установлено судом и следует из материалов дела, управляющей организацией многоквартирного дома № 34 по пр-ту Карла Маркса в г. Магадане на основании решения внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 28 мая 2016 года является ООО «Обслуживающая организация города Магадана».
1 июня 2016 года между бывшим собственником жилого помещения № 24 указанного многоквартирного дома Королевой Л.В. и ООО «Обслуживающая организация города Магадана» заключен договор управления многоквартирным домом.
В соответствии с указанным договором управляющая организация ООО «Обслуживающая организация города Магадана» приняла на себя обязательства обеспечивать содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме за счет собственников помещений многоквартирного дома.
Тот факт, что подпорная стена расположена в границах земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 49:09:030122:39 с видом разрешенного использования: под многоквартирным домом площадью 2150 кв.м. по адресу: г. Магадан, пр-кт Карла Маркса, д. 34, подтверждается справкой об обмере земельного участка от 8 апреля 2020 года, представленной Управлением Росреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу по состоянию на 8 апреля 2020 года, которая также содержит информацию о том, что земельный участок поставлен на кадастровый учет 25 июля 2003 года.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2).
Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 5).
При этом из разъяснений, содержащихся в абз. 3 п. 66 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», следует, что если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (ч. 2 ст. 16 Вводного закона).
Учитывая, что земельный участок, на котором расположена подпорная стена, был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет 25 июля 2003 года, суд приходит к выводу о том, что право общей долевой собственности на указанный земельный участок у собственников помещений многоквартирного дома является возникшим с момента введения в действие ЖК РФ, то есть с 1 марта 2005 года.
Положениями ч. 1 ст. 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила № 491).
В силу п. 2 Правил № 491 в состав общего имущества включаются, в том числе:
в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома.
Проектная документация многоквартирного дома по адресу: г. Магадан, пр-кт Карла Маркса, д. 34 свидетельствуют о том, что строительство подпорной стены осуществлялось вместе с многоквартирным домом.
Опрошенный в судебном заседании в качестве специалиста заместитель начальника отдела государственного строительного надзора Управления архитектуры и градостроительства Магаданской области Вольман А.О. пояснил, что подпорная стена по адресу: г. Магадан, пр-кт Карла Маркса, д. 34 является классическим типом подпорных стен, она имеет монолитную железобетонную уголковую конструкцию и согласно проекту возводилась вместе с многоквартирным домом. Часть этой подпорной стены конструктивно используется совместно с конструкциями жилого дома в виде опирания выступающих плит выходов крыльц со двора дома и является одной из опор трех выходов из дома, то есть в крыльцах дома идут переходные плиты, которые опираются на указанную конструкцию подпорной стены. Подпорная стена имеет свой фундамент и также служит в целях удержания грунта и предотвращения его «сползания», так как в данном случае имеется перепад высот уровня цокольного этажа и прилегающей дворовой территории. Кроме того, подпорная стена, являясь монолитной и железобетонной, еще и защищает дом от поверхностных вод.
Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что подпорная стена, имея свой фундамент, конструктивно используется совместно с конструкциями жилого дома, так как является одной из опор трех выходов из дома, также она служит в целях удержания грунта и предотвращения его «сползания», а также выполняет водоотталкивающую функцию.
При этом какого-либо иного функционального назначения (отдельно от многоквартирного дома) указанная стена не несет, самостоятельно не эксплуатируется и признакам объекта недвижимого имущества, предусмотренным ст. 130 ГК РФ, не отвечает, а лишь улучшает полезные свойства жилого дома и земельного участка, на котором она расположена.
При этом доказательств, свидетельствующих о наличии у подпорной стены самостоятельного функционального назначения, необусловленного обслуживанием земельного участка или жилого дома, а также того, что земельный участок предоставлялся отдельно для строительства подпорной стены, как объекта недвижимости, и является самостоятельным объектом недвижимого имущества, представителем управляющей организации не представлено и в ходе судебного разбирательства не установлено.
Таким образом, земельный участок, на котором расположены спорный многоквартирный дом и подпорная стена, предназначенная для эксплуатации многоквартирного дома, в силу закона относятся к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома № 34 по пр. Карла Маркса в г. Магадане, а потому довод представителя ответчика ООО «Обслуживающая организация города Магадана» об обратном является несостоятельным.
