дело Уа-7205/2017
копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 05 декабря 2017 года
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Ерохиной А.Л.,
при секретаре Литвиновой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску А1 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска об оспаривании отказа, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Медюх Е.Г. обратилась в суд с иском к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска об оспаривании отказа, возложении обязанности. Требования мотивирует тем, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером У, категория земель – земли населенных пунктов, площадью 601 +/- 9 кв.м., расположенного по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Курганская. Административный истец обратилась в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о перераспределении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности с кадастровым номером У, в целях строительства индивидуального жилого дома. Письмом Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 07 июля 2017 года № М-11269 ей было отказано в перераспределении земельного участка, отказ мотивирован тем, что на испрашиваемом земельном участке в результате визуального обследования установлено, что на нем произрастает древесная растительность (лес). Медюх Е.Г. считает отказ незаконным, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Ж – 1 и не относится к землям лесного фонда, городским лесам и рекреации, каких-либо обременений в отношении него не установлено, не зарезервирован, иным лицам не предоставлен, а применение административным ответчиком аналогии закона при определении предельных размеров земельного участка не основано на законе. В связи с чем, просит признать отказ незаконным и возложить на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска обязанность согласовать схему перераспределения земельного участка с кадастровым номером У, категория земель – земли населенных пунктов, площадью 601 +/- 9 кв.м., расположенного по адресу: Российская Федерация, Х согласно поданному заявлению от 23 июня 2017 года № И-11269.
Административный истец Медюх Е.Г. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образов, доверила представлять свои интересы Коркиной И.Ю.
Представитель административного истца Коркина Е.Г., действующая на основании доверенности от 17 августа 2017 года, в судебном заседании исковые требования поддержала, просила об их удовлетворении.
Представитель административного ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не ходатайствовали.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
В соответствии со ст. 154 КАС РФ, с учетом мнения представителя административного истца, суд находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Выслушав мнение представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с ч. 1. ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Согласно ч.ч. 2 и 3 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В силу ч. 8 ст. 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Частью 12 ст. 39.29 ЗК РФ предусмотрено, что отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого осуществляется перераспределение, не является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. В этом случае заявитель обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельного участка, право собственности на который приобретает заявитель, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете такого земельного участка.
Частью 9 ст. 39.29 ЗК РФ предусмотрены основания для принятия решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Судом установлено, что Медюх Е.Г. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером У, категория земель – земли населенных пунктов, площадью 601 +/- 9 кв.м., расположенного по адресу: Российская Федерация, Х.
23 июня 2017 года Медюх Е.Г. обратилась в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о перераспределении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности с кадастровым номером У, в целях строительства индивидуального жилого дома. Письмом Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 07 июля 2017 года № М-11269 ей было отказано в перераспределении земельного участка, отказ мотивирован тем, что на испрашиваемом земельном участке в результате визуального обследования установлено, что на нем произрастает древесная растительность (лес). Кроме того, в качестве оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земли представителем административного ответчика в судебном заседании указано, что площадь образуемого земельного участка составляет 1199 кв.м., таким образом площадь испрашиваемого к перераспределению дополнительного земельного участка равна 598 кв.м. Из земель неразграниченной государственной собственности, испрашиваемых в целях увеличения земельного участка с кадастровым номером У, возможно образование земельного участка, как самостоятельного объекта недвижимости. Правилами землепользования и застройки городского округа города Красноярск, утвержденными решением Красноярского городского Совета Депутатов от 07 07.2015 В-122, в целях определения территориальных зон, установлено в пределах границ города Красноярска территориальное планирование, зонирование территории города испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1.
Частью 16 ст. 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
На основании статьи 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
(пп. 2 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ)
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (часть 2 статьи 11.3 ЗК РФ).
В силу части 3 указанной нормы исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:
1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;
2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;
3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;
4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;
5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
В силу положений статьи 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка по общему правилу обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, однако в целях образования земельного участка для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 13 ст. 11.10 ЗК РФ).
Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в частности, организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В соответствии со статьей 61 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.
Исходя из положений статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации зеленые зоны можно определить как леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, где запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. В составе зеленых зон, в свою очередь, выделяются лесопарковые зоны, выполняющие те же функции, но признаваемые таковыми в установленном порядке.
Приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. N 153 утверждены Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1.1 названных Правил зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории, лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов Федерации переданы в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения.
По смыслу данных норм, создание и охрана зеленых зон, лесопарковых зон и других озелененных территорий городских и сельских поселений осуществляется в соответствии с генеральным планом поселения и правилами землепользования и застройки. Ограничения на осуществление деятельности в границах территории, занятой деревьями и кустарниками, могут применяться только в том случае, если данная территория отнесена правилами землепользования и застройки к соответствующей территориальной зоне.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий.
В силу ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района. Границы территориальных зон могут устанавливаться по естественным границам природных объектов.
Статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом (пункт 11); а также зоны особо охраняемых территорий. В зоны особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение (пункт 12).
Органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 15).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 1007 утверждено Положение об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон.
Данным Положением установлен порядок определения функциональных зон в лесопарковых зонах защитных лесов, площади и границ лесопарковых зон и зеленых зон защитных лесов. В соответствии с утвержденным Положением функциональные зоны в лесопарковой зоне представляют собой части лесопарковой зоны, которые выделяются в целях дифференциации режима использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в различных частях лесопарковой зоны. Функциональные зоны, площадь и границы лесопарковой зоны, зеленой зоны устанавливаются решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации на основании утвержденной проектной документации. Сведения об установлении границ лесопарковых зон и зеленых зон вносятся в государственный кадастр недвижимости в качестве сведений о зонах с особыми условиями использования территории.
Доводы административного ответчика о расположении на испрашиваемом земельном участке леса не нашли своего подтверждения в судебном заседании, границы испрашиваемого земельного участка не выходят за границы зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1). Административным ответчиком не представлено сведений о том, что зеленые насаждения, находящиеся на испрашиваемом земельном участке, относятся к рекреационной зоне либо к зоне особо охраняемых территорий, входят в состав городских лесов.
Утверждения административного ответчика о том, что образование испрашиваемого земельного участка с целью увеличения земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100521:451 на 598 кв.м. не соответствует нормам действующего законодательства, фактически направлено на оформление земельного участка в обход процедуре торгов, не принимаются судом во внимание по следующим основаниям.
Правилами землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденными решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 N В-122, предусмотрены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1):
для индивидуального жилищного строительства (код - 2.1), малоэтажная многоквартирная жилая застройка (код - 2.1.1): минимальный - 0,06 га, максимальный - 0,20 га; с иными видами разрешенного использования: минимальный - 0,03 га, максимальный - 3 га (п. 4 ст. 14 Правил).
Площадь образуемого в результате перераспределения земельного участка составит 1199 кв.м., что менее 3 га.
При таких обстоятельствах суд находит требования и Медюх Е.Г. о признании незаконным решения Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска об отказе в заключении соглашения о перераспределения земельного участка подлежащими удовлетворению в части возложения на административного ответчика обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1199 кв.м. и повторно рассмотреть вопрос о заключении с А1 соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером У по адресу: Х и земель государственной и (или) муниципальной собственности согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенной к заявлению от 23 июня 2017 года вх. № М-11269.
При таком положении, учитывая законность обращения истца к ответчику с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка, суд находит не соответствующими закону основания отказа в предоставлении земельного участка истцу за плату.
Разрешая вопрос о сроке устранения нарушений в порядке ч. 3 ст. 227 КАС РФ, суд приходит к выводу об установлении административному ответчику Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска тридцатидневного срока для повторного рассмотрения вопроса о заключении соглашения и перераспределении земельного участка. Указанный срок является разумным и подлежит исчислению с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования А1 удовлетворить частично.
Признать отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска № М-11269 от 07 июля 2017 года в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером У по адресу: Х незаконным.
Возложить на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска обязанность тридцатидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1199 кв.м. и повторно рассмотреть вопрос о заключении с А1 соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером У по адресу: Х и земель государственной и (или) муниципальной собственности согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, прилаженной к заявлению от 23 июня 2017 года вх. № М-11269.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Подписано председательствующим
Копия верна
Судья Ерохина А.Л.