То обстоятельство, что технический паспорт на многоквартирный дом не содержит сведений о подпорной стене, не освобождает управляющую организацию от обязанности по ее содержанию, поскольку фактически подпорная стена на земельном участке, принадлежащем собственникам многоквартирного дома, имеется, а обязанность по приведению в соответствие технической документации на многоквартирный дом, которая должна содержать актуальные сведения, в силу положений п. 20, 21 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 416, лежит на управляющей организации.
В соответствии с подп. «з» п. 11 Правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п. 42 Правил № 491).
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила № 170).
Согласно п. 2.1.3 Правил № 170 обнаруженные во время осмотров дефекты, деформации конструкций или оборудования зданий, которые могут привести к снижению несущей способности и устойчивости конструкций или здания, обрушению или нарушению нормальной работы оборудования, должны быть устранены собственником с привлечением организации по содержанию жилищного фонда или с другой привлеченной для выполнения конкретного вида работ организацией в сроки, указанные в приложении № 2.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна принимать срочные меры по обеспечению безопасности людей, предупреждению дальнейшего развития деформаций, а также немедленно информировать о случившемся его собственника или уполномоченное им лицо.
При появлении признаков неравномерных осадок фундаментов необходимо выполнить осмотр зданий, установить маяки на трещины, принять меры по выявлению причин деформации и их устранению. Исследование состояния грунтов, конструкции фундаментов и стен подвалов, как правило, производится специализированными организациями по договору (п. 4.1.3 Правил № 170).
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития (п. 4.2.1.1 Правил № 170).
Организации по обслуживанию жилищного фонда при обнаружении трещин, вызвавших повреждение кирпичных стен, панелей (блоков), отклонения стен от вертикали, их выпучивание и просадку на отдельных участках, а также в местах заделки перекрытий, должны организовывать систематическое наблюдение за ними с помощью маяков или другим способом. Если будет установлено, что деформации увеличиваются, следует принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. Стабилизирующиеся трещины следует заделывать (п. 4.2.1.14 Правил № 170).
Как установлено судом и следует из материалов дела, в связи с поступлением обращения в прокуратуру г. Магадана проживающего в вышеназванном доме Кончева А.Ю. о ненадлежащем содержании общего имущества многоквартирного дома (подпорной стены), прокуратурой принято решение о проведении в отношении ООО «Обслуживающая организация города Магадана» проверки.
В ходе проведенной 8 апреля 2020 года проверки с привлечением специалистов Управления архитектуры и градостроительства Магаданской области, Государственной жилищной инспекции в Магаданской области, Департамента ЖКХ и КИ Мэрии г. Магадана, Департамента САТЭК Мэрии г. Магадана в присутствии представителей ООО «Обслуживающая организация города Магадана» проведен осмотр подпорной стены многоквартирного дома № 34 по пр-ту Карла Маркса в г. Магадане, в ходе которого было установлено, что часть подпорной стены имеет разрушения и деформацию: отклонение от вертикали в сторону дома; вертикальные и наклонные трещины, разрушение арматуры; имеется просачивание поверхности через стену, что подтверждается актом от 8 апреля 2020 года и фотоснимками к нему.
Реестр подпорных стен на территории муниципального образования «Город Магадан» свидетельствует о том, что подпорная стена по адресу: г. Магадан, пр-кт Карла Маркса, д. 34 требует ремонта (состояние удовлетворительное).
МБУ «Служба технического контроля г. Магадана» разработана проектно-сметная документация по шифру 19-136-АС, СМ «Капитальный ремонт подпорной стены, расположенной по пр-ту Карла Маркса, 34 в г. Магадане».
Названным проектом предусматривается капитальный ремонт деформированной части существующей монолитной железобетонной конструкции на новую монолитную стену, железобетонную уголковую.
10 апреля 2020 года генеральному директору ООО «Обслуживающая организация города Магадана» прокурором г. Магадана внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства с требованием принять меры по организации систематического наблюдения за состоянием подпорной стены по адресу: г. Магадан, пр-кт Карла Маркса, д. 34; обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформации указанной подпорной стены и осуществлению ее ремонта.
В ответ на указанное представление 13 мая 2020 года генеральный директор обслуживающей организации сообщил, что специалистами ООО «Обслуживающая организация города Магадана» были проведены работы по установке маяков для систематического наблюдения за состоянием подпорной стены, проводятся работы по осмотру состояния указанных маяков, также были проведены работы по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформации подпорной стены с помощью сигнальной ленты.
Между тем сведений о принятии мер по проведению ремонта подпорной стены указанный ответ не содержит.
В дополнительном ответе на указанное представление от 17 июня 2020 года ООО «Обслуживающая организация города Магадана» сообщает, что обслуживающей организацией было проведено общее собрание собственников помещений многоквартирного дома в форме заочного голосования. Решение о ремонте подпорной стены принято не было. В данное время проводится работа по расчету ремонта подпорной стены с помощью системы габионов.
Доказательств надлежащего исполнения своих обязательств по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а именно осуществления ремонта вышеназванной подпорной стены сторона ответчика ООО «Обслуживающая организация города Магадана» в ходе судебного разбирательства не предоставила.
Таким образом, в судебном заседании установлен факт невыполнения управляющей организаций, в компетенции которой находится содержание в надлежащем техническом состоянии подпорной стены, как организации осуществляющей управление многоквартирным домом, работ по содержанию (ремонту) подпорной стены в интересах собственников помещений многоквартирного дома, что может привести к снижению допустимого уровня надежности многоквартирного дома, что, в свою очередь, нарушает конституционное право жильцов дома на благоприятные и безопасные условия проживания.
При этом отсутствие решения собственников помещений в многоквартирном доме о возложении обязанности по выполнению ремонта подпорной стены на управляющую организацию, а также неопределенность размера расходов, необходимых для содержания общего имущества, не освобождает управляющую организацию от соблюдения общеобязательных требований, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (текущего и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая организация не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Учитывая, что на ООО «Обслуживающая организация города Магадана», как на управляющей организации спорного многоквартирного дома, во исполнение договора управления лежит обязанность принять меры по обеспечению надлежащего технического состояния имущества собственников, в том числе инициировать собрание собственников для решения вопроса о проведении капитального ремонта подпорной стены, принимая во внимание значение подпорной стены, заключающегося в конструктивном использовании непосредственно с самим домом, удержании грунта от «сползания», а также в отводе сточных вод от дома, суд приходит к выводу о необходимости возложить на ООО «Обслуживающая организация города Магадана» обязанность по проведению капитального ремонта подпорной стены.
При таких обстоятельствах требования, предъявленные к ООО «Обслуживающая организация города Магадана» о возложении обязанности провести капитальный ремонт подпорной стены, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Разрешая требования прокурора г. Магадана, предъявленные к Мэрии г. Магадана, суд приходит к следующему.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.
При этом проведение ремонта многоквартирного дома к вопросам местного самоуправления не отнесено.
В ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций) дано понятие чрезвычайной ситуации, каковой является обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Из преамбулы названного Закона следует, что его действие распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Конкретные полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены в п. 2 ст. 11 указанного Закона, к ним относятся, в частности, осуществление финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ; разработка и утверждение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований.
Таким образом, на органе местного самоуправления лежит обязанность по предотвращению возникновения чрезвычайной ситуации.
В подтверждение своих доводов о том, что подпорная стена находится в аварийном состоянии, что, по мнению истца, свидетельствует о возможности возникновения чрезвычайной ситуации, прокурором представлена справка об исследовании от 7 мая 2020 года № 98, согласно которой в период с 13 апреля 2020 года по 7 мая 2020 года ЭКЦ УМВД России по Магаданской области проведено строительно-техническое исследование состояния железобетонной строительной конструкции (подпорной стены) по адресу: г. Магадан, пр-кт Карла Маркса, д. 34, по результатам которого экспертом сделан вывод о том, что техническое состояние строительных конструкций подпорной стены (участок подпорной стены длиной 16 м.п.) оценивается как аварийное. Категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения и (или) характеризующаяся кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта.
Между тем аварийное состояние подпорной стены не обусловлено аварией, опасным природным явлением, катастрофой, распространением заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийным или иным бедствием, которые могут повлечь человеческие жертвы, как это указано в Законе о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а вызвано систематическим бездействием управляющей организации.
Кроме того, представленные акты осмотра подпорной стены не свидетельствуют о том, что она находится в состоянии, представляющем угрозу для жизни и здоровья граждан, а потому на спорные правоотношения, по мнению суда, действие указанного Закона не распространяется, поскольку, как указывалось выше, обязанность по содержанию общего имущества собственников многоквартирного дома лежит на управляющей организации.
15 мая 2020 года главе муниципального образования «Город Магадан», мэру г. Магадана вынесено представление об устранении нарушений законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в котором прокурор потребовал принять меры по предотвращению обрушения подпорной стены вышеназванного многоквартирного дома.
В своем ответе от 19 июня 2020 года на представление прокурора Мэрия г. Магадана сообщила, что в рамках исполнения полномочий Закона об общих принципах организации местного самоуправления, закона о защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации Департаментом ЖКХ в адрес управляющей организации 20 апреля 2020 года направлена проектная документация с целью принятия мер по ремонту подпорной стены. 22 мая 2020 года Департаментом ЖКХ в адрес управляющей организации направлено письмо о необходимости принятия незамедлительных мер по информированию жителей многоквартирного дома о сложившейся ситуации, ограничению доступа жителей в подъезд № 3 многоквартирного дома путем закрытия входа со стороны фасада. Управляющей организации рекомендовано подготовить предложения собственникам помещений в многоквартирном доме о размере финансирования расходов на проведение ремонта подпорной стены и провести общее собрание собственников. Таким образом, Мэрией г. Магадана были предприняты в рамках своих полномочий все возможные меры по предотвращению обрушения подпорной стены многоквартирного дома.
Из актов выполненных работ от 27 апреля 2020 года, от 7 мая 2020 года, от 27 мая 2020 года, от 20 августа 2020 года, от 26 ноября 2020 года, составленных ООО «Обслуживающая организация города Магадана», следует, что в указанный период состояние трещин подпорной стены было стабильным.
В своем рапорте старший помощник прокуратуры г. Магадана от 10 февраля 2021 года сообщил заместителю прокурора г. Магадана, что в ходе осмотра подпорной стены установлено отсутствие маяков в виде гипсовых плиток № 1, 2, 5, маяков в виде пластиковых стяжек с пломбами № 5 и 6, а также ограждающая сигнальная лента.
Акт осмотра от 11 февраля 2021 года свидетельствует о том, что сигнальная лента и маяки восстановлены 11 февраля 2021 года, работы по ремонту и восстановлению подпорной стены не проводились, что свидетельствует о продолжении бездействия со стороны управляющей организации.
Поскольку нормами действующего законодательства проведение ремонта многоквартирного дома не отнесено к вопросам местного самоуправления, а обязанность по содержанию общего имущества собственников многоквартирного дома лежит на управляющей организации, суд приходит к выводу о том, что Мэрия г. Магадана является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, в связи с чем в удовлетворении требований, предъявленных к Мэрии г. Магадана, надлежит отказать.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При определении срока исполнения решения, судом принимается во внимание срок и порядок вступления решения в законную силу, правовой статус ответчика, характер и длительность допущенного нарушения.
Доказательств наличия объективных причин относительно невозможности исполнения решения к сроку, определенному прокурором в соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ, суду ответчиком не представлено и материалы дела не содержат.
Учитывая временные и финансовые затраты, необходимые на проведение капитального ремонта подпорной стены, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения: не позднее 30 сентября 2021 года, который является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины.
Поскольку прокурор был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, то с надлежащего ответчика ООО «Обслуживающая организация города Магадана» подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Магадана в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Обслуживающая организация города Магадана», Мэрии города Магадана о возложении обязанности провести капитальный ремонт подпорной стены удовлетворить частично.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Обслуживающая организация города Магадана» в срок до 30 сентября 2021 года провести капитальный ремонт подпорной стены, расположенной по адресу: г. Магадан, пр-кт Карла Маркса, д. 34, в соответствии с проектно-сметной документацией по шифру 19-136-АС, СМ «Капитальный ремонт подпорной стены, расположенной по пр-ту Карла Маркса, 34 в г. Магадане», разработанной МБУ «Служба технического контроля города Магадана».
В удовлетворении требований прокурора города Магадана в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Мэрии города Магадана о возложении обязанности провести капитальный ремонт подпорной стены отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Обслуживающая организация города Магадана» в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Магаданский городской суд Магаданской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Установить день составления мотивированного решения - 17 февраля 2021 года.
Судья Н.А. Панова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>